Цилиндрическая прямозубая передача

На рис. 7.6 изображено цилиндрическое колесо с прямыми зубьями. Часть зубчатого колеса, содержащая все зубья, называется венцом; часть колеса, насаживаемая на вал, называется ступицей. Делительная окружность диаметром d делит зуб на две части — головку зуба высотой А„и ножку зуба высотой hf высота зуба h = ha + hf. Рас­стояние между одноименными профилями соседних зубьев, измеренное по дуге делительной окружности, называется окружным дели­тельным шагом зубьев и обозначается р.

Шаг зубьев слагается из окружной толщины зуба;и ширины впадины е. Дли­на хорды, соответствующая окружной толщине зуба, называется тол­щиной по хорде и обозначается s. Линейная величина, в π раз меньшая окружного шага, называется окружным делительным модулем зубьев, обозначается т и измеряется в миллиметрах (впредь слова «окружной делительный» в терминах будем опускать)

т = р/п.

Модуль зубьев — основной параметр зубчатого колеса. Для пары ко­лес, находящихся в зацеплении, модуль должен быть одинаковым. Моду­ли зубьев для цилиндрических и конических передач регламентированы ГОСТом. Значения стандартных модулей от 1 до 14 мм приведены в табл. 7.1.

Таблица 7.1

Модули, мм

1-й ряд 2-й ряд 1-й ряд 2-й ряд
  1,125   4,5
1,25 1,375   5,5
1,5 1,75    
  2,25    
2,5 2,75    
  3,5    

Примечание. При назначении модулей 1-й ряд следует предпочитать 2-му

Все основные параметры зубчатых колес выражают че­рез модули, а именно: шаг зубьев

р = πт;

диаметр делительной окружности

(так как длина делительной окружности равна πd = pz, а

р = πт,то d = pz/π = mz, гдеz — число зубьев колеса). Последняя фор­мула позволяет определить модуль как число миллиметров диаметра де­лительной окружности, приходящихся на один зуб колеса.

В соответствии со стандартным исходным контуром для цилиндри­ческих зубчатых колес (рис. 7.7) высота головки зуба ha = m, высота ножки зуба hf = m + c = 1,25m, где с = 0,25т — радиальный зазор; в пре­делах глубины захода hd =2m профиль исходного контура прямолиней­ный; радиус закругления у основания зуба ri = 0,25т.

Высота зубьев цилиндрических колес

h=ha+hf=2,25m

Диаметр вершин зубьев

da=d+2ha=mz+2m=m(z+2)

диаметр впадин

df=d-2hf=mz-2*1,2m=m(z-2,5)

Расстояние между торцами зубьев колеса называется шириной венца. Контакт пары зубьев цилиндрической прямозубой передачи тео­ретически происходит по линии, параллельной оси; длина линии контакта равна ширине венца. В процессе работы передачи пара зубьев входит в зацепление сразу по всей длине линии контакта (что сопровождается уда­ром зубьев), после чего эта линия перемещается по высоте зуба, остава­ясь параллельной оси.

Межосевое расстояние цилиндрической передачи с внешним и внут­ренним зацеплением

a=(d1+-d2)/2=m(z1+-z2) /2

называется делительным межосевым расстоянием (знак минус для внутреннего зацепления). Если межосевое расстояние отличается от делительного, то оно обозначается aw.

Прямозубая передача имеет только торцовое перекрытие. Коэффициент торцового перекрытия εa равен отношению угла торцового перекрытия φа к угловому шагу τ, т. е. εa = φа /τ. Для прямозубых передач рекомендуется εа 1,2.

ГОСТом на допуски для цилиндрических зубчатых колес и передач установлены двенадцать степеней точности, обозначенных цифрами (первая степень — наивысшая). Для каждой степени точности установле­ны нормы: кинематической точности, плавности работы и контакта зубьев колес и передач.

В процессе изготовления зубчатых передач неизбежны погрешности | в шаге, толщине и профиле зубьев, неизбежно радиальное биение венца, колебание межосевого расстояния при беззазорном зацеплении контролируемого и измерительного колес и т. д. Все это создает кинематиче-1 скую погрешность в углах поворота ведомого колеса, выражаемую линейной величиной, измеряемой по дуге делительной окружности. Ки­нематическая погрешность определяется как разность между действительным и расчетным углом поворота ведомого колеса. Нормы кинематической точности регламентируют допуски на кине­матическую погрешность и ее составляющие за полный оборот колеса. Нормы плавности устанавливают допуски на циклическую (многократно повторяющуюся за один оборот) кинематическую погрешность колеса и ее составляющие. Нормы контакта устанавливают размеры суммарного пятна контакта зубьев передачи (в процентах от размеров зубьев) и допуски на параметры, влияющие на этот контакт, устанавли­вают также нормы бокового зазора зубьев.

В машиностроении зубчатые передачи общего назначения изготов­ляют по 6—9-й степеням точности. Цилиндрические прямозубые колеса 6-й степени точности применяют при окружных скоростях колес до 15 м/с; 7-й степени — до 10 м/с; 8-й степени — до 6 м/с; 9-й — до 2 м/с.

Рассмотрим силы, действующие в зацеплении прямозубой цилиндриче­ской передачи (рис. 7.8). При изобра­женном на этом рисунке контакте пары зубьев в полюсе П скольжение (следо­вательно, и трение) отсутствует, зацеп­ление будет однопарным и силовое взаимодействие колес будет заклю­чаться в передаче по линии д а в л е н и я (нормали NN) силы нормального давления Fn. Разложим эту силу на две взаимно перпен­дикулярные составляющие Ft и Fr называемые соответственно ок­ружной и радиальной силами, тогда

Ft = Fn cosα, Fr = Fn sin α,

где α — угол зацепления.

Если известен передаваемый вращающий момент Ти диаметр d де­лительной окружности, то

Ft= , Fr= Ft tgα

(так как α = 20°, то Fr = 0,36 Ft).

Сила Ft вызывает вращение ведомого колеса и изгибает вал колеса в горизонтальной плоскости, сила Fr изгибает вал в вертикальной плоскости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: