Место и роль России в мировой культуре


Большую роль в развитии самосознания русского народа сыграла …

народная культура

православная церковь

этническая культура

культурная самоидентичность

Тема 1: Культурология как наука и учебная дисциплина

1. Семиотический метод изучения культуры нацелен на исследование …

символов и знаковых систем культурных конфликтов

динамики культур

функций культуры

3. К предметному полю культурологии не относится…

филология

культуроведение

экология культуры

история культуры

4. Целью культурологии является такое изучение культуры, на основе которого формируется ее …

понимание

эстетическое значение

дидактическое назначение

социальная организация

5. Среди проблем культурологии доминирует вопрос о …

сущности культуры и ее социальных функциях

происхождении культуры

возникновении искусства

эволюции общества

Решение: Среди проблем культурологии доминирует вопрос о сущности культуры и ее социальных функциях. Этой узловой проблеме подчинены вопросы о структуре культуры и ее типологии, о единстве и многообразии культур, о зарождении культуры и обусловливающих ее социальных факторах.

6.В предмете культурологии культура представлена в виде … моделей поведения мировой художественной культуры в ее историческом развитии теорий и моделей развития человеческих обществ духовной связи между различными историческими периодами Решение: Предметом культурологии является культура в ее развитии, в различных формах, видах, в ее функционировании и конфликтах. Причем, культура понимается как сложное образование, вбирающее в себя искусство, систему знаний, освоенных обществом, нравы, способы (технологии) поведения, принятые в разных сферах человеческой деятельности.

7.В исследовательском фокусе культурологии находится(-ятся) … образ жизни людей шедевры мирового искусства гармоничное начало общества этические начала жизни социума

Решение: Предметом культурологии является культура в ее развитии, в различных формах, видах, в ее функционировании и конфликтах. Причем, культура понимается как сложное образование, вбирающее в себя искусство, систему знаний, освоенных обществом, нравы, способы (технологии) поведения, принятые в разных сферах человеческой деятельности.

8. К основным задачам культурологии не относится … исследование социальной структуры различных человеческих коллективов изучение генезиса культуры в целом, а также отдельных явлений и процессов в культуре наиболее глубокое, полное и целостное объяснение культуры, ее сущности, содержания, признаков и функций разработка категориального аппарата, методов и средств изучения культуры

Решение: Основными задачами культурологии являются: наиболее глубокое, полное и целостное объяснение культуры, ее сущности, содержания, признаков и функций; изучение генезиса (происхождения и развития) культуры в целом, а также отдельных явлений и процессов в культуре; определение места и роли человека в культурных процессах; разработка категориального аппарата, методов и средств изучения культуры; взаимодействие с другим науками, изучающими культуру, исследование развития отдельных культур.

9.В центре внимания культурологии находится (-ятся) … общие теоретические проблемы культуры исследование конкретных культур изучение произведений искусства высшие достижения человеческого духа Решение: Центральное место в культурологии занимают общие теоретические проблемы, без которых невозможно понимание самых существенных сторон жизни человека и общества. При этом в равной степени актуально изучение традиционных проблем культуры и проблематики, возникшей в условиях современного развития. Прежде всего это вопросы о том, что являет собой культура независимо от конкретных форм, в которых она представлена, каковы ее истоки и причины ее возникновения, как она соотносится с другими формами человеческого бытия: природой, обществом, историей.

10.Сделать диахронный «срез» изучаемого культурного объекта или процесса, проследить его развитие позволяет _______ подход. генетический структурно-функциональный аксиологический семиотический Решение: Генетический подход предполагает такое исследование культуры, которое позволяет понять интересующий нас феномен с точки зрения его возникновения и развития. Иными словами, это принцип научного историзма, без которого объективный анализ культуры невозможен. Этот подход позволяет сделать диахронный «срез» изучаемого культурного объекта или процесса, проследить его развитие от момента возникновения и до настоящего времени. 11. При историческом подходе необходимо установить … влияние древней культуры на современную развитие и угасание культурных явлений во времени правила интерпретации памятников истории значение выдающихся личностей в истории культуры 12. К собственно культурологическим методам не относится … компаративный подход структурно-функциональный подход индукция и дедукция герменевтический подход Тема 2: Культурология в системе наук о человеке, обществе и природе 1.Господствующее значение в культурной антропологии получило направление, выдвигавшее … объяснительную задачу изучения культуры описательный подход к изучению культуры сравнительное изучение культурных форм наблюдение за культурными феноменами Решение: Господствующее значение в культурной антропологии получило направление, выдвигавшее объяснительную задачу изучения культуры. Оно было связано с так называемой «поведенческой установкой» в понимании взаимодействия культуры и человека. Именно объяснительная установка дает возможность расширить представление о динамичных и функциональных процессах культур: аккультурации, культурных контактах и взаимодействиях, диффузии, традиции и др. 2.Функционирование культуры, само ее существование обеспечивается постоянно действующими … социальными институтами правовыми нормами культурными механизмами процессами диффузии Решение: Функционирование культуры, само ее существование обеспечивается постоянно действующими социальными институтами, такими, например, как семья, устойчивые социальные группы, сплоченные общностью профессиональных или деловых интересов и увлечениями, учреждения образования и воспитания, государство, религиозные структуры, бизнес, рынок и др. 3.Культуролог должен уважать традиции изучаемого им сообщества для того, чтобы … понять его культуру повысить свой культурный уровень поднять свой социальный статус познать самого себя Решение: Характерной чертой культурологического метода можно считать преодоление дистанции между исследователем и предметом познания. Нельзя понять культуру общества или человека, не сжившись с нею, не погрузившись в ее смысл, не разделяя ее глубинных ценностей. 4.Социология заимствует у культурологии … некоторые методы полевого исследования научные термины логику научного вывода результаты научных исследований Решение: В рамках культурологии сложилась собственная система терминов – слов, имеющих строго определенное значение. Эти слова заимствованы из разных источников: из иных отраслей знания (философии, социологии, истории); из языка повседневной жизни. У культурологии есть и собственные методы изучения. Они входят в технологию получения гуманитарного знания и включают в себя наблюдение, истолкование, проверку, наконец, включение в большую теорию. Когда речь идет об этнографических методах, социологи прежде всего вспоминают о включенном наблюдении как исследовательской практике, характеризующей классический этнографический инструментарий. Особенности познавательного аппарата этнографии оказались привлекательными при изучении социальных явлений развитых индустриальных обществ и постепенно оформились в самостоятельную социологическую традицию. 5.Культура представляет собой одну из самых сложных систем, своего рода сверхсистему, элементами которой являются подсистемы – отдельные культурные … сферы достижения феномены понятия Решение: Культура представляет собой одну из самых сложных систем, своего рода сверхсистему, элементами которой являются подсистемы – отдельные культурные сферы. В ней могут быть выделены подсистемы материальной и духовной культуры, искусства и т.д., каждая из них может рассматриваться как относительно (и только относительно) самостоятельная система. 6.Пересечение культурологии и истории культуры обусловлено тем, что … культурная жизнь является частью общей исторической картины культура и история развиваются по общим законам культурные и исторические процессы определяются экономическими факторами культура является предметом изучения истории Решение: Культура определенным образом попадает в круг исторического знания. Имеется два основных аспекта пересечения этих наук. Во-первых, исторический подход распространяется на сферу культурной жизнедеятельности человека, которая не может быть выделена из общей исторической картины общества. В свою очередь многие фундаментальные выводы истории невозможны без учета процессов, происходящих в сфере культуры. Во-вторых, культурное развитие человека делает его все более значимым фактором исторического процесса, обеспечивая наполнение истории гуманистическим содержанием и смыслом. 7. Предмет социологии культуры составляет … обусловленность культуры уровнем социально-экономического развития культурная специфика социальных институтов культурное оформление социально-экономических процессов воздействие социальности на культуру 8. Место культурологии в современном гуманитарном знании определяется … включением курса «Культурология» в образовательный процесс влиянием ее методов и выводов на социологию, историю, экономику ее продолжительной историей нравственным и эстетическим содержанием культурологии 9. В отличие от культурной антропологии культурология … исследует только современные культуры не занимается описанием культур использует методы исследования, возникшие в обществоведении исследует только общие законы развития культуры Тема 3: Структура культурологи 1.Разделами культурологии являются … прикладная культурология история культурологических учений психология культуры этнология Решение: Культурология представляет комплекс отраслей, или разделов научного знания, и процесс их дифференцирования свидетельствует о развитии науки. В состав культурологи входят пять взаимосвязанных разделов: 1) история мировой и отечественной культуры; 2) история культурологических учений; 3) социология культуры; 4) культурная антропология; 5) прикладная культурология. 2.В соответствии с задачами культурологической науки все ее знания подразделяются на _____ и ______ знания. фундаментальные прикладные теоретические методологические Решение: В соответствии с задачами культурологической науки все ее знания подразделяются на два вида – фундаментальные и прикладные знания. Фундаментальная культурология призвана выявлять общие закономерности развития культуры и изучать культурные процессы на основе общих закономерностей социокультурной жизни, ее проявлений и процессов. Прикладная культурология должна разработать методику целенаправленного прогнозирования и управления социокультурными процессами в рамках государственной социальной и культурной политики. 3.На теоретическом уровне культурологии происходит … создание концепций формулировка законов обобщение знаний о явлениях культуры систематизация эмпирического материала Решение: На теоретическом уровне культурологии происходит создание теорий, концепций и формулировка законов. 4.На уровне теории культуры … изучаются функции культуры разрабатывается методология культурологических исследований анализируются культурные системы, складывающиеся по этническому признаку исследуются стереотипы сознания и поведения Решение: Самый высокий уровень исследования и обобщения в социальной культурологии представляет собой обобщение в масштабе общих закономерностей, определяющих культурные явления и процессы как особые категории человеческого существования. Это уровень общей теории культуры, рассматривающий ее как основной результат коллективной жизнедеятельности людей. На этом уровне создается понятийный аппарат культурологии, разрабатывается методология и методика исследования феноменов культуры. Кроме того, создаются общие объяснительные концепции структуры культуры, ее типологии и динами, рассматривается связь культуры и природы, культуры и цивилизации, изучаются функции культуры. 5.Разделами культурологии являются … прикладной исторический теоретический прогностический Решение: Культурология представляет комплекс отраслей, или разделов научного знания, и процесс их дифференцирования свидетельствует о развитии науки. В состав культурологи входят пять взаимосвязанных разделов: 1) история мировой и отечественной культуры; 2) история культурологических учений; 3) социология культуры; 4) культурная антропология; 5) прикладная культурология. 6.На втором уровне психологии культуры основное внимание уделяется … исследованию механизмов социокультурной самоидентификации личности изучению механизмов социализации созданию общей социокультурной теории личности анализу творческой деятельности человека Решение: Второй уровень исследования психологии культуры может быть назван психологией группового взаимодействия и социального воспроизводства личности, на этом уровне изучаются теории и методики воспитания личности. Основное внимание уделяется изучению: - механизмов социализации – овладение человеком общими знаниями и навыками жизни в обществе, освоение им различных видов социальной практики; - механизмов инкультурации – овладение человеком «азбукой» своей культуры, усвоения ее норм и ценностей, стереотипов поведения, что делает его культурно компетентным в обществе, в котором он живет; - механизмов социокультурной самоидентификации личности – самоопределение человека, осознание им своей принадлежности к определенной политической, этнической, социальной и другим группам. 7.На уровне теории культуры … создается понятийный аппарат культурологии создаются концепции динамики культуры анализируются исторические варианты социокультурных систем анализируются культурные формы Решение: Самый высокий уровень исследования и обобщения в социальной культурологии представляет собой обобщение в масштабе общих закономерностей, определяющих культурные явления и процессы как особые категории человеческого существования. Это уровень общей теории культуры, рассматривающий ее как основной результат коллективной жизнедеятельности людей. На этом уровне создается понятийный аппарат культурологии, разрабатывается методология и методика исследования феноменов культуры. Кроме того, создаются общие объяснительные концепции структуры культуры, ее типологии и динамики, рассматривается связь культуры и природы, культуры и цивилизации, изучаются функции культуры. 8. Задачами прикладной культурологии являются … создание теоретико-методологического обоснования принимаемых решений разработка моделей культуры изучение исторических типов культуры определение принципов и моделей деятельности 9. К фундаментальному культурологическому знанию относится исследование проблем … культурной политики форм культуры методологии изучения культуры типологии культуры Тема 4: Культура как объект исследования в культурологи 1.Признание самоценности культуры каждого народа, лежащей в основе образа жизни как отдельного человека, так и целых обществ, составляет суть ______ подхода к культуре. антропологического социологического философского обыденного Решение: Культуролог Л. Е. Кертман выделил три подхода к определению культуры – антропологический, социологический и философский. Суть антропологического подхода – в признании самоценности культуры каждого народа, которая лежит в основе образа жизни как отдельного человека, так и целых обществ. Иными словами, культура – это способ существования человечества через многочисленные локальные культуры. 2.Идеология, управленческая работа, военное и полицейское дело относятся к специализированному уровню _______ культуры. политической хозяйственной правовой художественной Решение: На специализированном уровне политическая культура – это государственная политика, идеология, управленческая работа, военное и полицейское дело и пр. 3.Под культурой понимают … внебиологический способ деятельности людей биологически обусловленный способ деятельности людей проявление художественного гения (таланта) воплощение духовности в бездуховном мире Решение: Культура – внебиологический способ деятельности людей, исполняющих свои социальные роли в обществе. Внебиологический способ деятельности можно иначе назвать социальной технологией. 4.В подходе М. С. Кагана к структурированию культуры существует три формы материальной предметности – человеческое тело, техническая вещь и … социальная организация артефакт культурная система социальное неравенство Решение: В подходе М.С. Кагана к структурированию культуры существует три формы материальной предметности – человеческое тело, техническая вещь и социальная организация. Первая форма порождает физическую культуру, остальные – материальную культуру. 5.Функцией культуры не является … управление законами природы наполнение смыслом различных видов человеческой деятельности производство идей, мировоззрений, ценностей формирование поведенческих норм Решение: Культура выполняет в обществе следующие функции: производство идей, мировоззрений, ценностей, убеждений и верований, которые воздействуют на человеческую практику в той мере, в которой они принимаются людьми; наполнение смыслом различных видов человеческой деятельности (определение целей, соотнесение новых видов деятельности с традицией). 6.Составными элементами культуры являются … ценности, нормы, средства деятельности, модели поведения музыкальное, изобразительное и театральное искусство природа, общество, цивилизация музеи, галереи, выставки, театры Решение: Главным элементом культуры можно признать систему ценностей. Обязательным элементом культуры является система норм, а также средства деятельности и модели культуры, понимаемые как устойчивые формы поведения, принятые в данном обществе, применительно к тем или иным ситуациям. 7.Внимание на процессах социального наследования и традиции акцентируют ________ определения культуры. исторические описательные психологические нормативные Решение: А. Кребер и К. Клакхон разделили определения культуры на шесть типов, а также на подгруппы. Исторические определения культуры, по их мнению, акцентируют внимание на процессах социального наследования и традиции. Они подчеркивают, что культура является продуктом истории общества и развивается путем передачи приобретенного опыта от поколения к поколению. Примером подобных определений может служить определение данное лингвистом Э. Сепиром, для которого культура – это социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни. 8. В основе формирования оснований для устойчивого коллективного существования людей и стимулирования повышения их групповой консолидированности лежит _________ функция культуры. интегративная нормативная адаптивная познавательная 9. Социологический подход к культуре предполагает, что организующим началом жизни общества является … правовая система совокупность религиозных представлений система ценностей экономика Тема 5: Ранние этапы становления культурологического знания 1. Методом изучения культур Д. Вико считал … анализ языка структурно-функциональный анализ исследование системы ценностей сравнительно-исторический подход Решение: Важной идей, выдвинутой Вико, было представление, что каждая культура закрепляет себя в языке, который создает свой образ мира, аккумулирует особенности психических реакций, свойственных каждому народу, Следовательно, анализ языка, психотипов одновременно является и методом анализа культур, изучения возможности культурной ассимиляции и интеграции. 3.Сторонником идеи географического детерминизма являлся … Ж.-Ж. Руссо Д. Вико И. Кант С. Пуфендорф Решение: По мнению Ж.-Ж. Руссо, общие черты и признаки в культурах складываются из общности материальных условий жизни народов. Среди этих условий главная роль принадлежит географическому фактору. Поэтому концепция Руссо носит название географического детерминизма. 4.Под культурой Цицерон понимал … совершенствование души надбиологическую форму существования возделывание, обработку почвы гражданские свободы Решение: Цицерон понимал культуру как совершенствование души главным образом при помощи философии и красноречия. Философия совершенствует ум гражданина, а красноречие совершенствует его речь для участия в политических собраниях. 5.По мнению И. Канта, культура позволяет человеку … ограничивать свои желания исполнять свои желания создать выход для сексуальной энергии в форме сублимации стать выше толпы Решение: Свобода, по И. Канту, не в том, что человек слепо потакает своим желаниям, а в том, что он способен их ограничивать, придавая своим потребностям культурную форму. Культура противостоит натуре, то есть природе как умение подчинить себе эту самую натуру. 6.С точки зрения Ж. Ж. Руссо, _______ является отчужденной культурой, направленной против человека. государство общественный договор мораль общественное мнение Решение: Государство, которое, по мнению Ж. Ж. Руссо, призвано упорядочить жизнь людей и является результатом «общественного договора», превратилось в форму, окостеневшую, враждебную для создавшего его человека. Это реально существующее государство противостоит человеку всей своей бюрократической системой, оно выступает как отчужденная культура, направленная против любого своего подданного. 7.Осознание культуры как сущностная характеристика человека относится к эпохе … Возрождения Античности Средневековья Нового времени Решение: В эпоху Возрождения рождается новое понимание культуры как чисто человеческого мира, отличного от мира природы, частью которого считалась культура в Античности, и от божественного мира, понимание которого было целью средневековой культуры. Мыслители Возрождения осознают тот факт, что культура – это сущностная характеристика человека. 8. Характерной чертой мифологического знания является … то, что оно добывается каждым человеком самостоятельно зависимость от опыта высокая степень обобщения конкретный характер Решение: Мифологическое знание (равно как и идеологическое) почти всегда претендует на максимальное обобщение. Даже в сказках, где персонажами выступают животные, за каждым из них стоит более или менее обобщенный типаж человеческой личности. 9. Врагом естественного, природного начала в человеке Ж.-Ж. Руссо считал … аморальность цивилизацию невежество культуру 10. В эпоху Античности культура отождествлялась с … образом жизни людей мифологией и религией воспитанием и образованием полисными структурами Тема 6: Культурологическая мысль XIX в. 1.По мнению Э. Б. Тайлора, возможность взаимопонимания и диалога культур обусловлена … общими законами происхождения и развития культур сходством природы человека и обстоятельств его жизни наличием во всех культурах аполлонического и дионисического начал наличием у людей базовых потребностей Решение: По мнению Э. Б. Тайлора, явления культуры существуют у каждого народа, что свидетельствует об общих законах их происхождения и развития. Как бы ни различались культуры народов, их объединяет общее сходство природы человека и обстоятельств его жизни. Этим объясняется единство человечества и обусловливается возможность взаимопонимания и диалога культур. 2.Взгляды Э. Б. Тайлора на проблемы культуры характеризует … внимание к закономерностям развития культуры признание постепенного усложнения культурных форм признание творчества как единственной созидающей силы признание свободы основным фактором культурно-исторического прогресса Решение: Э. Б. Тайлор акцентирует внимание на общих чертах и закономерностях развития культуры, по большому счету игнорируя региональные, национальные и другие особенности развития культур. Культурно-историческое развитие – это постепенное усложнение жизни и способов деятельности людей. Но главное, что не хотел признавать Тайлор, – это творчество людей в качестве созидающей силы культуры. 3.Основными положениями эволюционизма являются … всеобщность культурных форм каждая культура неповторима и уникальна, равноправна и равноценна культура – инструмент удовлетворения основных потребностей человека культура – система, состоящая из взаимодействующих элементов Решение: Первые эволюционистские теории культуры стремились к созданию общей науки о человеке и культуре. Главными предметными областями исследований были стадии развития культур, исторические формы брака и семьи, выявление причин ряда запретов (табу), обычаев (экзогамия), анализ культурного своеобразия первых форм религии. 4.Отделение человека от природы, по мнению К. Маркса, стало результатом … развития человеческого сознания трудовой деятельности человека изменения социальной структуры общества сложения различных форм собственности Решение: Для Карла Маркса (1818–1883) человек, с одной стороны, – носитель родовой сущности, с другой – представитель определенного социального класса. В качестве носителя родового начала человек – результат трудовой деятельности, которая изменила его натуру, стала основой возникновения и развития сознания, привела к отделению человека от природы. 5.К одноосновным культурам Н. Я. Данилевский относит ______ культуры. еврейскую римскую романо-германскую индийскую Решение: По мнению Н. Я. Данилевского, одноосновные культуры последовали за подготовительными цивилизациями и развили каждая только одну из сторон культурной деятельности. К таким культурам относятся: еврейская, развивавшая религиозную деятельность; греческая, развившая искусство, римская – политику. 6.По мнению Н. Я. Данилевского, … азиатские цивилизации нельзя рассматривать как застойные прогресс культурно-исторического типа определяется развитием идеи, данной богом во всех сферах бытия прогресс свойственен только европейской культуре исторический процесс охватывает все страны и народы Решение: Н. Я. Данилевский не согласен с оценкой европейской цивилизации как прогрессивной, а азиатских цивилизаций как застойных. Опровержением этой точки зрения служит для него история таких высокоразвитых стран Азии, как Индия и Китай или африканского Египта. Каждый культурно-исторический тип представляет собой специфическую для данного народа совокупность элементов религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, исторического развития. В основе специфики культурно-исторического типа лежит идея, данная Богом, которую он должен развивать во всех сферах своего бытия. 7.По мнению Н. Я. Данилевского, на ранней стадии развития насильственной смертью погибли цивилизации … мексиканская перуанская монгольская кельтская Решение: По мнению Н. Я. Данилевского, лишь немногие народы смогли создать великие цивилизации и стать «культурно-историческими типами». Философ насчитывает десять таких цивилизаций: египетская; ассирийско-вавилоно-финикийско-халдейская, или древнесемитская; китайская; индийская; иранская; еврейская; греческая; римская; новосемитская, или аравийская; германо-романская, или европейская. Две цивилизации – мексиканская и перуанская – погибли насильственной смертью на ранней стадии развития. 8. Суть европейской культуры Ф. Ницше видел в … обезличивании человека искусственности создании условий для самореализации человека естественном существовании человека 9. Учение о классовом характере культуры получило развитие в трудах … В.И. Ленина Ф. Ницше Б. Малиновского К. Маркса 10. Взаимодействие между цивилизациями разных культурно-исторических типов, в соответствии с выделенными Н. Я. Данилевским закономерностями развития цивилизаций, предполагает … невозможность переноса основных черт одной цивилизации в другую перенос всех элементов предшествующей цивилизации в последующую перенос основных черт одной цивилизации в другую перенос только отдельных элементов одной цивилизации в другую Тема 7: Культурологические концепции конца XIX - начала XX вв. 1.В концепции К. Юнга коллективное бессознательное … присуще все людям имеет культурный характер присуще медиумам, шаманам, колдунам основано исключительно на инстинктах Решение: К. Юнг признавал существование коллективного бессознательного, которое присуще всем людям, передается по наследству и является основой индивидуальной психики. Но коллективное бессознательное, в отличие от фрейдовского Оно, не является чисто природной силой, так как имеет культурный характер, хотя и передается по наследству биологическим путем. 2.Достижениями концепции культуры З. Фрейда следует считать изучение … компенсаторной функции культуры эмоциональной сферы личности социальных функций религии циклического развития культур Решение: Несомненными достижениями концепции З. Фрейда стал анализ раннего периода детства, снов, эмоциональной сферы личности, а также изучение компенсаторной функции культуры – феноменов, до сих пор остававшихся без внимания ученых. 3.В концепции З. Фрейда культура предстает как … система норм и запретов, подавляющих естественные влечения репрессивный механизм знаково-символическая система стена, отгораживающая человека от реальности Решение: В концепции З. Фрейда бессознательное отделяется от сознания в момент возникновения культуры – в этот момент агрессивные и сексуальные влечения человека, которые раньше удовлетворялись свободно, начинают подавляться нормами морали и обычаями общества. С тех пор культура стала не чем иным, как системой норм и запретов, где действует психологический конфликт – бессознательные силы стремятся нарушить все запреты и пойти на агрессивные действия и кровосмесительную любовь, а сознательные (рассудок) и усвоенные с детства нравственные нормы сдерживают их. По мере развития общества и культуры норм и запретов становится все больше и больше. Поэтому чем выше стадия развития культуры, тем несчастнее чувствует себя человек из-за большого количества норм и запретов, оставляющих неудовлетворенными человеческие влечения. Как правило, человек не осознает причину своего несчастья, так как культура связана с механизмом репрессии (вытеснения) – защитным механизмом психики, состоящим в активном забывании, удалении из сферы сознания в бессознательное неприятных для Я влечений и импульсов. 4.Чертами идеациональной культуры в концепции П. Сорокина являются … подчинение науки и философии религии преобладание сверхчувственных ценностей утилитарная оценка действительности ориентация на удовлетворение чувственных потребностей Решение: По мнению П. Сорокина, идеациональная культура характеризуется наличием носителей культуры, которые основывают свои ценности на господствующих идеях, даже если эти идеи весьма примитивны. В этой культуре преобладают сверхчувственные ценности, поклонение некоему Абсолюту, Богу, который считается подлинной реальностью, а материальный мир – лишь сотворенное Богом бытие. Этот мир – лишь временное пристанище человеческой души, которая лишь после смерти окажется в божественном вечном мире. В этом мире наука и философия полностью подчинены религии. Вера господствовала над разумом. 5.В концепции П. Сорокина чувственная культура основана на … оценке действительности с утилитарной точки зрения скептицизме поклонении Абсолюту подчинении всех сторон жизни религии Решение: В концепции П. Сорокина чувственная культура основана на доминировании чувственного восприятия и оценке действительности преимущественно с утилитарной и гедонистической точки зрения. Реальным и значимым здесь признается лишь то, что воспринимается глазами, ушами, языком, осязается пальцами, представляется верным рассудку. Истина чувства ценится выше истины веры. Человек в этой культуре считает веру предрассудком, домыслом или игрой воображения. Поэтому для этой культуры типичны материализм, релятивизм и скептицизм. 6. По мнению О. Шпенглера, … ни одна культура не может занимать преимущественного положения существует множество культур, имеющих собственную форму и собственную идею европейская культура превосходит культуры остальных народов история культуры – процесс ее поступательного развития 7. Для возникновения цивилизации, по мнению А. Тойнби, необходимо … благоприятные условия внешней среды влияние уже сложившихся цивилизаций наличие творческого меньшинства умеренно неблагоприятная среда обитания Тема 8: Культурологические концепции XX - начала XXI вв. 1. Игру как критерий состояния общества рассматривал … Й. Хейзинга И. Кант Л. Уайт В. Дильтей Решение: В концепции Й. Хейзинги игра выступает не только в качестве культурообразующего фактора, но и критерием состояния общества. По его мнению, при анализе любой человеческой деятельности она покажется не более чем игрой. Все культурное творчество есть игра: и поэзия, и музыка, и человеческая мысль, и мораль, и все возможные формы культуры. Поэтому Хейзинга не просто отождествляет культуру и игру на ранних стадиях развития человеческого общества, а выводит культуру из игры, которая старше культуры и творит ее. 3.По мнению К. Ясперса, пробуждение духа, начало общей истории человечества связано с … прорывом мифологического миросозерцания великими географическими открытиями возникновением христианства открытием личности Решение: «Осевое время» кладет конец непосредственному мифопоэтическому отношению человека к миру и к самому себе. Это пробуждение духа и является, по Ясперсу, началом общей истории человечества, которое до того было разделено на локальные, не связанные между собой культуры. В период между 800–200 гг. до н. э. возникли одновременно в Китае, Индии, Персии, Палестине, Древней Греции духовные движения, сформировавшие тот тип человека, который существует в настоящее время. «Осевое время» – это время рождения и мировых религий, пришедших на смену язычеству, и философии, пришедшей на смену мифологическому сознанию. Тогда почти независимо друг от друга образовалось несколько духовных центров, внутренне друг другу родственных. Основное, что их сближало и являлось главной характеристикой «осевого времени», – это прорыв мифологического миросозерцания, составлявшего духовную основу «доосевых» культур. 4.Герменевтическое понимание культуры, по мнению В. Дильтея, не предполагает … логического анализа сопереживания сочувствия эмоциональной настроенности Решение: Герменевтическое понимание, основанное на психологической интерпретации, по сути дела, представляет собой непосредственный, интуитивный процесс постижения смысла. В этих случаях значительна роль сопереживания, соучастия, эмоциональной настроенности и нет необходимости обращаться к логическому анализу, более того, такой анализ только бы затруднил целостное восприятие. 5.Методы структурной лингвистики для анализа особенностей культурной жизни первобытных племен использовал … К. Леви-Стросс Л. Уайт Э. Кассирер Й. Хейзинга Решение: Второй период развития структурной антропологии (1950-1960-е гг.) связан с распространением методов структурной лингвистики на другие области культуры. Основатель структурной антропологии К. Леви-Стросс при анализе социального устройства культурной и ментальной жизни первобытных племен использует «бинарные оппозиции» (природа – культура, растительное – животное, сырое – жаренное и т.д.), а также некоторые приемы теории информации. Главным для К. Леви-Стросса является то, что правила браков, терминология родства, тотемизм и иные культурные установления представляют собой особого рода языки культуры, что в каждой из этих сфер можно увидеть обмен сообщениями, информацией (бинарные дробления содержаний, их перестановки, взаимозамещения и пр.). 6.Человека как «символическое животное» определил … Э. Кассирер Л. Уайт К. Юнг Э. Фромм Решение: Специфически человеческой формой деятельности, по Э. Кассереру, является символическая деятельность. Она-то и составляет основу и содержание человеческой культуры. И она же составляет сущность человека. Поэтому человека Э. Кассирер определял как animal symbolicum, что в переводе с латыни означает «символическое животное». 7.Культуру как систему вербальных и невербальных текстов исследует … семиотика этнография лингвистика семантика Решение: Под структурализмом понимают направление в науке, которое началось с попыток этнографического изучения культуры как системы, структурированной аналогично языку (К. Леви-Стросс) и формированием семиотики, как научного направления, изучающего человеческое поведение и сознание, культуру и искусство и пр. как систему вербальных и невербальных тестов (Р. Барт, Ю. Кристева, У. Эко, Ю. М. Лотман, ранний М. Фуко). 8.Согласно В. Дильтею, природу мы объясняем, а культуру … понимаем анализируем систематизируем конструируем Решение: Природу, согласно, В. Дильтею, мы объясняем, а культуру понимаем. Если в современную нам культуру можно «вчувствоваться», «вжиться», открыв ее для себя через «сопереживание», то по отношению к культурам прошлого В. Дильтей, предложил воспользоваться особым методом, названным им «герменевтическим». 9. Кросскультурные методы исследования социокультурной истории человечества использовали представители … французской школы «Анналов» психоанализа «философии жизни» структурной лингвистики 10. Наиболее жесткой символической системой, благодаря которой человек воспринимает мир, Э. Кассирер считал … миф науку язык религию 11. Культура доисторической эпохи в концепции К. Ясперса характеризуется … слитностью с природой формированием единого человечества переходом к рациональному мышлению формированием основ научных и философских знаний Тема 9: Ценности и нормы культуры 1.Исторически сложившийся порядок общественной жизни, выражающий собой социально-стандартизированные образцы поведения в труде, быту, общении, воспитании, называется … обычаем правилом культурной ценностью мифологией Решение: Обычай – это исторически сложившийся порядок общественной жизни, выражающий собой социально-стандартизированные образцы поведения в труде, быту, общении, воспитании. Обычай задает как бы алгоритм поведения, исполнения какого-либо действия, предписывает поступать так, а не иначе. 3.Под культурной нормой понимается … правило, обязательное для исполнения социальных ролей система запретов, установленная государством неизменяемое и всеобщее правило система, препятствующая свободе личности Решение: Система норм – правила поведения, обязательные для исполнения в данной группе и ситуации. Нормы организуют человеческую деятельность. 4.Под ценностью понимается(-ются) … жизненные ориентиры, побуждающие человека к действиям артефакты, демонстрирующие высшие человеческие достижения объекты конкурентной борьбы в обществе все то, что дорого стоит или является современным Решение: Под ценностями понимаются жизненные ориентиры, побуждающие человека (группу людей) к тем или иным поступкам; общепринятые убеждения относительно целей, к которым следует стремиться и вещей (идей), которые следует понимать. 5.Знания в культуре складываются из … набора значений и смыслов повседневной жизни врожденных идей и мистических озарений социальных и биологических инстинктов сообщений средств массовой информации Решение: Мы живем в мире культуры, как люди среди людей, связанные с ними взаимным влиянием и работой, понимающие других и понимаемые ими. Мир повседневной жизни является для нас набором значений и смыслов, которые мы должны понять, чтобы найти в нем свое место и поладить с ним. Эти значения возникают и закрепляются в человеческой деятельности. 6.Совокупность исторически и национально обусловленных предметов, явлений, идей, имеющих социальное и культурное значение для человека и общества, называется … культурными ценностями языком культуры типами культуры традициями Решение: Совокупность исторически и национально обусловленных предметов, явлений, идей, имеющих социальное и культурное значение для человека и общества, называется культурными ценностями. 7.Одним из родоначальников аксиологии является … Г. Риккерт Л. Морган З. Фрейд Ч. Пирс Решение: Одним из родоначальников аксиологии является Генрих Риккерт, немецкий философ и культурфилософ, который разделил все ценности на шесть классов. 8.Совокупность правил, образцов поведения, предписаний, требований, принятых в культуре того или иного народа, называется … культурными нормами мифологической картиной мира народной культурой образом жизни Решение: Совокупность правил, образцов поведения, предписаний, требований, принятых в культуре того или иного народа, называется культурными нормами. 9. Важной характеристикой культурных ценностей является их … индивидуальность амбивалентность целесообразность интолерантность 10. Фундаментом любой культуры являются … знаки знания артефакты символы Тема 10: Культура как система знаков. Языки культуры 1.Язык культуры описывает реальность при помощи … формализации, метафоризации, искажения системы художественных стилей верификации, концептуализации, отождествления конечных значений и смыслов Решение: Набор знаков (алфавит, лексика) и правил их сочетания (грамматика, синтаксис) в языке всегда конечен, а потому ограничен по отношению к многообразию явлений действительности и смыслов. Поэтому закрепление смысла в языке, его «означение» предполагает не только формализацию, но и метафоризацию, определенное искажение; означающее тяготеет над означаемым. Данная ситуация усугубляется при «переводе» информации с одного языка на другой, причем искажение тем значительнее, чем сильнее различаются принципы «означения» (референцирования) в этих языках. 2.Знак, который не только указывает на некоторый объект, но и несет в себе добавочный смысл: выражает общие идеи и понятия, связанные с толкованием этого объекта, называется … символом обычаем обрядом ритуалом Решение: Символ – знак, который не только указывает на некоторый объект, но и несет в себе добавочный смысл: выражает общие идеи и понятия, связанные с толкованием этого объекта. 3.Задачей семиотики является исследование … невербальных языков культуры естественных языков культуры литературного языка языков науки Решение: Среди множества познавательных задач, решаемых семиотикой культуры можно выделить следующие: сопоставление взаимодействий имен культурных явлений как лингвистических единиц (по законам лингвистики) с такого же рода взаимодействием культурных явлений как социальных единиц; исследование происхождения имен явлений и событий культуры и динамики их смысловой эволюции; исследование «семиосферы» (Ю. Лотман), как культуры, в особом ракурсе ее понимания, как сферы знаковой деятельности человека и ее результатов в целом, представляющей собой специфическую область культурной практики; исследование, наряду с вербальными, невербальных языков культуры, выраженных в системах мимики и пластики, церемониальном, ритуальном (и любом ином) поведении людей, художественно-образных произведениях, опредмеченной в формах и чертах продуктов и технологий любой человеческой деятельности, во всей системе межчеловеческих отношений. 4.Лишним компонентом в классификации языков культуры являются ______ языки. первичные вторичные естественные искусственные Решение: К настоящему времени сложилась следующая общепринятая классификация языков: - естественные языки, как основное и исторически первичное средство познания и коммуникации (русский, французский, эстонский, чешский и т.п.). - искусственные языки – это языки науки, где значение фиксировано и существуют строгие рамки использования. Понятно, для чего это необходимо: повседневная речь многозначна, что недопустимо в науке, где необходима предельная адекватность восприятия. Научное знание стремится избежать неопределенности информации, что может привести к неточностям и даже ошибкам. - вторичные языки (вторичные моделирующие системы) – это коммуникационные структуры, надстраивающиеся над естественно-языковым уровнем (миф, религия, искусство). 5.Семиотический базис культуры образуется … вербальными знаковыми системами конвециональными знаками функциональными знаками естественными знаками Решение: Семиотический базис культуры образуется вербальными знаковыми системами. Это важнейшие из созданных людьми знаковых систем. Их называют «естественными», чтобы отличить от искусственных, например, формализованных, языков. 6.К языкам культуры нельзя отнести … инстинкты этику ритуалы философские сочинения Решение: В качестве особых языков в культуре задействованы и акты человеческого поведения, имеющие высокую информативную значимость; и художественные образы в разных видах искусств; и специальные церемониальные, ритуальные и обрядовые ситуации, совершаемые по особому сценарию; и особые смысловые конструкции, заложенные в тексты философских, религиозных и литературных сочинений. Все, созданное руками и интеллектом человека, по определению наполнено символическим содержанием, представляет собой определенный текст культуры, изложенный на том или ином культурном языке. 7.Под культурным кодом понимается … набор символов, передающих информацию внутри группы тайный язык творческой элиты каллиграфическое письмо система специальных шифров Решение: Культурные системы складываются вокруг комплексов символических значений – кодов, на основе которых они структурируются, особых сочетаний символов, в них используемых, условий их использования, сохранения и изменения как частей систем действия. 8.К основным типам знаков и знаковых систем не относятся … топографические естественные функциональные иконические Решение: В составе семиотического поля можно выделить следующие основные типы знаков и знаковых систем: естественные, функциональные, конвециональные (условные), иконические, вербальные (естественные языки), знаковые системы записи. 9.Совокупность культурных объектов, форм, черт, смыслов, выраженных в знаковой форме, является … культурным текстом контркультурой культурной интеграцией аккультурацией Решение: Совокупность культурных объектов, форм, черт, смыслов, выраженных в знаковой форме, является культурным текстом. Как объект исследования культура – это всегда текст, хотя его исследование необязательно строится на лингвистической научной базе. 10.Система условных символов, знаков, смыслов, которые заключены в любом предмете материальной и духовной деятельности человека, называется … культурным кодом культурными нормами культурными заимствованиями образом жизни Решение: Система условных символов, знаков, смыслов, которые заключены в любом предмете материальной и духовной деятельности человека называется кодом культуры. 11. Семиология как наука занимается … изучением различных свойств знаковых систем интерпретациями научных текстов реконструированием смыслов анализом эволюционных изменений языка Тема 11: Динамика культуры 1. Процесс самообновления культуры осуществляется благодаря … трансформации уже существующих форм возникновению новых феноменов теоретическому моделированию накоплению исторического опыта Решение: Культурогенез заключается в порождении как новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, так и в формировании самих новых культурных систем и конфигураций. Сущность культурогенеза заключается в процессе постоянного самообновления культуры не только методом трансформации уже существующих форм и систем, но и путем возникновения и интеграции в практику новых феноменов, не существовавших в культуре ранее. 3.Процесс культурной изменчивости включает _______ изменчивость. социальную историческую политическую технологическую Решение: Процесс культурной изменчивости принято делить на социальную изменчивость, затрагивающую главным образом отдельные формы, черты, подсистемы, но не влияющую (или незначительно влияющую) на общее социальное устроение жизни общества, и историческую изменчивость, напротив, заметно отражающуюся на базовых основаниях общественной жизни. 4.Одними из первых исследование исторического генезиса культуры осуществили … Ф. Энгельс Э. Тайлор Л. Фробениус К. Леви-Стросс Решение: Вопросы исторического происхождения культуры затрагивались многими историками и философами, однако первые системные исследования в этой области связаны с работами эволюционистов XIX в. (Г. Спенсер, Л. Морган, Э. Тайлор, Ф. Энгельс и др.) и их последователей. 5. Типами культурной изменчивости, помимо развития, являются … деградация десемантизация эффективность актуальность Тема 12: Природа, общество, человек, культура как формы бытия 1.Под социокультурным институтом понимается … устойчивое объединение людей с распределенными социальными ролями и признанными нормами пространство, на котором люди могут свободно общаться друг с другом объединение людей с общим социальным статусом государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения 2.В процессе инкультурации новый элемент культуры проходит процедуру … адаптации к прежнему образу жизни индивида, группы, сообщества модернизации по отношению к своему первоначальному состоянию унификации всех своих внешних проявлений символизации с учетом будущей культуры индивида, группы, сообщества Решение: Инкультурация – сложный, длительный процесс включения индивида, группы, сообщества в инокультурную среду. В процессе инкультурации происходит адаптация новшества (комплекса новшеств) к прежнему образу жизни индивида, группы, сообщества. 3.К институтам инкультурации не относится (-ятся) … культурный код семья школа средства массовой информации Решение: Все люди, социальные группы и общественные институты, участвующие в процессе инкультурации, называются агентами и институтами инкультурации. К ним относятся: семья, группа друзей одного возраста, школа, СМИ, различные организации. 4.Мир человека от мира природы отличается большей … сложностью простотой гармоничностью продолжительностью Решение: Мир человека качественно отличается от мира природы, и потому методы естествознания для его понимания дают немного. Центральной фигурой человеческого мира является сам человек – существо, наделенное сознанием, волей, творческим гением. Человек неповторим. Любые социальные реформаторы отступают перед непредсказуемостью и сложностью человеческой натуры. Эта сложность человека преломляется в сложность человеческого мира, по отношению к которому мир природы прост. Мир человека неповторим и в каждом индивидуальном случае, и в применении к его истории. 5.Система ценностных ориентаций, направленных на бережное отношение к природе и на сохранение сложившегося в ней экологического равновесия определяется как ______ культура. экологическая национальная доминирующая духовная Решение: Система ценностных ориентаций, направленных на бережное отношение к природе и на сохранение сложившегося в ней экологического равновесия определяется как экологическая культура. Одним из важнейших ответвлений экологии как науки является социальная экология, рассматривающая различные аспекты взаимодействия природы, общества и культуры. 6.Процесс усвоения человеком нормативно-ценностных регуляторов социальной практики родной культуры является … инкультурацией образом жизни отчуждением реституцией Решение: Обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре является инкультурацией. Это происходит в процессе взаимообмена между человеком и его культурой, при котором, с одной стороны, культура определяет основные черты личности человека, а с другой – человек сам влияет на свою культуру. 7.Движущей силой и созидателем культуры, а также главной целью ее становления является … личность государство природа антропология Решение: Движущей силой и созидателем культуры, а также главной целью ее становления является личность. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности, с другой стороны, личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре. 8. Функцией социальных институтов культуры является … инкультурация идентификация стандартизация сегрегация 9. Функцией социальных институтов культуры не является … воспроизведение форм культурной деятельности консервация общественной системы передача информации консервация культурных феноменов 10. Культура в обществе представляет собой сумму … шедевров современного искусства производственных технологий правовых норм социальных технологий Тема 13: Основания типологии культуры 1.Характерной чертой региональных культур является то, что … каждая из них существует в определенном географическом ареале они несут в себе традиции предков их богатство приумножается на основе письменности их постижение требует серьезных интеллектуальных усилий Решение: Характерной чертой региональных культур является то, что каждая из них существует в определенном географическом ареале. Масштабы ареала могут быть очень разными. Региональные культуры меньшего масштаба могут входить в региональные культуры большего масштаба (например, культура Индокитая есть одна из составляющих культуры Южной Азии, а та, в свою очередь, – культуры Востока). 2.К отраслям культуры не относится ____ культура. национальная экономическая политическая профессиональная Решение: Отраслями культуры называют такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого. Экономическая, политическая, профессиональная и прочие виды деятельности людей дают основание выделить их в самостоятельные отрасли культуры. 3.Примером региональной культуры не является культура … восточных славян Востока Запада Севера Решение: Региональная типология культур основана на такой характерной черте культур, как существование их в определенном географическом ареале. Наличие сходных условий жизни в этом ареале и территориальные связи обеспечивают родство между культурами народов, обитающих рядом друг с другом. Самыми крупномасштабными регионами Земли, в которых исторически сложились культуры, значительно различающиеся между собой, являются Запад, Восток, Север и Юг. 4.В качестве основных исторических типов культуры не рассматривается ______ культура. массовая первобытная средневековая современная Решение: В качестве основных исторических типов культуры традиционно рассматриваются: первобытная культура, античная культура, средневековая культура, культура эпохи Возрождения, культура Нового времени, современная культура. Массовая культура – это состояние, а еще точнее, культурная ситуация, соответствующая определенной форме социального устроения. 5.Совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого, называются _____ культуры. типами видами нормами ценностями Решение: Совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого, называются типами культуры. Например, китайская или русская культура – такие самобытные и самодостаточные явления, которые не принадлежат к реально существующему целому. По отношению к ним роль целого может играть только культура всего человечества. 6.Неукоснительное следование воспринятым от предшествующих поколений образцам поведения (обычаям, ритуалам, способам и приемам деятельности) является отличительной чертой ______ культуры. традиционной городской обыденной профессиональной Решение: Неукоснительное следование воспринятым от предшествующих поколений образцам поведения (обычаям, ритуалам, способам и приемам деятельности) является отличительной чертой традиционной культуры. 7.Одним из видов субкультуры является ____ субкультура. возрастная городская национальная доминирующая Решение: Субкультуры бывают различных видов. Одни определяются особенностями исторического развития, другие – способами и формами культурной идентификации людей. К основным видам субкультуры относятся: этнические субкультуры, корпоративные субкультуры, религиозные субкультуры, возрастные субкультуры. 8. Примером контркультуры можно считать культуру … бизнесменов Античности русских старообрядцев итальянских гуманистов эпохи Возрождения 9. Исторически сложившийся комплекс особенностей хозяйства и культуры, характерный для народов, обитающих в определенных естественно-географических условиях, при определенном уровне их социально-экономического развития, называется … общиной индустриальным обществом хозяйственно-культурным типом локальной группой Тема 14: Восточный и западный типы культуры 1.Для западного склада ума характерны … логическое развитие мысли практическая направленность поэтические обороты и фантастические образы сосредоточенное погружение в себя Решение: Западный склад ума требует логического развития мысли, при котором отдельные положения или силлогизмы следуют один за другим в определенной связи, делая понятной новую мысль или аргумент. Образованный, но движимый лишь практическими соображениями, европеец «живет разумом». 2.Для восточной философии характерны … интерес к проблеме небытия представление о том, что истинное знание невыразимо в словах стремление постичь и сформулировать истину интерес к проблемам бытия Решение: В западной философии на первом плане – идея бытия, в восточной – идея небытия. Истинное знание в восточной философии мыслится невыразимым в словах, тогда как западная философия в своих классических формах проникнута стремлением мыслителей постичь и сформулировать истину. 3.Для культуры Востока характерны … наличие нескольких сосуществующих религий инерционность общества динамизм общества постоянное взаимодействие этнических культур Решение: Для Востока характерны строгость поведенческих регулятивов, уважение к обычаям и традициям, церемониальность социальных контактов. Динамизм западного образа жизни резко контрастирует с инерционностью восточного, общества, замедленным темпом его развития. Для Востока характерно наличие нескольких сосуществующих религий, замкнутость этнических культур, слабость взаимообмена между ними. 4.Для человека восточной культуры характерны … представление о том, что человек не имеет права вмешиваться в существующий в природе порядок стремление к созерцанию природных объектов стремление раскрыть тайны природы и подчинить ее себе представление о том, что природа должна служить человеку Решение: Китайские мыслители считали, что человек не имеет права вмешиваться в существующий в природе порядок. Он должен приспособиться к нему, найти в нем место для себя. Для человека восточной культуры характерно стремление созерцать природный объект, причем не только смотреть на него, но стать с ним одним целым – и оставить его жить. 5. Для человека западной культуры характерны … чувствительность, восходящая к физиологии четкое отделение себя от любого предмета, являющегося объектом познания благоговение перед любыми формами жизни стремление «жить разумом» Тема 15: Исторические типы культуры 1. Гуманистическая культура Возрождения имела _______ характер. элитарный массовый народный маргинальный Решение: Гуманистическая культура Возрождения имела элитарный характер. Она была доступна только людям образованным и оставалась чуждой широким массам, сознание которых в эту эпоху продолжало пребывать в плену средневековой культуры. 3.Особенностью культуры Нового времени, начиная с XVII в., является … многоязычность демократичность интолерантность локальность Решение: Особенностью культуры Нового времени, начиная с XVII в., является многоязычность. Средневековая латынь уступила место национальным языкам, и это, с одной стороны, обогатило европейскую культуру традициями и опытом народного творчества, а с другой – сделало достижения культуры более доступными для народов Европы. 4.Античный тип культуры определяется как … антропокосмогонический теоцентрический геоцентрический рациональный Решение: Наиболее наглядно и зримо связь времен и культур проявляется в античном типе культуры, определяемом как антропокосмогонический. Именно в этой культуре человек представлен не только как мера всех вещей, но и как властелин мира – непостижимого в своей таинственности Космоса. Именно античный тип культуры сформировал человека-творца, человека-созидателя, для которого красота первозданной и сотворенной природы – единое, нерасторжимое целое. 5.Важной особенностью первобытной культуры является … бесписьменность толерантность самоидентичность редукционизм Решение: Важной особенностью первобытной культуры является бесписьменность, обусловливавшая медленность накопления информации в обществе и, следовательно, слабые темпы культурного и социального развития. 6.В средневековой культуре греховной считалась … телесная красота куртуазная литература книжная миниатюра любовь к Богу Решение: Телесная, чувственная красота, особенно красота обнаженного тела, считалась в средневековой культуре греховной. В искусстве вообще и в живописи в частности культивировался аскетизм, утонченность, изысканность форм и линий. Не грешное тело, а душа прежде всего привлекала внимание живописцев, делавших акцент, главным образом, на выразительности глаз как зеркале души. 7.В XVIII веке европейская культура приобретает преимущественно _____ характер. рационалистический мистический мифологический массовый Решение: В XVIII веке европейская культура в целом приобретает преимущественно рационалистический характер, что резко отличает ее от средневековой культуры, где преобладали мистические настроения. 8.Средневековый тип культуры основан на … теоцентризме мифологии зооморфизме рационализме Решение: Средневековый тип культуры – это культура, основанная на теоцентризме, согласно которому индивидуальная человеческая душа – лишь отблеск Мировой Божественной души, воплощающей в себе все совершенство мира, его самые возвышенные и самые прекрасные идеалы, ценности, устремления. 9. Культура Возрождения по своей сути … антропоцентрична реалистична религиозна атеистична 10. Невербальными текстами культуры первобытного человека являлись … нормы идеалы жесты ритуалы Тема 16: Место и роль России в мировой культуре 1. Своеобразие русской культуры определяется … влиянием византийской культуры заимствованием культуры азиатских кочевников протестантской этикой «восточным духом», свойственным русскому народу Решение: Развитие русской культуры было связано с такими историческими событиями, как отражение набегов азиатских кочевников, принятие восточного, византийского православного христианства, освобождение от монгольских завоевателей, объединение разрозненных русских княжеств в единое самодержавно-деспотическое государство и распространение его власти все дальше на Восток. 3.Ход российской истории на многие столетия вперед драматически определила ____________, сформулированная в конце XV века. национально-государственная идеология идея западничества идея славянофильства русская идея Решение: В конце XV века была сформулирована национально-государственная идеология, на многие столетия вперед драматически определившая ход российской истории. С одной стороны, эта идеология вдохновляла византийско-имперские амбиции и завоевательные устремления русского царизма. С другой стороны, под влиянием этой идеологии, все силы тратились на овладение огромными территориями, и на обеспечение экономического прогресса и культурного развития сил уже не оставалось. 4.С культом власти и государства исторически связан особый характер русского … патриотизма гуманизма нигилизма культурного плюрализма Решение: С культом власти и государства исторически связан и особый характер русского патриотизма. Сложившаяся в культуре установка органически соединяет любовь к родине – родной земле, природному ландшафту, с любовью к отечеству – государству. Русский солдат воевал «за веру, царя и отечество»: само собой разумелось, что эти вещи неразрывно связанные. 5.К основным установкам русской культуры не относится … независимость частной жизни от властей коллективизм духовность фетишизация государственной власти Решение: К установкам, характерным для русской культуры, относятся коллективизм, бескорыстие, духовность, непрактичность, гиперболизм, фетишизация государственной власти, убеждение в зависимости от нее всей жизни граждан, русский патриотизм. Эти установки русской культуры складывались на протяжении многих веков и сохраняются до сегодняшнего дня. 6.Обособлению русского народа от других народов Европы и Азии способствовало … православие самодержавие варварство евразийство Решение: Фактором, обособлявшим русский народ от других народов Европы и Азии, являлось православие. Противостояние его католицизму препятствовало культурным контактам с Западной Европой. Это оставляло Россию в стороне от развития западноевропейской культуры. 7.Споры вокруг вопроса о том, каковы цель и смысл существования русского народа, получили название … русской идеи культурного плюрализма восточного духа исторического урока Решение: Споры вокруг вопроса о том, каковы цель и смысл существования русского народа, получили название «русской идеи». Эти споры продолжаются и поныне, главным образом в связи со стремлением определить особый, «третий» (не западный и не восточный, не социалистический и не капиталистический) путь развития России. 8.Прочные позиции в русской культуре занимала … имперская идеология мифологическая картина мира культурная самоидентичность ксенофобия Решение: Прочные позиции в русской культуре занимала имперская идеология. Она проникала в умы аристократов и простых крестьян, закрепившись в качестве культурной традиции, которая поддерживала прославление «православия, самодержавия, народности». 9.Обширность просторов России и многочисленность ее населения на протяжении многих столетий постоянно сказывались на русской культуре, придавая ей склонность к … гиперболизму гуманизму индивидуализму мифологизму Решение: Обширность просторо


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: