Фактор d

Высокая оценка D+ Низкая оценка D—
Возбудимость Флегматичность
Беспокойство Уравновешенность
Нетерпеливый Демонстративный Активный Ревнивый Высокое самомнение Непостоянный Бесцеремонный Спокойный Удовлетворенный Флегматичный Неревнивый Самокритичный Постоянный Тактичный

Ж

Оценки D+ характерны для человека, который проявляет повышенную импульсивность или сверхреактивность на слабые провоцирующие стимулы. Для таких людей характерны постоянное беспокойство, отвлекаемость, недостаточная концентрация внимания. Дети с высокими оценками по этому фактору плохо владеют собой, по незначительному поводу у них могут возникать бурные эмоциональные реакции, и их поведение сильно зависит от наличного состояния.

Оценки D— характерны для человека уравновешенного и сдержанного. Дети, имеющие низкие оценки по этому фактору, хорошо владеют собой даже в неблагоприятных ситуациях и при помехах их деятельности.

ФАКТОР Е

Высокая оценка Е+ Низкая оценка Е—
Доминантность Конформность
Настойчивость, напористость Покорность, зависимость
Независимый Самоуверенный Хвастливый, тщеславный Конфликтный, своенравный Нетрадиционный, мятежный Бесцеремонный Смелый, авантюристичный Подчиняющийся, ведомый Не уверенный в себе Скромный Доброжелательный, послушный Традиционный, робкий Тактичный Осторожный

Оценки Е+ характерны для человека властного, которому нравится доминировать и приказывать, контролировать и критиковать других людей. У такого человека выражено стремление к самоутверждению, самостоятельности и независимости, он живет по собственным соображениям, игнорируя социальные условности и авторитеты, агрессивно отстаивая свои права на самостоятельность и требуя проявления самостоятельности от других. Такая личность действует смело, энергично и активно, ей нравится «принимать вызовы» и чувствовать превосходство над другими.

Оценки Е— характерны для человека послушного, конформного и зависимого. Такой человек руководствуется мнением окружающих, не может отстаивать свою точку зрения, следует за более доминантными и легко поддается авторитетам. Для его поведения характерны пассивность и подчинение своим обязанностям, отсутствие веры в себя и в свои возможности, склонность брать вину на себя. Низкая доминантность обычно связана с успешностью обучения во всех возрастных группах.

ж

ФАКТОР F

Высокая оценка F+ Низкая оценка F—
Сургенсия Десургенсия
Беспечность Озабоченность
Жизнерадостный Спокойный Общительный Разговорчивый Доверчивый Бодрый, энергичный Импульсивный Гибкий, подвижный, находчивый Легкомысленный, небрежный Печальный, пессимистичный Тревожный Уединенный, интроспективный Молчаливый Подозрительный Вялый, апатичный Серьезный, осторожный Ригидный Ответственный

Оценки F+ характерны для человека, который имеет более простой и оптимистичный характер, легко относится к жизни, верит в удачу, мало заботится о будущем. Такой человек часто демонстрирует находчивость и остроумность, получает удовольствие от вечеринок, зрелищных мероприятий, работы, предполагающей разнообразие, перемены, путешествия.

Оценки F— характерны для человека ответственного, трезвого и серьезного в своем подходе к жизни. Но наряду с этим он склонен все усложнять и подходить ко всему слишком серьезно и осторожно. Его постоянно заботит будущее, последствия его поступков, возможности неудач и несчастий. Такому человеку тяжело расслабиться от защит, он старается планировать все свои действия.

ФАКТОР G

Высокая оценка G+ Низкая оценка G—
Сила «Сверх-Я» Слабость «Сверх-Я»
Высокая совестливость Недобросовестность
Ответственный, обязательный Моральный Зрелый Настойчивый, упорный Требовательный к порядку Дисциплинированный Безответственный, легкомысленный Беспринципный, пренебрегает обязательствами Незрелый Непостоянный, расслабленный Расхлябанный Потворствующий своим желаниям

Оценки G+ характерны для человека с развитым чувством ответственности, обязательного и добросовестного. Такой человек порядочен не потому, что это может оказаться выгодным, а по-

тому, что у него такие убеждения. Подобные люди точны и аккуратны в деталях, любят порядок, стремятся не нарушать правила, обладают хорошим самоконтролем.

Оценки G— характерны для человека, который проявляет слабый интерес к общественным нормам и не прилагает усилий для их выполнения. Он может презрительно относиться к моральным ценностям и ради собственной выгоды способен на нечестность или обман. Такой человек склонен к непостоянству, может иметь тенденции к социопатии.

ФАКТОР Н

Высокая оценка Н+ Низкая оценка Н—
Пармия Тректия
Смелость Робость
Общительный Беззаботный, не видит сигналов опасности Отзывчивый Дружелюбный Оживляется в присутствии противоположного пола, проявляет открытый интерес Эмоциональные и художественные интересы Любит быть на виду Застенчивый Осторожный, чувствительный к опасности Сдержанный Озлобленный Смущается в присутствии противоположного пола Ограниченные интересы Уединенный

Оценки Н+ характерны для человека нечувствительного к угрозам, смелого, решительного, имеющего тягу к риску и острым ощущениям. Такой человек не теряется при столкновении с нестандартными ситуациями и быстро забывает о неудачах, не делая необходимых выводов. Кроме этого, такая личность не испытывает трудности в общении, легко вступает в контакты, любит часто находится на виду, не стесняется публичных выступлений.

Оценки Я— характерны для человека, который обладает сверхчувствительной нервной системой и остро реагирует на любую угрозу. Такие люди зачастую робки, застенчивы, неуверенны в своих силах, часто терзаются чувством собственной неполноценности. Человек с низким значением по фактору Н, как правило медлителен, сдержан в выражении своих чувств, предпочитает иметь одного-двух близких друзей, проявляет заботу и внимание к окружающим, но не может поддерживать широкие контакты и не любит работать вместе с другими.

ФАКТОР /

Высокая оценка 1+ Низкая оценка I—
Премсия Харрия
Мягкосердечность, нежность Суровость, жестокость
Сентиментальный, эстетически утонченный Ранимый Склонный к фантазиям Действует по интуиции Мягкий, добрый Зависимый, нуждающийся в помощи и внимании Легкомысленный Ипохондричный Нетерпеливый, непостоянный Реалистичный «Толстокожий» Не склонный к фантазиям, практичный Действует по логике Несколько черствый Независимый, самоудовлетворенный Ответственный Не склонный к ипохондрии Эмоционально зрелый

Оценки /+ характерны для человека, отличающегося мягкостью, утонченностью, образностью, художественным восприятием мира. Такой человек зачастую обладает богатым воображением, тонким эстетическим вкусом и действует, ориентируясь на собственную интуицию. Он не любит «грубых» людей и «грубую» работу, но обожает путешествия и новые впечатления. Для него типичны тревожность и беспокойство по поводу состояния здоровья, снисходительность к себе и другим, зависимость и потребность в любви, внимании и помощи со стороны других людей.

Оценки I— характерны для человека, который отличается мужественностью, стойкостью, практичностью в делах и реализмом в оценках. В жизни такой человек опирается на здравый смысл и логику, больше доверяет рассудку, чем чувствам, интуиции предпочитает расчет, психические травмы преодолевает за счет рационализации. Подобные люди независимы, придерживаются собственной точки зрения, склонны принимать на себя ответственность.

ФАКТОР J

Высокая оценка /+ Низкая оценка /—
Коэстения Зеппия
Осторожный индивидуализм Интерес к участию в общих делах
Действует индивидуально Замкнутый Препятствует общим интересам Усталый Холодно относится к общегрупповым нормам Любит совместные действия Любит внимание Подчиняет личные интересы групповым Сильный, энергичный Принимает общегрупповые нормы

Оценки J+ характерны для человека, который считается разумным, рассудительным и упорным. Он обычно уделяет много внимания планированию своего поведения, анализу собственных ошибок и способов их преодоления. Такие люди знают, что по своим взглядам они сильно отличаются от сверстников, имеют меньше друзей, чем остальные, но не считают необходимым менять свое поведение и идти на поводу у группы. Отстаивая свою точку зрения, они могут быть жесткими и бескомпромиссными, не забывают несправедливого обращения и не прощают обид даже своим друзьям. В силу этого они не пользуются любовью окружающих, хотя их уважают и ценят те, кто хорошо с ними знаком.

Оценки /— характерны для человека живого, экспрессивного, деятельного и не критичного. Обычно такие люди хорошо учатся в школе, добиваются успехов в профессиональной деятельности. Но для таких людей возможны индивидуальные правонарушения и высокая вероятность исправления поведения под воздействием воспитания.

ФАКТОР О

Высокая оценка 0+ Низкая оценка О—
Гипотимия Гипертимия
Склонность к чувству вины Самоуверенность, уверенная адекватность
Печальный, унылый Озабоченный Чувствительный к замечаниям и порицаниям, ранимый Недооценивающий себя Боязливый, не чувствующий себя в безопасности Склонный к размышлениям Напряженный Жизнерадостный Спокойный Нечувствительный к замечаниям и порицаниям, безмятежный Самоуверенный Смелый, чувствующий себя в безопасности Активный Расслабленный

Оценки 0+ характерны для человека тревожного, подавленного, озабоченного настроением, легко плачущего. Такой человек склонен к печальным размышлениям в одиночестве, легко подвержен различным страхам и тяжело переживает любые жизненные неудачи. Он не верит в себя, склонен к самоупрекам, недооценивает своих возможностей, знаний, способностей. Для него характерны развитое чувство долга, подверженность чужому влиянию, зависимость настроения и поведения от одобрений или неодобрения со стороны окружающих. В обществе подобный

человек чувствует себя неуютно и неуверенно, держится скромно и обособленно.

Оценки О— характерны для человека веселого, бодрого, жизнерадостного. Он может легко переживать жизненные неудачи, верит в себя, не предрасположен к страхам, самоупрекам и рас-каиванию, слабо чувствителен к оценкам окружающих.

ФАКТОР Q2

Высокая оценка Q^t- Низкая оценка Q2
Самодостаточность Социабельность
Самостоятельность Зависимость от группы

Оценки Q2+ характерны для человека, который независим, самостоятелен, по собственной инициативе он не ищет контактов с окружающими, предпочитает работать один и самостоятельно принимать решения. У него хватает мышления, чтобы самостоятельно решать любые волнующие его проблемы.

Оценки Q2 характерны для человека несамостоятельного, зависимого и привязанного к группе. В своем поведении он ориентируется на мнение группы, нуждается в ее поддержке, советах и одобрении. Такой человек предпочитает жить и работать с другими людьми не потому, что он очень общителен, а потому, что у него отсутствует инициатива и смелость в выборе собственной линии поведения. Данная личность может легко попасть под влияние плохой компании и иметь неприятности с законом.

ФАКТОР Q3

Высокая оценка б3+ Низкая оценка Q,—
Контроль желаний Импульсивность
Высокий самоконтроль поведения Низкий самоконтроль поведения

Оценки <23+ свидетельствуют об организованности, умении хорошо контролировать свои эмоции и поведение. Такие личности способны эффективно управлять своей энергией и умеют хорошо планировать свою жизнь. Они думают, прежде чем действовать, упорно преодолевают препятствия, не останавливаются при столкновении с трудными проблемами, склонны доводить начатое до конца и не дают обещания, которые не могут выполнить. Подобные люди хорошо осознают социальные требования и заботятся о своей общественной репутации.

Оценки Q3— характерны для слабовольных и обладающих плохим самоконтролем людей. Такие люди слабо способны придать своей энергии конструктивное направление и не расточать ее. Они не умеют организовывать свое время и порядок выполнения дел. Как правило, подобные люди не остаются долго на одной работе и в силу этого не достигают мастерства и не идентифицируют себя с профессиональной деятельностью.

ФАКТОР Q4

Высокая оценка Q4+ Низкая оценка Q4
Фрустрированность Нефрустрированность
Напряженность Расслабленность

Оценки (Q4+ характерны для человека, у которого выражен классический невроз тревожности. Подобные люди постоянно находятся в состоянии возбуждения, с большим трудом успокаиваются, чувствуют себя разбитыми, усталыми и не могут оставаться без дела даже в обстановке, способствующей отдыху. Для таких людей характерны эмоциональная неустойчивость с преобладанием пониженного настроения, раздражительность, проблемы со сном, негативное отношение к критике.

Оценки (?4— характерны для людей, которые отличаются расслабленностью, отсутствием сильных побуждений и желаний. Такие люди невозмутимы, спокойно относятся к удачам и неудачам, находят удовлетворение в любом положении дел и не стремятся к достижениям и переменам (Рукавишников А.А., Соколова М.В. Факторный личностный опросник Р.Кеттелла — 95 // Руководство по использованию. СПб., 1995. С. 16—51).

Личностный опросник в предлагаемом варианте содержит 142 вопроса.

Инструкция: «Ниже содержатся вопросы, цель которых — выяснить Ваши взгляды и интересы. "Правильных" и "неправильных" ответов нет, так как каждый имеет право на свое мнение. Отвечайте точно и правдиво.

Отвечая на каждый вопрос, Вы можете выбрать один из трех вариантов ответа: "1", "2" или "3". Отвечая, помните о следующих правилах:

Вопросы слишком коротки, чтобы в них содержались все необходимые подробности. Представляйте типичные ситуации, не задумывайтесь над деталями. Не тратьте время на раздумья, да-

вайте первый естественный ответ, который приходит ш голову, старайтессь отвечать на несколько вопросов в минуту, тогда Вы закончите всю работу примерно за 35 минут.

Возможно, некоторые вопросы Вам будет трудно оггнести к себе; постарайтесь дать наиболее подходящий предполюжитель-ный ответ.

Помн]ите, что "плохих" и "хороших" ответов быть не может. Не старайтесь своими ответами произвести благоприятное впечатление:. Свободно выражайте свое собственное мненме».

ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК

1. Вы поняли инструкцию?

а) да б) не уверен в) нет

2. Во время коллективной загородной прогулки шии похода Вы бы П]редпочли:

а) ю одиночку осматривать лес

б) ше уверен

в) шгратъ с товарищами вокруг костра

3. Вы любите высказываться во время коллективного обсуждения?

а) да б) иногда в) нет

4. Есжи Вы сделали какую-то глупость, Вам бывает настолько плохо, что хочется «провалиться сквозь землю»?

а) да б) может быть в) нет

5. Ваш легко хранить увлекательные секреты? а) да б) иногда в) нет

6. Ко]гда Вы что-то решаете, Вы:

а) (сомневаетесь — вдруг захочется изменить свое решение

б) нечто среднее

в) чувствуете уверенность, что решение останется в силе

7. Вьн можете напряженно работать над чем-либо, если стоит шум?

а) да б) возможно в) нет

8. Когда предложения товарищей расходятся с Вашими, Вы не говоржте, что Ваше предложение лучше, потому что стараетесь не обидеть друзей?

а) да б) иногда в) нет

9. Вьи обычно просите кого-нибудь о помощи, когда самому Вам трудно выполнить какое-то задание?

а) редко б) иногда в) часто

10. Вы предпочитаете проводить время:

а) в шумных забавах

б) трудно сказать

в) в серьезной беседе о своих увлечениях

11. Из этих характеристик Вам больше подходит:

а) надежный вожак

б) нечто среднее

в) симпатичный, понятный человек

12. Собираясь на вечер или в гости, Вы чувствуете, что Вам не так уж интересно туда идти?

а) да б) возможно в) нет

13. Если Вы на кого-то справедливо сердитесь, Вы обычно кричите?

а) да б) может быть в) нет

14. Когда одноклассники Вас разыгрывают, Вы обычно веселитесь вместе с остальными, не чувствуя ни малейшего огорчения?

а) да б) может быть в) нет

15. Вас раздражает, если кто-то разговаривает с Вами, когда Вы о чем-то размышляете?

а) да б) трудно сказать в) нет

16. Вы можете сохранить бодрость, даже если дела идут плохо? а) да б) не уверен в) нет

17. Вы стараетесь, чтобы Ваши интересы и увлечения совпадали с интересами одноклассников?

а) да б) иногда в) нет

18. У большинства людей больше друзей, чем у Вас? а) да б) не уверен в) нет

19. Вы предпочли бы быть:

а) актером эстрады

б) трудно сказать

в) врачом

20. Вы считаете, что Ваша жизнь идет более гладко, чем у многих других?

а) да б) возможно в) нет

21. Бывает так, что Вы не можете сосредоточиться на чем-то из-за посторонних мыслей?

а) да, часто б) иногда в) нет, почти никогда

22. Вам хотелось бы играть на сцене, например, в школьной самодеятельности?

а) да б) не уверен в) нет

9 Е. И. Рогов, кн. I

23. Слово «сильный» означает то же, что и слово:

а) могущественный б) суровый в) выносливый

24. Слово «правда» противоположно по смыслу слову: а) фантазия б) ложь в) отрицание

25. Вы полностью понимаете то, чтю проходите в школе? а) да б) обычно в) нет

26. Когда мел скрипит по доске, у Вас от этого пробегает «мороз по коже»?

а) да б) может быть в) нет

27. Когда что-то никак не получается, Вам удается сдержать свое раздражение, не срывая его на др>угих людях?

а) часто б) иногда в) редко

28. Если кто-то в разговоре перебивает Вас, то Вы:

а) уступаете и даете ему высказаться

б) трудно решить

в) даете понять, что это не вежл[иво и не позволяете прерывать себя

29. Вы избегаете забираться в узкие пещеры (места) или подниматься на большую высоту?

а) да б) иногда в) редко

30. Вы всегда не прочь показать другим, как хорошо Вы можете работать по сравнению с остальными?

а) да б) иногда в) нет

31. Вы спрашиваете совета у родителей относительно своих дел и поступков в школе?

а) часто б) иногда в) редко

32. Вы можете беседовать с группой незнакомых людей, не запинаясь и не затрудняясь в выборе слов?

а) да б) может быть в) нет

33. Когда люди говорят про Вас что-то плохое, Вас это сильно расстраивает?

а) да б) нечто среднею в) нет

34. Вам больше нравится смотреть соревнование по боксу, чем танцы на льду?

а) да б) трудно сказать в) нет

35. Если кто-то обидел Вас, Вы вскоре снова сможете ему довериться?

а) да б) может быть в) нет

36. Вы чувствуете иногда, что мало на что годитесь и никогда не совершите ничего стоящего?

а) да б) может быть в) нет

37. Когда группа людей что-то делает, Вы:

а) принимаете в этом активное участие

б) нечто среднее

в) обычно только наблюдаете со стороны

38. Вы предпочли бы отправиться в путешествие:

а) один б) трудно решить в) с группой

39. Вас считают человеком, на которого всегда можно положиться и который все сделает точно и как следует?

а) да б) может быть в) нет

40. Читая приключенческую повесть, Вы:

а) просто получаете удовольствие

б) трудно решить

в) волнуетесь, благополучно ли она закончится

41. Вы испытываете раздражение, если приходится тихо сидеть и ждать, пока что-то начнется?

а) да б) нечто среднее в) нет

42. Вас раздражает, если люди берут Ваши вещи без спроса? а) да б) иногда в) нет

43. Слово «покупать» противоположно по смыслу слову: а) давать б) одалживать в) продавать

44. Слово «госпиталь» так относится к слову «больной», как слово «столовая» — к слову:

а) голодный б) еда в) обед

45. Вы всегда хорошо ладили со своими родителями, братьями и сестрами?

а) да б) трудно сказать в) нет

46. Если одноклассники играют во что-то без Вас, Вы:

а) считаете это простой случайностью

б) нечто среднее

в) обижаетесь и сердитесь

47. Люди говорят, что Вы иногда несобраны и легко увлекаетесь, хотя они считают Вас хорошим человеком?

а) да б) возможно в) нет

48. Находясь в автобусе или поезде, Вы говорите:

а) своим обычным голосом

б) нечто среднее

в) как можно тише

49. Вы бы предпочли:

а) быть самым популярным человеком в школе

б) трудно сказать

в) иметь самые лучшие оценки

т

50. Находясь в компании, Вы часто шутите и рассказываете смешные истории?

а) да б) иногда в) нет

51. Вы любите говорить ребятам о тсом, что нужно соблюдать правила?

а) да б) иногда в) нет

52. Вас легко обидеть?

а) да б) может быть в) нет

53. Когда другие, отставая, тормозятг Вашу работу, по-вашему, лучше:

а) подождать их б) трудно решилъ в) поторопить их

54. Вы больше восхищаетесь:

а) знаменитым спортсменом

б) трудно решить

в) знаменитым поэтом

55. Вы бы предпочли провести свобоодное время:

а) один, с книгой или коллекциеш почтовых марок

б) трудно решить

в) занимаясь под руководством дцругих каким-либо общим делом

56. Вы считаете, что Ваши дела идутг хорошо и что Вы делаете все, что можно от Вас ожидать?

а) да б) трудно сказатгь в) нет

57. Вам трудно вести себя так илш быть таким, каким Вас хотят видеть другие люди?

а) да б) трудно сказатгь в) нет

58. Если Вам нечего делать вечером!, Вы бы предпочли:

а) позвать несколько друзей и зашяться чем-нибудь вместе с ними

б) не уверен

в) почитать любимую книгу или: заняться любимым делом

59. Вам бы хотелось быть очень кра*сивым, чтобы люди везде обращали на Вас внимание?

а) да б) может быть в) нет

60. Когда приближается что-то важкное, например, экзамен или ответственное соревнование, Вы:

а) остаетесь совершенно спокойным и хладнокровным

б) нечто среднее

в) становитесь очень напряженншм и теряете покой

61. Если кто-то включает громкую музыку, когда Вы пытаетесь работать, Вы чувствуете, что Вам необходимо удалиться?

а) да б) может быть в) нет

62. Вы легко схватываете новый ритм в танце или в музыке? а) да б) может быть в) нет

63. Слово «шоссе» так относится к слову «колесо», как слово «тропа» — к слову:

а) пешеход б) нога в) телега

64. Если мать Сережи — сестра моего отца, то Сережин отец приходится моему брату:

а) двоюродным братом б) дедушкой в) дядей

65. Вы часто с увлечением составляете большие планы, а потом выясняется, что ничего из этого не выйдет?

а) да б) иногда в) нет

66. Если Вас застали в затруднительной, неловкой ситуации, Вы можете превратить все в шутку и выйти из положения?

а) как правило б) трудно сказать в) нет

67. Когда Вы запоминаете что-то иначе, чем другие, Вы часто спорите о том, что произошло на самом деле?

а) да б) может быть в) нет

68. У Вас бывает иногда так хорошо на душе, что буквально хочется петь и кричать?

а) да б) может быть в) нет

69. Вы бы предпочли работу:

а) безопасную и с размеренным ритмом, хотя и требующую напряжения

б) не уверен

в) связанную с разъездами и встречами с новыми людьми

70. Вы любите делать что-то совершенно неожиданное и поражающее других?

а) да б) иногда в) нет

71. Если бы все стали делать нечто такое, что Вы считаете неправильным, Вы:

а) присоединились бы к ним

б) не уверен

в) делали бы то, что считаете правильным

72. Вы можете нормально работать, не ощущая неловкости, если за Вами наблюдают?

а) да б) возможно в) нет

73. Вы бы предпочли провести свободное время:

а) в живописном парке

б) не уверен

в) на стадионе

74. Отдыхая на море, на озере, Вы бы предпочли:

а) смотреть рискованные лодочные гонки

б) не уверен

в) прогуливаться вдоль красивого берега с другом

75. Находясь в компании, Вы большей частью:

а) общаетесь с друзьями

б) трудно сказать

в) наблюдаете за происходящим

76. Вы всегда можете определить свои чувства, например, отличить усталость от скуки.

а) да б) может быть в) нет

77. Когда у Вас все великолепно, Вы:

а) готовы почти что «прыгать от радости»

б) трудно решить

в) внутренне радуетесь, но внешне кажетесь спокойными

78. Вы бы предпочли быть:

а) инженером-мостостроителем

б) трудно решить

в) артистом балета или цирка

79. Если Вам что-то сильно досаждает, по-вашему, лучше:

а) стараться не обращать внимания на это, пока не остынешь

б) трудно решить

в) найти способ разрядиться

80. Вы говорите иногда глупости только для того, чтобы посмотреть, что скажут на это другие?

а) да б) может быть в) нет

81. Если Вы проигрываете важную игру, Вы:

а) говорите: «В конце концов, это ведь только игра»

б) трудно ответить

в) сердитесь или злитесь на себя

82. Вы стараетесь избегать переполненных автобусов и многолюдных улиц, даже если это удлиняет дорогу?

а) да б) может быть в) нет

83. Слово «обычный» означает то же самое, что и слово: а) иногда б) всегда в) как правило

84. Бабушка дочери сестры моего брата — это:

а) моя мать б) жена моего брата в) моя племянница

85. У Вас почти всегда хорошее настроение, а) да б) среднее в) нет

86. Если у Вас все время что-нибудь портится или ломается, Вы, тем не менее, сохраняете спокойствие?

а) да б) может быть в) нет, я выхожу из себя

2S2

87. Вы когда-либо чувствовали неудовлетворенность и говорили себе: «Я наверняка мог бы сделать нашу школу лучше, чем это удается учителям»?

а) да б) может быть в) нет

88. Вы бы хотели быть:

а) архитектором-проектировщиком

б) трудно решить

в) певцом или музыкантом в эстрадном оркестре

89. Если бы представился случай совершить что-то действительно необычное и увлекательное, но в то же время опасное, Вы:

а) вероятно, не стали бы этого делать

б) не уверены

в) определенно сделали бы

90. Когда Вам нужно сделать что-то по дому, Вы:

а) очень часто просто не делаете этого

б) нечто среднее

в) всегда делаете это вовремя

91. Вы обычно обсуждаете свои дела с родителями? а) да б) иногда в) нет

92. Вы участвуете в обсуждении каких-либо дел Вашего класса? а) почти всегда б) иногда в) никогда

93. Если какая-то сделанная Вами работа должна быть показана важному лицу, Вы предпочли бы:

а) показать лично

б) трудно сказать

в) чтобы ее показал кто-то другой без Вашего личного присутствия

94. Погожим вечером Вы бы предпочли:

а) посмотреть мотогонки

б) трудно сказать

в) послушать музыку на открытой эстраде

95. Ваши манеры лучше, чем у большинства Ваших друзей? а) да б) не уверен в) нет

96. Вы легко усваиваете новые игры?

а) да б) нечто среднее в) нет

97. Вы считаете, что большинству людей Вы кажетесь порою угрюмым и унылым?

а) да б) трудно сказать в) нет

98. Можно сказать, что Вы, как и большинство людей, слегка побаиваетесь разряда молний?

а) да б) трудно сказать в) нет

99. Вы любите, когда Вам подробшо объясняют, что и как следует делать?

a)i да б) трудно сказать в) нет

100. Вы иногда замечали, просыпаясь утром, что так ворочались и метались во сне, что вся постель в беспорядке?

а)| часто б) иногда в) нет

101. Когда Вы по тихой, безлюдном улице возвращаетесь домой вечшром, Вам часто кажется, что ikto-to идет за Вами?

а)) да б) может быть в) нет

102. Вам неприятно в разговорах с одноклассниками рассказывать ю своих переживаниях.

а)) да

б)) иногда

в)) нет, я не испытываю неприятгного чувства

103. Попадая в новую компанию, Юы: а)) быстро осваиваетесь со всеми б)) трудно сказать

в)) Вам нужно много времени, чттобы узнать каждого

104. Прочитайте пять слов: «циркуль», «отвертка», «карандаш», «бумага», «линейка». Отметьте слово, которое не подходит к остальным:

а)) отвертка б) бумага в) линейка

105. Бывает так, что у Вас без отределенных причин резко меняется настроение?

а) да б) иногда в) нет

106. Когда Вы слушаете радио или смотрите телевизор, а вокруг смеются, разговаривают, Вам:

а) хорошо

б) трудно сказать

в) это мешает и раздражает

107. Если в компании Вы случайню скажете что-то неудачно или нешпопад, то Вы долго помните шб этом и испытываете неловкость?

а.) да б) может быть в) нет

108., Вы, бывало, всерьез думали <о том, что могли бы стать видным общественно-политическим деятелем, известным на всю страну'?

а.) часто б) иногда, в) никогда не думал

109.. Вас чаще считают человеком, который:

а) думает б) трудно сказать в) действует

ПО. Вас легко вовлечь в действия, которые, как Вам известно, являются плохими и неправильными?

а) да б) иногда в) нет

111. Вы бы расстроились, если бы Вам пришлось переезжать на новое место и заводить новых друзей?

а) да б) может быть в) нет

112. Вы считаете себя:

а) склонным к унынию и переменам настроения

б) трудно решить

в) вовсе не унылым

113. Вы часто проводите время или делаете что-то вместе с группой?

а) очень часто б) иногда в) почти никогда

114. Вы больше любите фильмы:

а) музыкальные б) трудно сказать в) о войне

115. Если кто-то испортил принадлежащую Вам вещь, Вы:

а) забудете об этом

б) трудно сказать

в) не упустите случая припомнить

116. Можно сказать, что Вы довольно взыскательны и даже привередливы в выборе друзей?

а) да б) может быть в) нет

117. Вам легко подойти и представиться важному лицу? а) да б) может быть в) нет

118. Вы считаете, что при совместном обсуждении вопросов люди часто тратят больше времени и принимают худшее решение, чем если бы это сделал один человек?

а) да б) может быть в) нет

119. Вы считаете, что делаете то, что должны делать в жизни? а) да б) не уверен в) нет

120. Вы чувствуете себя порой настолько запутавшимся, что сами не понимаете, что делаете?

а) да б) может быть в) нет

121. Если кто-то спорит с Вами, то Вы:

а) даете ему высказать все, что он хочет

б) трудно сказать

в) обычно перебиваете его раньше, чем он закончит

122. Если бы пришлось выбирать, Вы предпочли бы жить:

а) в тиши лесов, где слышно только пение птиц

б) трудно сказать

в) на многолюдной улице, где много происшествий

123. Работая на железной дороге, Вы предпочли бы быть:

а) проводником, имеющим дело с пассажирами

б) трудно решить

в) машинистом, ведущим поезд

124. Прочтите эти пять слов: «снизу», «около», «над», «позади», «М1ежду». Отметьте слово, которое; не подходит к остальным:

а) снизу б) между в) около

125. Если Вас просят взять на себя новое трудное дело, Вы:

а) рады этому и показываете, на что способны

б) трудно сказать

в) чувствуете, что не справитесь.

126. Если Вы поднимаете руку для ответа, и другие одновременно делают то же самое, Вы испытываете возбуждение?

а) иногда б) редко в) никогда

127. Вы предпочли бы быть:

а.) учителем б) трудно решить в) ученым

128.. В свой день рождения Вы предпочитаете:

а) чтобы Вас заранее спросили, какой подарок Вам хочется

б) трудно сказать

bi) чтобы подарок был для Вас с юрпризом 129.. Вы очень заботитесь о том, чтюбы не задеть и не обидеть других., даже в шутку?

at) да б) может быть в) нет

130_ Если Вы видите незнакомого человека с тяжелым чемоданом,, Вы:

at) предоставите ему возможность справиться самому

б) трудно сказать

в) поможете ему

131» Перед тем как высказать что-то в классе, Вы заранее убеждаетесь в собственной правоте?

а) всегда б) как правило; в) редко

132.. Бывает так, что из боязни последствий Вы стараетесь уклониться от принятия решения.

133.. В угрожающей ситуации Вы можете улыбаться и сохранять спокойствие.

а) да б) может быть в) нет

134. Вам случается почти что плакать над некоторыми книгами или пьесами?

а) да, часто б) иногда в) нет, никогда

135. Оказавшись за городом, Вы бы предпочли:

а) организовать классный пикник

б) трудно сказать

2й6

в) изучать в лесу различные породы деревьев

136. Во время коллективного обсуждения Вы часто замечаете, что:

а) занимаете особую позицию

б) трудно сказать

в) соглашаетесь с остальными

137. Ваши чувства бывают так напряжены, что Вы, кажется, готовы «взорваться» от их избытка?

а) часто б) иногда в) редко

138. Вы предпочитаете друзей, которые любят:

а) дурачиться

б) трудно сказать

в) быть более серьезными

139. Если бы Вы не были человеком, Вы бы предпочли быть:

а) орлом на горной вершине

б) трудно сказать

в) тюленем в стаде, на берегу моря

140. Вы обычно точный и аккуратный человек? а) да б) нечто среднее в) нет

141. Вам действуют на нервы мелкие неприятности, даже если Вы знаете, что они не очень существенны?

а) да б) может быть в) нет

142. Вы уверены, что ответили на все вопросы? а) да б) может быть в) нет

Для оценки ответов существует специальный ключ, представляющий собой матрицы с отверстиями. Он накладывается на листы для ответов и оценивает каждый ответ по трехбалльной шкале: 0, 1, 2 (по фактору В — интеллектуальность — могут быть получены только 0 или 1).

Каждый личностный параметр оценивается через суммирование оценок по группе разбросанных по всему тесту вопросов. Суммарная оценка по этому фактору заносится после соответствующей латинской буквы на листе для тестов.

Обработка полученных материалов осуществляется следующим образом. Специальный ключ, представляющий собой матрицу с отверстиями, накладывается на бланк с ответами. Каждый ответ (А — да, Б — не знаю, В — нет) имеет свою условную стоимость в очках для каждого вопроса. Затем очки переводятся в условные баллы (стены). Оценка по факторам для каждого испытуемого приобретает символ при сравнении ее со средними оценками.

Оценка ответов на вопросы по фактороам (первая цифра — омер вопроса, затем шифр ответа и стоимоэсть ответов в баллах):

А: 26—1 балл; 2в—2 балла; За—2 балла; Звб—1 балл; 22а—2 бал-

а; 226—1 балл; 426—1 балл; 42в—2 балла!; 62а—2 балла; 626—

балл; 826—1 балл; 82в—2 балла; 1Q26— 1L балл; 102в—2 балла;

03а—2 балла; 1036—1 балл; 1226—1 балл; 122в—2 балла; 123а—

балла; 123(6—1 балл.

В: 23а—1 балл; 246—1 балл; 43в—1 бали; 44а—1 балл; 636— балл; 64в—1 балл; 83в—1 балл; 84а—1 балла; 1046—1 балл; 1246— балл.

С: 46—1 балл; 4в—2 балла; 5а—2 балла; 556—1 балл; 66—1 балл;

в—2 балла; 25а—2 балла; 256—1 балл; 26а—2 балла; 266—1 балл;

5а—2 балла; 456—1 балл; 656—1 балл; 65bs—2 балла; 85а—2 бал-

;а; 856—1 балл; 1056—1 балл; 105в—2 балла;; 125а—2 балла; 1256—

балл.

D: 76—1 балл; 7в—2 балла; 27а—2 баллга; 276—1 балл; 466—

балл; 46в—2 балла; 47а—2 балла; 476—1 баалл; 666—1 балл; 66в—

! балла; 67а—2 балла; 676—1 балл; 866—1 баллл; 86в—2 балла; 87а—

! балла; 876i— 1 балл; 1066—1 балл; 106в—2! балла; 126а—2 балла;

266—1 балл.

Е: 86—1 балл; 8в—2 балла; 9а—2 балла; 9С6—1 балл; 286—1 балл;;8в—2 балла; 48а—2 балла; 486—1 балл; 68(16—1 балл; 68в—2 бал-ia; 88а—2 балла; 886— 1 балл; 1076—1 балл;; 107в—2 балла; 108а—! балла; 108(6—1 балл; 1276—1 балл; 127в—22 балла; 128а—2 балла; 286—1 балл.

F: 10а—2 балла; 106—1 балл; 296—1 балхл; 29в—2 балла; 30а—

\ балла; 306—1 балл; 49а—2 балла; 496—1 баалл; 50а—2 балла; 506—

балл; 696—1 балл; 69в—2 балла; 70а—2 балша; 706—1 балл; 896—

балл; 89в—2 балла; 1096—1 балл; 109в— 12 балла; 1296—1 балл;

29в—2 балла.

G: Па—2 балла; 116—1 балл; 31а—2 балша; 316—1 балл; 51а—! балла; 516—1 балл; 716—1 балл; 71в—2 балша; 906—1 балл; 90в—! балла; 91а—2 балла; 916—1 балл; 1106—11 балл; ПОв—2 балла; 1116—1 балл; Пв—2 балла; 1306—1 балл; 130в—2 балла; 131а—! балла; 1316—1 балл.

Н: 126—1 балл; 12в—2 балла; 32а—2 балша; 326—1 балл; 526—

. балл; 52в—2 балла; 72а—2 балла; 726—1 баалл; 926—1 балл; 92в—

! балла; 93а—2 балла; 936—1 балл; 1126—11 балл; 112в—2 балла;

13а—2 балла; 1136—1 балл; 1326—1 балл; 132в—2 балла; 133а—

! балла; 13316—1 балл.

2Ь8

/: 136—1 балл; 13в—2 балла; 33а—2 балла; 336—1 балл; 346—

1 балл; 34в—2 балла; 53а—2 балла; 536—1 балл; 546—1 балл; 54в—

2 балла; 73а—2 балла; 736—1 балл; 746—1 балл; 74в—2 балла; 946— 1 балл; 94в—2 балла; 114а—2 балла; 1146—1 балл; 134а—2 балла; 1346—1 балл.

/: 146—1 балл; 14в—2 балла; 15а—2 балла; 156—1 балл; 356—

1 балл; 35в—2 балла; 55а—2 балла; 556—1 балл; 756—1 балл; 75в—

2 балла; 95а—2 балла; 956—1 балл; 1156—1 балл; 115в—2 балла; 116а—2 балла; 1166—1 балл; 1356—1 балл; 135в—2 балла; 136а— 2 балла; 1366—1 балл.

О: 166—1 балл; 16в—2 балла; 36а—2 балла; 366—1 балл; 566—

1 балл; 56в—2 балла; 57а—2 балла; 576—1 балл; 766—1 балл; 76в—

2 балла; 77а—2 балла; 776—1 балл; 966—1 балл; 96в—2 балла; 97а— 2 балла; 976—1 балл; 1176—1 балл; 117в—2 балла; 137а—2 балла; 1376-1 балл.

Q2: 176—1 балл; 17в—2 балла; 18а—2 балла; 186—1 балл; 376—

1 балл; 37в—2 балла; 38а—2 балла; 386—1 балл; 586—1 балл; 58в—

2 балла; 78а—2 балла; 786—1 балл; 986—1 балл; 98в—2 балла; 118а— 2 балла; 1186—1 балл; 1386—1 балл; 138в—2 балла; 139а—2 балла; 1396—1 балл.

Qy 196—1 балл; 19в—2 балла; 39а—2 балла; 396—1 балл; 596—

1 балл; 59в—2 балла; 79а—2 балла; 796—1 балл; 806—1 балл; 80в—

2 балла; 99а—1 балл; 996—2 балла; 1006—1 балл; ЮОв—2 балла; 119а—2 балла; 1196—1 балл; 1206—1 балл; 120в—2 балла; 140а— 2 балла; 1406—1 балл.

Q4: 206—1 балл; 20в—2 балла; 21а—2 балла; 216—1 балл; 406—

1 балл; 40в—2 балла; 41а—2 балла; 416—1 балл; 606—1 балл; 60в—

2 балла; 61а—2 балла; 616—1 балл; 816—1 балл; 81в—2 балла; 101а— 2 балла; 1016—1 балл; 1216—1 балл; 121в—2 балла; 141а—2 балла; 1416—1 балл.

Таблица 3.4 Нормативные данные

1. Стеновые нормы: мальчики 13—15 лет (п = 315)

\Стены                    
Фак\                    
торы \                    
А 0-3 4-5   7-8 9-10     13-14   16-20
В 0-2                
С 0-3     6-7 8-9   11-12   14-15 16-20
D 0-4   6-7 8-9   11—12   14-15   17—20

Окончание табл. 3.4

ены N                    
E F G H I J O Q2 Q3 Q4 0-4 0-4 0-3 0-4 0-3 0-1 0-1 0-4 0-4 0-3 S-6 S-6 4 5-6 5 2-6 4-5 7 7-8 5-6 7 5-6 3-4 3-4 6-7 7-8 8 9-10 7 8-9 7 5-6 5-6 8-9 9 7-8 9 11-12 10-11 8-9 7-8 7-8 10 13-14 9-Ю 10 9-Ю 9-10 11-12 11-12 11 15 11 13 11-112 11 13 13-114 11-112 12 16-17 12 14-15 13-14 12-13 12-13 14-15 13 18-19 13-14 16-17 15-16 14-15 14-15 16-17 16 14-15 14-20 20 15-20 18-20 17-20 16-20 16-20 18-20 17-20 16-20

2. Стеновые нормы: девочки 13—15 л(ет (и = 245)

гены                    
К                    
  0-4 :5-б 7-8 9-10   12—13 14-15 16—17 18-19  
В 0—2             9-10
С 0-2 :з-4 5-6   8-9 10-11 12-13   15-16 17-20
D 0-4 :5-б     9-10 11-12 13! 14-15 16-17 18-20
Е 0-2     5-6     9-110   12-13 14-20
F 0-5   7-8 9-10 11-12 13-14 15-16   18-19  
G 0-3 •4-5   7-8   10-11 12! 13-14 15-16 17-20
Н 0-3 4-5 6-7 8-9 10-11   13—14 15-16 17-18 19-20
I 0-2 :з-4   6-7   9-10   12-13 14-15 16-20
J 0-5 16-7 8-9   11-12 13-14 15—16   18-19  
О 0-2   4-5 6-7 8-9 10-11 12! 13-14 15-16 17-20
Q2 0—4 5-6         11—12     15-20
Q3 0-4   6-7   9-Ю   12—13   15-16 17-20
2< 0-4 5-6   8-9 10-11   13—14 15-16 17-18 19-20

Глава 4. РАБОТА ПСИХОЛОГА С ЛИЦАМИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

Особенности работы психолога со старшеклассниками обусловлены теми проблемами, которые являются типичными для данного возрастного этапа и прежде всего потребностью юноши занять внутреннюю позицию взрослого человека, самоопределиться в окружающем мире, понять себя, свои возможности и свое назначение в жизни. Несмотря на незаконченность процесса формирования личности, юношеский возраст допускает использование приемов и методик, разработанных с целью диагностики и коррекции поведения взрослых (естественно, при условии их соответствующей адаптации). Среди основных причин, обусловливающих трудности и противоречия развития психической сферы старшеклассников и требующих вмешательства психолога, необходимо обратить внимание прежде всего на следующее.

На психофизиологическом уровне юноши могут испытывать дискомфорт по следующим причинам:

незавершенность полного физического развития по всем параметрам;

ощущение своей физической непривлекательности (хотя бы по одному из параметров) — синдром дисморфофобии;

неустойчивость эмоциональной сферы;

особенности высшей нервной деятельности;

высокий уровень ситуативной тревожности.

Наиболее информативными диагностическими методиками в данном случае могут служить наблюдение, беседа, аппаратурные методы, соответствующие шкалы опросника Айзенка и 16-фак-торного опросника Кеттелла, шкала ситуативной тревожности Ч.Спилбергера. Среди осознаваемых и неосознаваемых причин, препятствующих формированию юноши на индивидуально-личностном уровне, можно отметить:

задержки развития теоретического мышления;

отсутствие навыков и приемов смысловой памяти;

маленькими объем оперативной памяти; неразвитость основных компонентов внимания (объем, переключение, распределение и прон.);

нереалшстичность воображения, оторванность его от практики;

высокюй уровень личностной тревожности;

чрезмершое преобладание 1-й или 2-й сигнальной системы (художественный или мыслительный тип);

несформированность волевой сферы.

Оценка указанных параметров и сопоставления их со средне-возрастньпми нормами может осуществляться как при пюмощи наблюдении, так и по стандартным тестам оценки внимания, памяти, мгышления, воображения. Кроме того, здесь могут быть использовганы тесты Айзенка, Векслера, а также соответствующие шкальы 16-факторного опросника Кеттелла, шкала личностной тревожности Ч.Спилбергера.

Объектгивно и субъективно важные проблемы личностного уровня прсоявляются у старшеклассника в следующем:

недостагточный уровень самостоятельности;

неадеквгатность самооценки и уровня притязания;

несфоршированность мировоззрения, нравственных эталонов и идеалов;;

отсутствзие конкретных жизненных целей и устремлений;

сохранение подросткового негативизма;

неудовгаетворенность собой.

Выявить наличие данных дефектов личностной сферы позволяют такиег методы, как беседа, методика выявления самоюценки С.Будасси,, метод неоконченных предложений, сочинения на соответствующую тему, проективные методики (Люшер, «несуществующее;животное» и проч.).

Трудности, возникающие в процессе взаимодействия юноши с другшми людьми на микрогрупповом уровне проявляются в трех основных сферах общения: в семье, с учителями и сверстниками. Эти трудности могут быть определены следующим образом:

несфоршированность навыков общения (как замкнутость, за-стенчивостгь, так и чрезмерная болтливость);

неадеквзатное понимание сущности высших человеческих чувств, отношений дружбы и любви;

преобладание эгоистических тенденций, деформированное понятие справедливости;

излишнсяя критичность, скептицизм в восприятии чужих мыслей, высказываний;

неприятие позиций и требований взрослых, отсутствие уважения и признания авторитета в отношении к ним;

неадекватные претензии на статус и роли в различных группах;

ярко выраженные тенденции к «самопоказыванию», оригинальничанью;

проявление юношеского максимализма в отношениях с окружающими.

Для определения этих тенденций, помимо наблюдения, беседы, экспертного заключения, могут быть использованы социометрия!, референтометрия, метод неоконченных предложений, опросники, оценивающие компетентность в общении, метод групповой дискуссии.

Если попытаться выделить причины, ведущие к трудностям адаптации юноши на социальном уровне, то здесь наиболее часто обращают на себя внимание соотношения таких вопросов:

понимание смысла жизни и имеющиеся жизненные планы;

отношение к общественной жизни страны и собственная политическая активность;

отношение к разным видам труда (теоретическому — практическому, умственному — физическому и проч.) и реальные возможности в овладении профессией;

профессиональные интересы и мотивы выбора профессии;

совпадение учебных и профессиональных интересов;

чувство долга и стремление к социальному одобрению.

Очевидно, что многие из указанных проблем можно выявить только в ходе беседы или групповой дискуссии, хотя отдельные методики, как, например, опросник профессиональных предпоч-тений Е.Климова, шкала М.Крауна и другие, вполне уместно использовать и на этом уровне.

В целом, необходимо заметить, что практически диагностика любой проблемы, волнующей юношу, должна строиться с учетом двух факторов: с одной стороны, это место, которое она занимает в целостной картине возрастного развития, а с другой — собственно, по ее влиянию на личность. Сочетание этих подходов позволяет более адекватно строить стратегию консультационного и коррекционного воздействия. В противном случае, если планируемые изменения оказываются слишком обширными и опережающими возможности старшеклассника, он может оказаться не готовым к их принятию или же эффект воздействия окажется слишком кратковременным.

4.1. ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

4.1.1. Исследование личноссти с помощью Фрайбургского личностного опросника (FPI)

Тест начала разрабатывать в 1963 г:, группа исследователей, куда входили И.Фаренберг, Х.Зарг, Р.ГГампел. Впервые тест был издан в 1970 г., второе в 1973 г., а треетье издание — в 1978 г. В Западной Европе тест используется инаиболее часто.

Это многофакторный личностный тгест, пригодный для диагностики некоторых важных свойств л1ичности; он годится для нормальной популяции в целях анализа! свойств личности, в клинической практике используется для инддивидуальной диагностики. Это надежное средство для практичческих и научно-исследовательских целей.

Опросник построен не на отдельнозй теории личности, а на англо-саксонских психологических взгглядах, используемых в то время в опросниках. В окончательном i виде он сформулирован заново и его можно считать оригинальннои методикой. Опросник экономичен и предоставляет относите^льно много количественной информации о важных личностньых факторах. К основным относятся следующие характеристики сопросника:

предназначен для широкого круга шспытуемых;

не подходит для малоинтеллигентшых испытуемых (находящихся в пределах нижнего квантиля);

имеются параллельные формы, что необходимо для методов такого типа; существует и сокращенными вариант;

является компромиссом между аналпизом гомогенности заданий и факторным анализом;

возможно индивидуальное и группоэвое предъявление теста;

время для выполнения зависит от фоормы опросника и длится от 20 до 50 минут;

оценка производится с помощью шаблонов, полученный первичный индивидуальный результат пероеводится на производный показатель;

на оценочном бланке можно нагляддно изобразить представительство отдельных факторов.

Для исследования необходимы ощросник с инструкцией и бланк для ответов.

Опросник FPI содержит 12 шкал; фоорма В отличается от полной формы только в два раза меньшимi числом вопросов. Общее количество вопросов в опроснике — 1114. Один (первый) вопрос

ни в одну из шкал не входит, так как имеет проверочный характер. Шкалы опросника I—IX являются основными, или базовыми, а шкалы X—XII — производными, интегрирующими. Производные шкалы составлены из вопросов основных шкал и обозначаются иногда не цифрами, а буквами Е, N и М соответственно.

Шкала I (невротичность) характеризует уровень невротиза-ции личности. Высокие оценки соответствуют выраженному невротическому синдрому астенического типа со значительными психосоматическими нарушениями. (Этот фактор, используя психологическую терминологию, можно более детально характеризовать следующим образом: нервность — нервный, болезненный, не умеющий выйти из положения, уделяет внимание собственным чувствам).

Шкала II (спонтанная агрессивность) позволяет выявить и оценить психопатизацию интротенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о повышенном уровне психопатизации, создающем предпосылки для импульсивного поведения.

Спонтанная агрессивность — агрессивный, импульсивный, непосредственный, неуживчивый.

Шкала III (депрессивность) дает возможность диагностировать признаки, характерные для психопатологического депрессивного синдрома. Высокие оценки по шкале соответствуют наличию этих признаков в эмоциональном состоянии, в поведении, в отношениях к себе и к социальной среде.

Депрессивность — расстроенный, робкий, неуверенный, грустный, внутренне терзается.

Шкала IV (раздражительность) позволяет судить об эмоциональной устойчивости. Высокие оценки свидетельствуют о неустойчивом эмоциональном состоянии со склонностью к аффективному реагированию.

Возбудимость — нетерпимый, импульсивный, возбудимый, напряженный, непосредственный, щепетильный.

Шкала V (общительность) характеризует как потенциальные возможности, так и реальные проявления социальной активности. Высокие оценки позволяют говорить о наличии выраженной потребности в общении и постоянной готовности к удовлетворению этой потребности.

Дружность — разговорчивый, дружеский, общительный, подвижный, предприимчивый.

Шкала VI (уравновешенность) отражает устойчивость к стрессу. Высокие оценки свидетельствуют о хорошей защищенности к воздействию стресс-факторов обычных жизненных ситуаций, ба-

зирующейся на уверенности в себе, оптиимистичности и активности.

Умеренность — хорошо настроен, устоййчивый, упорный, спокойный, самоуверенный, доверчивый, деяятельный.

Шкала VII (реактивная агрессивность)) имеет целью выявить наличие признаков психопатизации экстрратенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о высоко><м уровне психопатизации, характеризующемся агрессивным оттношением к социальному окружению и выраженным стремленнием к доминированию.

Реактивная агрессивность, отстаиваниае своих взглядов — реактивно агрессивный, отстаивающий своее мнение, эгоцентрический, авторитарный, недоверчивый, домиинантный.

Шкала VIII (застенчивость) отражает ппредрасположенность к стрессовому реагированию на обычные жиазненные ситуации, протекающему по пассивно-оборонительномчу типу. Высокие оценки по шкале отражают наличие тревожноости, скованности, неуверенности, следствием чего являются тррудности в социальных контактах.

Сдержанность — сдержанный, со сниженнной способностью контакта, неуверенный, растерянный, стыдлинвый, взволнованный.

Шкала IX (открытость) позволяет харрактеризовать отношение к социальному окружению и уровень сгамокритичности. Высокие оценки свидетельствуют о стремлении i к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающим™ людьми при высоком уровне самокритичности. Оценки по даннной шкале могут в той или иной мере способствовать анализу исскренности ответов обследуемого) при работе с данным опроснииком, что соответствует шкалам лжей других опросников.

Искренность — самокритичный, откриытый, признает и собственные недостатки и ошибки.

На основании статистических операцийй были прибавлены еще три фактора:

Е — экстраверсия—интроверсия;

N — эмоциональная лабильность—устсойчивость;

М — мужественность—женственность...

При включении добавочных шкал былао отобрано 39 потенциальных Е-31аданий и 53 потенциальные N-эзадания. Статистически были элиминированы те, которые корреелировали с заданиями иного фактора (N или Е), и было полученао 24 задания для Е и N.

Следующая добавочная шкала — мужкественность — аналогична с Те:стом мужественности и женстгвенности авторов Тер-мэна и Майлза и производна от других оэпросников. Шкала со-

стоит из тех заданий (в окончательной версии их 24), которые высоко различали мужчин и женщин (Р = 0,01...0,001) и которые оправдали себя на основании перекрестной валидизации при сравнении молодых мужчин и женщин.

Шкала X (экстраверсия—интроверсия) — высокие оценки по шкале соответствуют выраженной экстравертированности личности, низкие — выраженной интровертированности.

Экстраверсия—интроверсия — общительность, уровень активности в общественной жизни, живость, поиск или, наоборот, избегание контакта с людьми (фактор связан с пятью шкалами теста, прежде всего со шкалой № 5 — дружность и шкалой № 2 — спонтанная агрессивность).

Шкала XI (эмоциональная лабильность) — высокие оценки указывают на неустойчивость эмоционального состояния, проявляющуюся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции. Низкие оценки могут характеризовать не только высокую стабильность эмоционального состояния как такового, но и хорошее умение владеть собой.

Эмоциональная лабильность — стабильность — эмоциональная устойчивость или же неустойчивость, колебание настроений, возбудимость, напряженность, депрессивность, грусть или оптимизм, радостность (фактор связан с четырьмя шкалами, главным образом со шкалой № 3 — депрессивность и шкалой № 4 — возбудимость).

Шкала XII (маскулинизм—феминизм) — высокие оценки свидетельствуют о протекании психической деятельности преимущественно по мужскому типу, низкие — по женскому.

Мужественность—женственность — активность, уровень ас-сертивности, самомнение, находчивость (фактор связан с семью шкалами, главным образом со шкалой № 1 — нервность и шкалой № 8 — искренность).

Сам опросник и его структура соответствуют традиционным личностным опросникам: содержит вопросы, высказывания, касающиеся способов поведения, состояний, ориентации, навыков и физических трудностей, на которые испытуемый может ответить «согласен» или «не согласен». Опросник можно использовать в четырех версиях:

Форма С (общая) содержит 212 вопросов, занимает больше всего времени, но ее достоинством является то, что на один фактор направлено больше вопросов. Ее используют в условиях неограниченного времени и при достаточном интересе со стороны испытуемого, исключающем выбор случайных ответов.

Формы А и В (альтернативные), каждая ссодержит 114 вопро-в, высказываний и годится для повторного ттестирования и груп-вого предъявления теста.

Форма К (сокращенная) состоит из 76 з вопросов. Ее пре-[ущество в ее краткости. Все версии взаиммно высоко коррели-ют и тем самым подтверждают обоснованнность их самостоя-пьности.

Конструкция метода отличается обдуманнностью и поэтапной оверкой психометрических показателей; ] высока вероятность зграничения вариантов (за исключением (трех заданий); дан-ie, касающиеся гомогенности заданий и стабильности теста во емени, положительны (наименее стабилыьна шкала № 9). Отдается высокая степень корреляции междеду формами А и В. эложительные результаты показало сравнеение метода с други-i личностными методами (личностным оппросником Айзенка, MPI, опросником Кеттелла 16 PF и т.п.).

Исследование может проводиться индивидцуально либо с груп-»й испытуемых. В последнем случае необяходимо, чтобы каж-ш из них имел не только персональный блшанк для ответов, но отдельный опросник с инструкцией. Размяещаться испытуемые лжны так, чтобы не создавать помех дрруг другу в процессе боты. Психолог-исследователь кратко изллагает цель исследо-ния и правила работы с опросником. Важкно при этом достичь •ложительного, заинтересованного отношаения исследуемых к шолнению задания. Их внимание обращаюот на недопустимость аимных консультаций по ответам в процеессе работы и каких-[6о обсуждений между собой. После этих: разъяснений психо-ir предлагает внимательно изучить инструкццию, отвечает на воп-юы, если они возникли после ее изучения, [, и предлагает перей-[ к самостоятельной работе с опросником.!.

Обработка результатов s

1. Получение первичных, или «сырых», с оценок. Необходимо щготовить матричные формы ключей кажддой шкалы на основе >щего ключа опросника: в бланках чистых оттгветных листов, иден-[чных тем, которыми пользовались испылтуемые, вырезаются пена» в клетках, соответствующих номеру/ вопроса и варианту вета. Полученные таким образом шаблонны поочередно, в со-ветствии с порядковым номером шкалы ннакладываются на за-шненный исследуемым лист ответов и подщечитывается количе-во отметок (крестиков), совпавших с «окннами» шаблона.

Протокол исследования Профиль личности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


Номер шкалы Первичная оценка Стандартная оценка, баллы
             

double arrow