Психологическая помощь детям и подросткам с искаженной внутренней картиной здоровья

Внутреннюю картину здоровья ребенка мы рассматриваем как динамическую систему, включающую в себя систему представлений ребенка о своем здоровье, осознание им своих физических и психических возможностей, самооценку здоровья, а также субъективное восприятие и оценку влияющих на здоровье факторов.

Внутренняя картина здоровья формируется у ребенка в процессе социализации, воспитания, но имеет и определенные соматические и индивидуально-природные детерминанты.

Развитие ВКЗ ребенка осуществляется поэтапно и по мере его взросления перемещается внутрь личности, проявляясь в его поведении.

Содержательно-структурные характеристики внутренней картины здоровья определяются особенностями психологической защиты личности ребенка.

В связи с вышеизложенным рассмотрим основные направления психологической помощи ребенку с искаженной внутренней картины здоровья. Психологическую помощь детям с искаженной внутренней картиной здоровья мы рассматриваем как сложную систему психолого-педагогических воздействий, направленных:

•на укрепление социальной позиции личности ребенка в семье и в коллективе сверстников;

•на формирование системы ценностных установок и ориентации;

•на развитие Я-концепции (самосознание, самооценки, самоотношение);

•на смягчение эмоционального,дискомфорта и устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями в связи с искажением Я-концепции;

•на формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

Сложность и своеобразие ВКЗ у ребенка и подростка требует соблюдения основных принципов психологической помощи. Это принцип индивидуального подхода к ВКЗ ребенка с учетом всех факторов ее формирования: биологического, индивидуально-типологического, психологического, социально-психологического и принцип комплексного подхода с привлечением к психологической помощи педагогов, родителей, социальных и медицинских работников.

Психологическая помощь включает в себя три основных уровня организации: общий, частный и специальный.

1. Общий уровень психологической помощи включает:

- организацию жизнедеятельности ребенка в школе и в семье с учетом его психофизических особенностей;

- регуляцию психофизических и эмоциональных нагрузок ребенка в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями;

- просветительную работу, направленную на знакомство ребёнка и подростка с проблемами физического и психического здоровья.

2. Частный уровень психологической помощи представляет собой систему психологических воздействий, направленных на формирование адекватного отношения ребенка к себе и своему здоровью. Сюда входят:

- формирование адекватного самовосприятия;

- развитие самооценочного компонента личности ребенка или подростка;

- развитие самоуважения и адекватных способов межличностного взаимодействия.

3. Специальный уровень психологической помощи направлен на коррекцию искаженной внутренней картины здоровья и включает следующие задачи:

изменение родительских установок и позиций по отношению к здоровью

ребенка;

- устранение вторичных личностных реакций, связанных с искаженным представлением ребенка о своем здоровье;

- формирование адекватных способов эмоционального реагирования на особенности здоровья и развитие продуктивных защитных механизмов.

Все уровни психологической помощи взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга.

Формы организации психологической помощи зависят от поставленных перед психологом задач. Это может быть психологическое консультирование, коррекция, а в более сложных случаях —систематическая психологическая поддержка или психологическое сопровождение.

В процессе психологического консультирования детей с искаженным отношением к своему здоровью необходимо учитывать сложную структуру особенностей развития Я-концепции ребенка, характер сочетания в его внутренней картине здоровья таких факторов, как социальная ситуация развития, индивидуально-психологические характеристики, особенности межличностного общения в семье и в социуме. Психологическое консультирование мы рассматриваем как один из способов психологического воздействия, направленный на гармонизацию личностной структуры детей, снижение эмоционального дискомфорта и нормализацию межличностных отношений.

Психологическое консультирование представляет собой системную модель, состоящую из следующих основных блоков:

•гностического;

•конструктивного;

•организационного;

•коммуникативного;

•оценочного.

Выделенные нами блоки тесно связаны между собой и отражают динамику консультативного процесса.

Основной задачей гностического блока консультирования является анализ специфики внутреннего и межличностного конфликта детей, определение роли различных факторов в их возникновении.

Важное значение на данном этапе консультирования имеет установление консультативного контакта. От этого зависит организация и функционирование терапевтической системы ≪семья—ребенок—психолог≫. Формирование такого контакта начинается с первой встречи психолога с ребенком и его родителями. Ребенок, если позволяет его возраст, и родители должны почувствовать, что они выслушаны и поняты. Нередко родители обращаются к психологу с готовой моделью желаемого результата консультирования и настаивают на ее осуществлении. Например, мать обращается к психологу с жалобой на то, что сын много времени проводит за компьютером и это вредит его здоровью. Она ставит перед психологом конкретную задачу: внушить сыну, что проводить много времени за компьютером вредно. Перед психологом стоит задача точно и адекватно оценить истинное содержание и значение жалоб родителей. Каждый из таких случаев требует кропотливого анализа, позволяющего понять неосознаваемые родителями мотивы обращения к психологу. В данном случае у матери и сына наблюдались выраженные межличностные конфликты, а увлечение сына компьютером было своеобразной защитной реакцией на сложившуюся конфликтную ситуацию. На первых этапах консультирования психолог может столкнуться со скрытым содержанием жалоб. Это нередко обусловлено неподготовленностью родителей к консультации.

Психологу очень важно правильно поставить вопрос, чтобы перевести скрытое содержание родительских жалоб в явные. Искажение ВКЗ у ребенка и подростка нередко обусловлено тревожностью. Интенсивность тревожности зависит не только от ситуации, но и от личностных факторов ребенка, причем личностные факторы могут иметь более существенное значение, чем ситуационные. Преобладание личностных факторов указывает на личностную тревожность как личностную черту ребенка, обусловливающую готовность его к тревожным реакциям. В старшем возрасте тревожность проявляется как беспокойство, душевный дискомфорт, а в более младшем —в нарушениях поведения: суетливости, неусидчивости, двигательном беспокойстве. Кроме тревожности следует выделить такое личностное качество, присущее детям дошкольного и младшего школьного возраста, как эмоциональность. Она проявляется в том, что ребенок живо откликается на негативные и положительные изменения в его окружении. Эти переживания в большинстве случаев носят позитивный характер и имеют важное приспособительное значение. Однако при определенных условиях эмоциональность может играть отрицательную роль, способствовать формированию эмоционального напряжения, что нередко приводит ребенка к невротическим или соматическим расстройствам. Традиционно выделяются три типа проявлений, связанных с эмоциональным напряжением в детском возрасте:

1) преневротические, 2) вегетодистонические и 3) соматические.

К преневротическим проявлениям относятся нарушения сна (трудности засыпания, разговоры во сне, кошмарные сновидения), тики, патологические привычки, навязчивости, беспричинный плач. К вегетодистоническим —головокружения, головные боли, сердцебиения, одышка, обмороки и пр.

Соматические проявления включают повышенную жажду, булимию, рвоту после еды, ожирение, непереносимость отдельных видов пищи, субфебрилитет неясного происхождения, эпизодический кожный зуд, неоднократно появляющиеся кожные высыпания и др.

Искажение ВКЗ может быть обусловлено стрессовыми ситуациями. Степень воздействия стрессовой ситуации на ребенка определяется такими факторами:

•особенности индивидуального опыта ребенка;

•его адаптационные возможности, включающие не только психофизиологический потенциал, но и индивидуальные личностные реакции;

•характер и специфика психологической защиты.

В немногочисленных исследованиях зарубежных и отечественных психологов подчеркивается детерминирующая роль некоторых пролонгированных стрессовых факторов, оказывающих негативное влияние па ВКЗ ребенка.

Это неадекватные методы воспитания ребенка, развод родителей, дисгармоничная семья, трудные условия обучения ребенка, неприятие коллективом сверстников и др.

Как упоминалось выше, на формирование ВКЗ у ребенка большое влияние оказывает отношение родителей к их здоровью. Если родители предъявляют к нему адекватные требования, то у ребенка формируется положительный образ ≪Я≫.

Если родители не уверены в состоянии здоровья ребенка, постоянно опасаются возникновения заболеваний, то это приводит к аналогичной позиции самого ребенка.

У него формируется ущербный образ собственного ≪Я≫ и соответствующее отношение к своему здоровью. Неблагоприятный психологический климат в семье и неадекватные стили семейного воспитания способствуют формированию у ребенка состояния беспомощности, эмоционального дискомфорта.

Основная задача конструктивного блока психологического консультирования детей с искажением ВКЗ —проектирование консультативного процесса, отбор средств и методов.

В зависимости от результатов первичной диагностики в процессе консультирования может быть поставлен вопрос о специальной диагностике, если некоторые проблемы остались неразрешенными. Следует подчеркнуть нецелесообразность применения единых стандартных тестов, особенно на начальных этапах консультирования. Это может привести психолога к избытку информации, которая затрудняет консультативный процесс. Учитывая, что системообразующим фактором ВКЗ является Я-концепция ребенка, необходимо использовать методы, направленные на ее уровневый и структурный анализ. С этой целью можно использовать проективные методы: Дембо —Рубинштейна, метод незаконченных предложений, рисуночные методы, методики КАТ иТАТ, метод Розенцвей-га, Рене —Жиля и др.

Главная задача организационного блока —обучить участников консультирования (дети-родители) объективизировать психотравмирующие ситуации и причины эмоционального дискомфорта, а также активизировать роль каждого участника консультирования.

Особую сложность представляет консультирование детей и подростков, причина искажения ВКЗ которых кроется в фобиях (страхах), в основе их —глубоко скрытая тревожность. Сущность механизма формирования фобий заключается в смещении тревожности от первичной ситуации или объекта, вызвавших беспокойство, на другую ситуацию или объект. Например, на глазах ребенка умер дедушка.

У ребенка наблюдается страх смерти, он постоянно об этом думает, проявляет тревожную мнительность о своем здоровье. Такое смещение происходит у ребенка вследствие неразрешенных внутренних конфликтов. Психолог не должен поспешно интерпретировать внутренние конфликты ребенка только на основании его конкретной фобии. За одной и той же фобией у разных детей и их родителей могут скрываться разные конфликты. В основе поведения ребенка с преобладанием фобий лежит усиленное стремление избежать тревоги, неосознанное желание обойти породивший ее конфликт. Поэтому ребенок или подросток может спокойно говорит о своем страхе, но внутренние конфликты, связанные с этим страхом, у них не проявляются.

Направленная беседа с родителями имеет большое значение для психологической оценки фобий у ребенка. Как правило, родители на первых этапах консультирования пытаются избежать обсуждения конфликта, а чаще обращают внимание психолога на симптомы (страх заболеть неизлечимой болезнью, страх смерти и пр.) Сопротивление родителей проявляется в различных формах. Нередко родители забывает детали предыстории проблем, которые могли бы пролить свет на суть психологического конфликта у ребенка. Например, возникновение страха болезни у ребенка может быть связано с изменениями жизни семьи, системы отношений, но мать об этом даже не упоминает в беседе, хотя такая информация весьма существенна для понимания природы фобии ребенка. Психолог в процессе консультирования должен учитывать такие особенности поведения родителей и не затрагивать неприятные темы на начальных этапах консультирования. Нередко причиной сопротивления у родителей может быть их дилетантское увлечение психологией. Они много читают психологическую и медицинской литературу, стремятся самостоятельно, без помощи специалиста испробовать все возможные методы лечения, однако избегают непосредственного обращения к своим внутренним конфликтам. Психологу важно разобраться в истинных мотивах обращения к специалисту. Особые трудности наблюдаются при работе с детьми и родителями, которые агрессивно и враждебно настроены на процесс консультирования.

Очень важно понять причины такого состояния у них. Причины враждебного отношения детей к психологу могут быть разными. Чаще всего они связаны с неадекватными представлениями родителей о задачах психологического консультирования.

Если врач направляет ребенка на консультацию к психологу, то они переживают, что их ребенок ≪не такой, как все≫, ≪странный≫, ≪неудачник≫ или даже ≪психически неполноценный≫. Такие установки родителей негативно влияют на отношение детей к психологическому консультированию. Нередко сам психолог провоцирует враждебность у ребенка длительным бессистемным тестированием, авторитарным стилем беседы и пр. Психолог должен помнить, что враждебность ребенка носит защитный характер и за ней скрывается тревожность. В таких случаях необходимо помочь ребенку разобраться в его подлинных чувствах и тем самым трансформировать враждебность. С этой целью используются разнообразные, доступные ребенку игровые методы, которые способствуют адекватному отражению чувств и переживаний. Гораздо чаще в процессе консультировании встречается скрытая враждебность к психологу со стороны родителей. Большинство таких родителей не готовы к идентификации, и психолог должен помочь им вербализировать свои переживания, открыто выразить их, так как любые невыраженные сильные эмоции, особенно отрицательные, затрудняют процесс консультирования.

Основная цель коммуникативного блока —установление оптимальных взаимоотношений всех участников консультативного процесса, а также формирование новых приемов и способов их общения и поведения. Как упоминалось выше, искажение ВКЗ в детском и подростковом возрасте обусловлено устойчивостью определенных негативных эмоциональных состояний. Эти состояния детерминированы ранними психическими переживаниями, взаимоотношениями в семье, особенностями личностного реагирования ребенка на экстремальную ситуацию.

В связи с этим при разработке психокоррекционных технологий, используемых в консультативном процессе, целесообразно использовать методы онтогенетической ориентации. Данные методы предполагают возврат ребенка и родителей к ранним онтогенетическим этапам общения и поведения. Можно использовать также ролевые игры в семейной группе (родитель—ребенок), содержание которых составляли ранние детские воспоминания о счастливых и несчастливых пережитых ситуациях. Детям и подросткам можно предложить обыграть эти ситуации в присутствии родителей или изобразить их в рисунках. Такие занятия способствуют осознанию, рационализации и творческой переработке имеющихся у ребенка конфликтов. Опыт нашей работы показывает, что у детей с искаженной ВКЗ толерантность к неблагоприятным взаимоотношениям с окружающими обусловлена подавлением враждебности, агрессивности, злобы. Если обычно озлобленность побуждает людей к прекращению отношений, то ребенок с искаженной Я-концепцией подавляет агрессию и продолжает отношения. Внешне такой ребенок кажется вполне спокойным, адекватным, однако психолог не может не заметить его чувствительность к любым проявлениям озлобленности по отношению к себе и к другим. Важнейшая задача психолога —помочь ребенку хотя бы частично выявить скрытую озлобленность, осознать ее, показать, как она отражается в его поведении.

Ребенок в силу своего возраста неспособен вербализировать свои внутренние переживания. Его необходимо обучать вербализации своих переживаний с помощью использования эмоциональных слов и приемов фантазирования, анализа различных эмоциональных ситуаций в сказках и рассказах. Такие приемы в определенной степени помогают ребенку осознать эмоциональные проблемы и вербализировать их.

Оценочный блок связан с эффективностью психологического консультирования, которое оценивается по субъективным параметрам, устанавливаемым на основе отчетов родителей, врачей и педагогов об эмоциональном поведении ребенка до и после консультирования. Целесообразно использовать для оценки цветоассоциативные методы, прожективные опросы.

Конечно, сам процесс консультирования не исчерпывает всех задач, стоящих перед психологом в процессе психологической помощи ребенку с искаженной ВКЗ. Однако психологическое консультирование — базовое звено в системе психологической помощи детям и подросткам. От эффективности его проведения в значительной степени зависит направленность и эффективность других форм психологической помощи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: