ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Формирование требований к системе финансового управления организацией
Проблема разработки системы управления организацией направлена на максимально эффективное достижение сформулированных целей и задач. Во многих российских организациях сложилась нерациональная структура управления, неадекватная происходящим изменениям в экономической ситуации. Основные недостатки существующей структуры управления:
■ подразделения и филиалы чрезмерно замкнуты на высшем руководстве (генеральном директоре) и, как следствие, перегружены (сложность в выполнении функциональных обязанностей);
■ у генерального директора много заместителей с часто пересекающимися диапазонами ответственности;
■ отсутствует достаточная информационная поддержка деятельности организации;
■ отдел автоматизации системы управления организацией работает, как правило, на бухгалтерию и в меньшей степени на отделы снабжения, маркетинга и финансовый отдел;
|
|
■ различные аспекты работы с персоналом разнесены по функциональным подразделениям с неодинаковым уровнем подчиненности (отдел кадров, отдел работы с персоналом, отдел организации труда и заработной платы);
■ отсутствует служба управления изменениями, которая определяет в конкретный момент времени ориентацию организации на изменения внешней среды.
Указанные факторы приводят к следующей негативной ситуации: многие задачи (включая задачи развития) не решаются в связи с тем, что нет ответственных лиц либо их слишком много.
В отдельных организациях структура не формализована в соответствии с новыми требованиями финансового управления. Она, возможно, находится в стадии теоретической проработки, но для большинства
менеджеров низшего и среднего звеньев остаются неясными процедуры принятия управленческих решений.
После детального анализа существующей структуры управления, выявления ее сильных и слабых сторон руководителю организации целесообразно определить базовые принципы, в соответствии с которыми будет происходить ее реорганизация. К ним относятся:
■ адекватность назначения и функций управляющей системы целям и стратегии организации;
■ лимитирование числа «замкнутых связей», приходящихся на каждого руководителя структурного подразделения;
■ восприимчивость к изменениям внешних условий и способность к быстрой трансформации управляющих структур для решения возникающих краткосрочных и долгосрочных задач;
■ способность к переработке и точному распространению среди менеджеров различного уровня полезной информации, необходимой для принятия решений локального характера;
|
|
■ жесткий контроль за исполнением управленческих решений и их результатов;
■ соблюдение правила делегирования полномочий, при котором каждый менеджер в своей четко сформулированной сфере компетенции вправе принимать самостоятельные решения и нести за них полную ответственность;
■ соответствие квалификации руководителей и сотрудников кругу их функциональных обязанностей;
■ разработка и внедрение на постоянной основе программы обучения и повышения квалификации менеджеров низшего и среднего звеньев в соответствии с целями и задачами организации.
Соблюдение перечисленных принципов на практике позволит ответить на следующие вопросы:
1) что нужно изменить в системе управления;
2) как приблизить организационную структуру организации к форме, адекватной требованиям времени;
3) каким требованиям должна отвечать организационная структура;
4) каким образом повысить функциональность организации в рыночных условиях?
На все поставленные вопросы трудно найти однозначные ответы. Опираясь на практический опыт и зарубежную практику управления, отметим, что не существует не только единой унифицированной организационной структуры, пригодной для всех организаций, но даже оптимальной — для конкретной из них. Это связано с тем, что в разные
моменты времени с изменением внешней ситуации должна меняться и структура управления организацией. Однако можно разработать ряд типовых мероприятий для упорядочения организационной структуры и повышения эффективности работы. В этих целях целесообразно:
■ проанализировать существующее положение;
■ сформулировать требования к системе управления, включая и управление финансами;
■ наметить основные пути реорганизации системы управления;
■ определить диапазоны ответственности в новой организационной структуре;
■ адаптировать эту новую организационную структуру к требованиям бюджетного управления.