double arrow

Термины и определения

Для того, чтобы разобраться в особенностях взаимоотношений государственных заказчиков с поставщиками, необходимо усвоить используемые термины и понятия.

Товар – любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

Работа – деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

Услуга – деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Государственные нужды – понятие, охватывающее собой понятия «федеральные нужды» и «нужды субъектов РФ».

Признаками, совокупность которых характеризует потребности в качестве федеральных нужд и нужд субъектов РФ, являются:

Признак Потребность
для федеральных нужд для нужд субъектов РФ
субъект потребности РФ как государственный заказчик федерального уровня субъект РФ как публично-правовое образование или государственный заказчик регионального уровня
источник обеспечения потребности средства федерального бюджета средства бюджета субъекта РФ
предмет потребности товары, работы, услуги, необходимые для осуществления функций и полномочий РФ, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств России товары, работы, услуги, необходимые для осуществления функций и полномочий субъектов РФ, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ

Поставки продукции для федеральных государственных нужд осуществляются в целях:

  • создания и поддержания государственных материальных резервов России;
  • поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности России;
  • обеспечения экспортных поставок продукции для выполнения международных экономических, в том числе валютно-кредитных, обязательств России;
  • реализации федеральных целевых программ;
  • обеспечения иных федеральных государственных нужд.

Муниципальные нужды ‒ самостоятельное понятие, отдельное от понятия "государственные нужды". Это вытекает из положений Конституции РФ, где в качестве одной из основ конституционного строя установлено, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно и что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Признаками, совокупность которых характеризует потребности в качестве муниципальных нужд, являются:

Признак Потребность для муниципальных нужд
субъект потребности муниципальное образование или муниципальный заказчик
источник обеспечения потребности средства местного бюджета или внебюджетного источника финансирования
предмет потребности товары, работы, услуги, необходимые для решения вопросов местного значения или осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, либо функций и полномочий муниципальных заказчиков

Государственные заказчики, муниципальные заказчики ‒ субъекты, представляющих сторону покупателя товара, заказчика работы или услуг в договоре для обеспечения государственных или муниципальных нужд. В их качестве могут выступать следующие субъекты:

  • органы государственной власти;
  • иные государственные органы;
  • органы управления государственными внебюджетными фондами;
  • органы местного самоуправления;
  • бюджетные учреждения и иные получатели средств бюджета.

Уполномоченный орган ‒ специально созданный федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление функций по размещению заказов от имени государственного или муниципального заказчика.

Специализированная организация – юридическое лицо, привлекаемое на основании государственного или муниципального контракта, для осуществления части функций по размещению заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Специализированная организация может привлекаться только при проведении торгов. При размещении заказа путем запроса котировок подобные организации не привлекаются.

Правом привлечения специализированной организации для осуществления функций по размещению заказа обладают:

  • непосредственно государственный заказчик или муниципальный заказчик;
  • уполномоченный орган, но только в том случае, если право привлекать специализированную организацию для размещения заказа предусмотрено решением о его создании.

Специализированная организация может привлекаться для осуществления следующих функций:

  • разработка конкурсной документации, документации об аукционе;
  • опубликование и размещение извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона;
  • направление приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе;
  • проведение торгов.

К функциям по размещению заказа, осуществление которых специализированной организации передаваться не могут, относятся:

  • создание комиссии по размещению заказа;
  • определение начальной (максимальной) цены государственного или муниципального контракта, предмета и существенных условий государственного или муниципального контракта;
  • утверждение проекта контракта, конкурсной документации, документации об аукционе;
  • определение условий торгов и их изменение;
  • подписание государственного или муниципального контракта.

Размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд ‒ понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном законодательством, действия заказчиков (уполномоченных органов) по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Признаками, совокупность которых характеризует деятельность в качестве размещения заказа, являются:

Признак Потребность для муниципальных нужд
Субъект потребности государственный или муниципальный заказчик либо специально созданный федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление функций по размещению заказов
Содержание деятельности осуществляемые в порядке, предусмотренном Законом, действия заказчика или уполномоченного органа по определению поставщиков товаров, подрядчиков работ или исполнителей услуг для государственных или муниципальных нужд
Цель деятельности заключение с поставщиками товаров, подрядчиками работ или исполнителями услуг государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд

Процесс размещения заказа завершается заключением государственного или муниципального контракта.

Участники размещения заказов – лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта.

Участником размещения заказа может быть:

- юридическое лицо (независимо от организационно-правовой формы (коммерческие и некоммерческие), формы собственности (частная, государственная, муниципальная и иные), места нахождения (на территории РФ и за ее пределами), места происхождения капитала (РФ или иностранные государства);

- индивидуальный предприниматель;

- физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем.

Государственный или муниципальный контракт – договор, заключенный заказчиком от имени России, субъекта РФ или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Для иллюстрации рассматриваемых понятий рассмотрим процесс закупки лекарственных средств для центров медицины катастроф федерального, территориального и муниципального уровня.

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 №94-ФЗ, для удовлетворения потребности в товарах для государственных и муниципальных нужд, заказчику необходимо разместить заказ на их поставку. По результатам размещения заказа, из числа участников размещения заказа, определяется победитель с которым и заключается контракт на поставку ЛС.

Для того, чтобы решить вопросы о том, для каких нужд ведется закупка, кого называть государственным заказчиком, а кого – муниципальным, необходимо учесть ряд обстоятельств:

  Уровень организации СМК
Федеральный Региональный Муниципальный
Учреждения службы медицины катастроф у которых возникла потребность в ЛС ВЦМК «Защита» территориальный центр медицины катастроф муниципальный центр медицины катастроф
Территории для нужд которых накапливается резерв территория РФ территория субъекта РФ территория муниципального образования
Учредители центра медицины катастроф Минздравсоцразвития РФ министерство здравоохранения субъекта РФ муниципальные органы здравоохранения
Источник финансирования Центра федеральный бюджет бюджет субъекта РФ муниципальный бюджет
Возникающая потребность для федеральных нужд для нужд субъекта РФ для муниципальных нужд
для государственных нужд
Заказчики (покупатели) ЛС ВЦМК «Защита» территориальный центр медицины катастроф муниципальный центр медицины катастроф
государственный заказчик муниципальный заказчик
Контракт, заключаемый с победителем размещения заказа государственный контракт муниципальный контракт

Не зависимо от того, для удовлетворения каких потребностей ведутся закупки – государственных или муниципальных, размещение заказа осуществляется согласно схеме:

       
   
 
 


Все этапы размещения заказа заказчик (в нашем случае – центр медицины катастроф) может организовывать и проводить самостоятельно или такие полномочия передаются уполномоченному органу, специально созданному для осуществления функций по размещению заказов. Уполномоченный орган действует от имени заказчика и самостоятельно ведет подготовку и проведения всех этапов размещения заказа. Однако правом подписания контракта на поставку медикаментов с победителем обладает только сам заказчик – центра медицины катастроф в лице его руководителя.

В некоторых случаях, при подготовке к проведению торгов у заказчика или уполномоченного органа могут возникнуть затруднения, например, с разработкой конкурсной документации или документации об аукционе. Для решения этих и ряда других вопросов, возникающих при размещении заказов, на договорной основе могут привлекаться специализированные организации. Согласно закону, полномочия по размещению заказа, которые могут быть переданы специализированной организации, ограничены.

Участниками размещения заказа, претендующими на заключение контракта на поставку ЛС, могут быть любые предприятия-изготовители ЛС или организации оптовой торговли ЛС, имеющие лицензию на осуществления данного вида деятельности на территории РФ.

Процедуры размещения заказа на закупку товаров, выполнение работ, оказания услуг, вне зависимости от способа, проводятся одинаково как для государственных, так и для муниципальных нужд. С целью упрощения излагаемого материала, далее по тексту будут использованы следующие упрощения и сокращения:

Используемое сокращение Содержание понятия
Заказчик государственный заказчик; муниципальный заказчик; уполномоченный орган
Контракт государственный контракт; муниципальный контракт
Размещение заказа размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: