Детские церебральные параличи

Детские церебральные параличи (ДЦП) - группа синдромов, которые являются следствием повреждений мозга, возникших во внутриутробном, интранатальном и раннем постнатальном периодах. Частота детских церебральных параличей составляет 2,5-5,9 на 1000 родившихся.

Они обусловлены главным образом внутриутробной патоло­гией и повреждением мозга во время родов вследствие асфиксии и внутричерепных кровоизлияний. У 30% родившихся детей имеются аномалии развития мозга - микрогирия, пахигирия, гетеротопии, недоразвитие полушарий и др.

Клиническая картина. Характерная особенность ДЦП - на­рушение моторного развития ребенка. Двигательные нарушения часто сочетаются с чувствительными расстройствами, задерж­кой развития речи и психического развития, судорогами.

Ребенок в положении на спине не может поднять голову, вы­тянуть руки вперед, поднести их ко рту. Лежа на животе, он не может поднять и разогнуть голову, повернуть ее в сторону, вы­свободить руки и опереться на них. Это препятствует захвату игрушки, затрудняет повороты на бок и на живот, а в дальней­шем нарушает формирование ползания.

Характерна гипертония приводящих мышц бедра, вызываю­щая перекрещивание ног, стопы фиксированы, чаще подошвен­ная поверхность обращена кнутри. Высокий мышечный тонус способствует возникновению контрактур.

Отмечаются также нарушения вегетативной регуляции: избы­точная саливация, гипергидроз, яркий разлитой дермографизм.

У 65-85% больных с ДЦП имеются речевые нарушения, из которых наиболее часто встречаются задержки речевого разви­тия и дизартрии.

Степень психических расстройств варьирует от легких нару­шений в эмоционально-волевой сфере до тяжелого интеллекту­ального недоразвития.

Различают следующие формы детского церебрального пара­лича:

Спастическая диплегия (синдром Литтля) - наиболее часто встречающаяся форма. Обнаруживается у детей уже в первые месяцы жизни. Для нее характерны двигательные нарушения в верхних и нижних конечностях, причем больше поражаются ноги. Тонус мышц повышен, ноги вытянуты, сухожильные реф­лексы высокие. Степень вовлечения в патологический процесс рук может быть различной. Часто это легкая моторная нелов­кость при целенаправленных движениях, выявляющаяся только к 4-5 месяцу, когда дети начинают тянуться к игрушке. Они на­чинают сидеть и ходить в более позднем возрасте. Двигательные нарушения могут сочетаться с задержкой психического раз­вития и речевыми расстройствами.

Спастическая гемиплегия характеризуется двигательными нарушениями преимущественно на одной стороне. Нога при спастической гемиплегии поражается меньше, чем рука. Мы­шечный тонус в руке выше, она согнута во всех суставах; при­веденная к туловищу кисть у детей раннего возраста сжата в ку­лачок, у старших детей иногда находится в положении «руки акушера». Интеллект обычно сохранен или не резко снижен.

Двойная гемиплегия, при которой двигательные нарушения выражены во всех конечностях, при этом в руках больше, чем в ногах. Имеют место нарушения глотания и дефекты речи. Вы­прямляющие рефлексы туловища и реакции равновесия почти не развиты. Дети не сидят, не ходят. Задержка психического развития усугубляется тяжелой обездвиженностью и невозмож­ностью контактировать с детьми своего возраста. Эта форма ДЦП нередко сочетается с микроцефалией и малыми аномалия­ми развития, что свидетельствует о патологии внутриутробного периода. Двойная гемиплегия - наиболее тяжелая форма детско­го паралича. Она диагностируется уже в период новорожденно-сти.

Атонически-астатический синдром - «вялая» форма дет­ского церебрального паралича. В клинической картине на пер­вый план выступает выраженная мышечная гипотония. Дети долго не могут держать головку, сидеть, стоять, ходить. Реакции выпрямления и равновесия иногда отсутствуют до 2-3-летнего возраста.

Гиперкинетическая форма характеризуется изменчивостью мышечного тонуса. Наблюдаются перемежающиеся спазмы, приступы повышения мышечного тонуса на фоне гипотонии.

Движения детей неловки, сопровождаются излишними дви­гательными реакциями. В зависимости от характера гиперкинез может быть более выражен в проксимальных или дистальных отделах конечностей, мимической мускулатуре, мышцах шеи. При гиперкинетической форме ДЦП часто наблюдаются рече­вые расстройства. Психическое развитие страдает меньше, чем при других типах. Эта форма детского церебрального паралича часто связана с гемолитической болезнью новорожденного, обу­словленной иммунологической несовместимостью, крови плода и матери.

Гемиплегическая форма, характерными особенностями ко­торой являются односторонний парез руки и ноги, судорожные пароксизмы, психические и речевые расстройства.

Диагностика ДЦП основана на твердом знании основных этапов психомоторного развития ребенка. Поэтому большое значение имеют наблюдение за детьми, особенно в случаях с неблагоприятным акушерским анамнезом, учет динамики врож­денных безусловных рефлексов, последовательности становле­ния реакций выпрямления и равновесия, характера изменения мышечного тонуса.

Окончательный диагноз формируется после года, когда рече­вые и психические нарушения становятся очевидными. Течение ДЦП обычно регредиентное с постепенным улучшением. Ис­ключением являются случаи с судорогами.

Лечение должно быть ранним, индивидуальным, комплекс­ным, этапным, длительным. Индивидуальный подход к лечению предполагает учет характера и степени поражения нервной и нервно-мышечной системы, а также общего соматического со­стояния ребенка.

Раннее начало проведения ортопедических мероприятий по­могает сохранить правильное физиологическое взаимоотноше­ние головы, туловища, конечностей и способствуют профилак­тике контрактур. К ортопедическим приспособлениям, с помо­щью которых части тела можно придать физиологическое по­ложение, относятся лонгеты, шины, шины-штанишки, валики, воротники и др. Ортопедические укладки чередуют с лечебной гимнастикой, физиотерапией. Основными целями лечебной гимнастики являются нормализация мышечного тонуса и облег­чение произвольных движений, тренировка последовательного развития возрастных двигательных навыков ребенка.

Наряду с лечебной гимнастикой при церебральных парали­чах широко применяются общий лечебный и точечный массаж, физиотерапевтические методы лечения, которые не только улуч­шают функцию нервно-мышечного аппарата, но и способствуют повышению реактивности организма. Эффективны лечебные ванны, озокеритовые аппликации, горячие укутывания, лекарст­венный электрофорез, импульсный ток, электростимуляция мышц. Восстановление двигательных функций при ДЦП более эффективно, если его проводят в сочетании с медикаментозным воздействием. Применяют рассасывающие препараты, средства, улучшающие обменные процессы в нервной системе, снижаю­щие мышечный тонус, улучшающие нервно-мышечную прово­димость и капиллярный кровоток, уменьшающие гиперкинезы, а также противосудорожные и другие симптоматические сред­ства.

Особое внимание следует уделять коррекции речевых и пси­хических нарушений. Логопедические и психолого-педагогические воздействия начинают применять уже в первые месяцы жизни ребенка.

Раннее комплексное этапное и непрерывное лечение детей с це­ребральными параличами позволяет добиться значительного улучшения их двигательных и психических функций и достичь их социальной адаптации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: