Детские церебральные параличи (ДЦП) - группа синдромов, которые являются следствием повреждений мозга, возникших во внутриутробном, интранатальном и раннем постнатальном периодах. Частота детских церебральных параличей составляет 2,5-5,9 на 1000 родившихся.
Они обусловлены главным образом внутриутробной патологией и повреждением мозга во время родов вследствие асфиксии и внутричерепных кровоизлияний. У 30% родившихся детей имеются аномалии развития мозга - микрогирия, пахигирия, гетеротопии, недоразвитие полушарий и др.
Клиническая картина. Характерная особенность ДЦП - нарушение моторного развития ребенка. Двигательные нарушения часто сочетаются с чувствительными расстройствами, задержкой развития речи и психического развития, судорогами.
Ребенок в положении на спине не может поднять голову, вытянуть руки вперед, поднести их ко рту. Лежа на животе, он не может поднять и разогнуть голову, повернуть ее в сторону, высвободить руки и опереться на них. Это препятствует захвату игрушки, затрудняет повороты на бок и на живот, а в дальнейшем нарушает формирование ползания.
|
|
Характерна гипертония приводящих мышц бедра, вызывающая перекрещивание ног, стопы фиксированы, чаще подошвенная поверхность обращена кнутри. Высокий мышечный тонус способствует возникновению контрактур.
Отмечаются также нарушения вегетативной регуляции: избыточная саливация, гипергидроз, яркий разлитой дермографизм.
У 65-85% больных с ДЦП имеются речевые нарушения, из которых наиболее часто встречаются задержки речевого развития и дизартрии.
Степень психических расстройств варьирует от легких нарушений в эмоционально-волевой сфере до тяжелого интеллектуального недоразвития.
Различают следующие формы детского церебрального паралича:
Спастическая диплегия (синдром Литтля) - наиболее часто встречающаяся форма. Обнаруживается у детей уже в первые месяцы жизни. Для нее характерны двигательные нарушения в верхних и нижних конечностях, причем больше поражаются ноги. Тонус мышц повышен, ноги вытянуты, сухожильные рефлексы высокие. Степень вовлечения в патологический процесс рук может быть различной. Часто это легкая моторная неловкость при целенаправленных движениях, выявляющаяся только к 4-5 месяцу, когда дети начинают тянуться к игрушке. Они начинают сидеть и ходить в более позднем возрасте. Двигательные нарушения могут сочетаться с задержкой психического развития и речевыми расстройствами.
Спастическая гемиплегия характеризуется двигательными нарушениями преимущественно на одной стороне. Нога при спастической гемиплегии поражается меньше, чем рука. Мышечный тонус в руке выше, она согнута во всех суставах; приведенная к туловищу кисть у детей раннего возраста сжата в кулачок, у старших детей иногда находится в положении «руки акушера». Интеллект обычно сохранен или не резко снижен.
|
|
Двойная гемиплегия, при которой двигательные нарушения выражены во всех конечностях, при этом в руках больше, чем в ногах. Имеют место нарушения глотания и дефекты речи. Выпрямляющие рефлексы туловища и реакции равновесия почти не развиты. Дети не сидят, не ходят. Задержка психического развития усугубляется тяжелой обездвиженностью и невозможностью контактировать с детьми своего возраста. Эта форма ДЦП нередко сочетается с микроцефалией и малыми аномалиями развития, что свидетельствует о патологии внутриутробного периода. Двойная гемиплегия - наиболее тяжелая форма детского паралича. Она диагностируется уже в период новорожденно-сти.
Атонически-астатический синдром - «вялая» форма детского церебрального паралича. В клинической картине на первый план выступает выраженная мышечная гипотония. Дети долго не могут держать головку, сидеть, стоять, ходить. Реакции выпрямления и равновесия иногда отсутствуют до 2-3-летнего возраста.
Гиперкинетическая форма характеризуется изменчивостью мышечного тонуса. Наблюдаются перемежающиеся спазмы, приступы повышения мышечного тонуса на фоне гипотонии.
Движения детей неловки, сопровождаются излишними двигательными реакциями. В зависимости от характера гиперкинез может быть более выражен в проксимальных или дистальных отделах конечностей, мимической мускулатуре, мышцах шеи. При гиперкинетической форме ДЦП часто наблюдаются речевые расстройства. Психическое развитие страдает меньше, чем при других типах. Эта форма детского церебрального паралича часто связана с гемолитической болезнью новорожденного, обусловленной иммунологической несовместимостью, крови плода и матери.
Гемиплегическая форма, характерными особенностями которой являются односторонний парез руки и ноги, судорожные пароксизмы, психические и речевые расстройства.
Диагностика ДЦП основана на твердом знании основных этапов психомоторного развития ребенка. Поэтому большое значение имеют наблюдение за детьми, особенно в случаях с неблагоприятным акушерским анамнезом, учет динамики врожденных безусловных рефлексов, последовательности становления реакций выпрямления и равновесия, характера изменения мышечного тонуса.
Окончательный диагноз формируется после года, когда речевые и психические нарушения становятся очевидными. Течение ДЦП обычно регредиентное с постепенным улучшением. Исключением являются случаи с судорогами.
Лечение должно быть ранним, индивидуальным, комплексным, этапным, длительным. Индивидуальный подход к лечению предполагает учет характера и степени поражения нервной и нервно-мышечной системы, а также общего соматического состояния ребенка.
Раннее начало проведения ортопедических мероприятий помогает сохранить правильное физиологическое взаимоотношение головы, туловища, конечностей и способствуют профилактике контрактур. К ортопедическим приспособлениям, с помощью которых части тела можно придать физиологическое положение, относятся лонгеты, шины, шины-штанишки, валики, воротники и др. Ортопедические укладки чередуют с лечебной гимнастикой, физиотерапией. Основными целями лечебной гимнастики являются нормализация мышечного тонуса и облегчение произвольных движений, тренировка последовательного развития возрастных двигательных навыков ребенка.
Наряду с лечебной гимнастикой при церебральных параличах широко применяются общий лечебный и точечный массаж, физиотерапевтические методы лечения, которые не только улучшают функцию нервно-мышечного аппарата, но и способствуют повышению реактивности организма. Эффективны лечебные ванны, озокеритовые аппликации, горячие укутывания, лекарственный электрофорез, импульсный ток, электростимуляция мышц. Восстановление двигательных функций при ДЦП более эффективно, если его проводят в сочетании с медикаментозным воздействием. Применяют рассасывающие препараты, средства, улучшающие обменные процессы в нервной системе, снижающие мышечный тонус, улучшающие нервно-мышечную проводимость и капиллярный кровоток, уменьшающие гиперкинезы, а также противосудорожные и другие симптоматические средства.
|
|
Особое внимание следует уделять коррекции речевых и психических нарушений. Логопедические и психолого-педагогические воздействия начинают применять уже в первые месяцы жизни ребенка.
Раннее комплексное этапное и непрерывное лечение детей с церебральными параличами позволяет добиться значительного улучшения их двигательных и психических функций и достичь их социальной адаптации.