Тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы

Разряды оплаты труда 1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 7-й 8-й 9-й
Тарифные коэффициенты 1,00 1,11 1,23 1,36 1,51 1,67 1,84 2,02 2,22
Межразрядная разница, %                  

Продолжение табл. 3.4

Разряды оплаты труда 10-й 11-й 12-й 13-й 14-й 15-й 16-й 17-й 18-й
Тарифные коэффициенты 2,44 2,68 2,89 3,12 3,36 3,62 3,90 4,20 4,5
Межразрядная разница, %                  

С 1999 г. использование ETC определял Федеральный закон от 4 февраля 1999 г. № 22 «Об упорядочении оплаты труда работников бюджетной сферы».

Месячная тарифная ставка 1-го разряда устанавливалась Федеральным законом (в настоящее время на федеральном уровне тарифная ставка 1-го разряда не устанавливается в размере федерального MPOT. Так, Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 198-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» установил МРОТ с 1 января 2005 г. в сумме 720 руб. в месяц; с 1 сентября 2005 г. в сумме 800 руб. в месяц; с 1 мая 2006 г. в сумме 1100 руб. в месяц. Соответственно изменялись тарифные ставки 1-го разряда ETC), а 2-го и последующего разрядов – Правительством РФ исходя из тарифной ставки 1-го разряда и соответствующих тарифных коэффициентов. Изменение тарифных коэффициентов в соответствии с законом согласуется Правительством РФ с общероссийскими объединениями работодателей и профсоюзов. Тарификация всех категорий работников, разработка тарифно-квалификационных характеристик, квалификационных требований, утверждение тарифно-квалификационных справочников осуществляется Федеральной службой по труду и занятости Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Рабочие тарифицируются в ETC с 1-го по 8-й разряд. Высококвалифицированные рабочие, занятые на важных и ответственных работах, на основании специальных отраслевых перечней, утверждаемых министерствами и ведомствами РФ могут тарифицироваться 9-10-м разрядами, а занятые на особо важных и особо ответственных работах по перечню, утвержденному Минтруда России, – 11-м и 12-м разрядами ETC.

Служащие тарифицируются со 2-го по 18-й разряд.

Тарификация общеотраслевых должностей специалистов является сквозной для всех отраслей бюджетной сферы. Вместе с тем тарификация отраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих, учитывая творческий характер и социальную значимость деятельности в сфере образования, здравоохранения и науки, устанавливается на 1–4 разряда выше, чем по общеотраслевым должностям.

Установление соответствия работника занимаемой должности и разряда его оплаты предусматривает периодическую аттестацию работников бюджетной сферы. Для этого на основе постановления Минтруда России и Минюста России от 23 октября 1992 г. № 27 утверждены основные положения о порядке проведения аттестации,-на основе которых разработаны отраслевые положения и методики. В частности, при аттестации руководителей и специалистов учитываются следующие факторы: содержание и характер выполняемых работ; разнообразие (комплексность) работ; руководство подчиненными; степень самостоятельности; уровень ответственности. По ряду должностей специалистов, служащих и руководителей устанавливаются «вилки» разрядов.

Единая тарифная сетка сыграла свою положительную роль в обеспечении единства принципов оплаты труда работников бюджетной сферы, упорядочении тарифных условий их оплаты.

Кроме того, использование ETC позволило определять размеры трансфертов и материальной помощи субъектам РФ при недостатке средств на оплату труда «бюджетников», являясь, по сути, элементом межбюджетных отношений.

Вместе с тем применение ETC не устранило значительное количество доплат и надбавок, существующих в бюджетной сфере. Их широкое применение во многом обусловлено низкими тарифными ставками ETC. В результате доля тарифа в заработке «бюджетников» составляла в среднем порядка 40%. Следует отметить и то, что основная доля затрат по финансированию организаций и учреждений бюджетной сферы приходится в соответствии с действующим Бюджетным кодексом на самостоятельные бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований. В то же время все решения по изменению ETC принимаются на федеральном уровне.

В ETC не учитываются значительные региональные различия в стоимости жизни, требующие отражения в ставках заработной платы. Наконец, ETC слабо чувствительна к отраслевым различиям в деятельности работников, характеризующимся разными условиями и спецификой.

В 2002 г. Министерством труда и социального развития России был подготовлен проект «Концепции реформирования системы оплаты труда в бюджетной сфере». Основные положения Концепции состоят в следующем.

1. Обеспечение отраслевого подхода к оплате труда. Для каждой бюджетной отрасли предусматривалось введение отраслевой системы оплаты труда, включающей три уровня:

· схему должностных окладов руководителей учреждений и организаций, дифференцированных по группам оплаты в зависимости от объема работ и специализации учреждения;

· схему должностных окладов (ставок заработной платы) специалистов и служащих, дифференцированных в зависимости от сложности, социальной значимости труда, квалификации;

· тарифные ставки рабочих.

2. Упорядочение системы надбавок, доплат, премий, которые должны включать следующие виды:

· за стаж работы;

· за особые условия труда (вредные и опасные, в ночную смену, совмещение профессий и т. п.);

· за квалификацию (например, дополнительное знание иностранного языка);

· премии за результаты и высокое качество работы.

3. Переход к «отраслевой» модели не должен подрывать единство в тарификации работников бюджетной сферы. В силу этого Концепция предполагала, что ЕТКС работ и профессий рабочих, тарифно-квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих, как общих для всех отраслей, так и отраслевых, по-прежнему будут утверждаться централизованно на федеральном уровне и являться обязательными для применения в бюджетной сфере.

4. Разграничение полномочий РФ и ее субъектов в части оплаты труда в бюджетной сфере. Используя принципы построения отраслевых систем оплаты, установленные на федеральном уровне, субъекты Федерации самостоятельно определяют системы оплаты труда, уровни ставок и окладов работников организаций, финансирование которых осуществляется из бюджетов субъектов РФ. Такие же права получают органы местного самоуправления в отношении организаций, финансируемых из местных бюджетов.

В качестве государственных гарантий в оплате труда работников бюджетной сферы Концепция предполагала сохранить МРОТ.

Начиная с 2005 г., с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», система оплаты труда в отраслях бюджетной сферы претерпела существенные изменения.

Установление новых условий оплаты труда работников бюджетных учреждений основывается на разграничении полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления в области оплаты труда. По сути, система оплаты всех работников бюджетной сферы с помощью ETC отменена. Теперь тарифная система оплаты труда (Единая тарифная сетка) устанавливается Правительством РФ только в отношении работников федеральных государственных учреждений (новая редакция Федерального закона «Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений», ранее – Федеральный закон «Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы»). При этом по решению Правительства РФ для оплаты труда таких работников может применяться иная система оплаты труда, отличная от Единой тарифной сетки.

Тарифная система оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ, работников муниципальных учреждений и порядок ее применения устанавливаются соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. При этом они будут не только самостоятельно решать вопросы по определению уровня оплаты труда, в том числе по различным категориям отраслей и должностей, но и не зависеть от решений федерального центра по срокам и темпам повышения этих расходов. Однако размеры оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ, которым предоставляются дотации из Федерального фонда финансовой поддержки, не могут превышать размеры оплаты труда работников федеральных государственных учреждений.

Основным механизмом централизованного влияния на устанавливаемые в субъектах РФ и муниципальных образованиях тарифные системы оплаты труда должны являться разрабатываемые Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений ежегодные Единые рекомендации по системе оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов, на федеральном, региональном и местном уровнях. Рекомендации касаются установления ставок (окладов), доплат и надбавок, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных. Эти рекомендации должны разрабатываться до внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год и учитываться Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления при определении размеров финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы.

Выплаты, компенсации и некоторые другие условия оплаты труда для работников бюджетных организаций, которые ранее в соответствии с Трудовым кодексом РФ устанавливались Правительством РФ, определяются теперь в зависимости от того, из какого бюджета они финансируются: Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Единые рекомендации по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых, из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях, на 2005 г. (Утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 29 декабря 2004 г., протокол № 4.) определяют перечень вопросов, которые должны быть предусмотрены законодательными и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федераций и органами местного самоуправления при определении условий и размеров оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и работников муниципальных учреждений:

· об организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений;

· о тарифной ставке (окладе) первого разряда ETC;

· о дифференциации в уровнях оплаты труда работников и размерах тарифных ставок (окладов) по разрядам ETC;

· об отнесении к разрядам оплаты труда ETC должностей и профессий работников;

· о показателях и порядке отнесения учреждений к группам по оплате труда руководителей;

· об установлении повышенных тарифных ставок (окладов) отдельным категориям работников, занятым в особых условиях труда (специалистам, работающим в сельской местности, и др.);

· о порядке оплаты труда высококвалифицированных рабочих, занятых на выполнении важных и ответственных работ;

· о размерах и порядке выплат компенсационного характера;

· о размерах и порядке выплат стимулирующего характера;

· об отраслевых особенностях организации и оплаты труда работников бюджетной сферы;

· об источниках и порядке финансирования оплаты труда работников бюджетных учреждений.

Рекомендации включают единые принципы, в соответствии с которыми разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты в области оплаты труда:

· обеспечение зависимости величины заработной платы от квалификации работников, сложности выполняемых работ, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером;

· систематизация выплат за выполнение работы в особых условиях и в условиях, отклоняющихся от нормальных, обеспечение единых подходов к их применению в бюджетных учреждениях;

· единые подходы к исчислению стажа работы;

· использование различных видов поощрительных выплат за высокие результаты и качество выполнения работы преимущественно за счет применения надбавок стимулирующего характера, устанавливаемых к тарифным ставкам (окладам), а также премирования за основные результаты работы;

· сохранение единого порядка аттестации и квалификационного категорирования работников, установленного для соответствующих профессионально-квалификационных групп;

· тарификация работ и работников с учетом ЕТКС и ЕКС;

· вновь вводимые размеры и условия оплаты труда, включая тарифные ставки (оклады), доплаты, надбавки, повышенную оплату труда, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в сельской местности и другие условия труда, не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), установленных по состоянию на 31 декабря 2004 г.;

· обеспечение повышения уровня реальной заработной платы работников бюджетных учреждений.

Единые рекомендации являются основой для разработки соответствующих рекомендаций трехсторонними комиссиями по регулированию трудовых отношений в субъектах РФ и муниципальных образованиях, при осуществлении мер по организации оплаты труда работников бюджетной сферы и определении размеров финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы на разных уровнях управления.

Следует отметить, что условия оплаты труда, установленные федеральными законами и указами Президента РФ, обязательны для применения на всей территории Российской Федерации и являются гарантией для работников всех учреждений бюджетной сферы независимо от того, являются ли они федеральными, региональными или муниципальными.

Постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые во исполнение федеральных законов и указов Президента Российской Федерации, регулирующие условия оплаты работников учреждений бюджетной сферы всех уровней, обязательны для применения на всей территории Российской Федерации. Постановления, относящиеся непосредственно к федеральным государственным учреждениям, обязательны лишь для работников этих учреждений, а для учреждений регионального и муниципального подчинения являются рекомендательными.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ И САМОПРОВЕРКИ

1. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные элементы тарифной системы. Каково их назначение?

2. Как образуются тарифные ставки 2-го и последующих разрядов? Какие виды тарифных ставок существуют и какова их взаимосвязь?

3. Перечислите основные характеристики тарифной сетки.

4. Что представляет собой схема должностных окладов? Что такое «вилка» должностных окладов?

5. Для чего служат тарифно-квалификационные характеристики? Назовите их основные разделы.

6. Каковы основные этапы разработки внутрипроизводственной тарифной системы?

7. На участке занято 20 рабочих 3-го разряда, 25 – 4-го, 15 – 5-го, 10 – 6-го. Исходя из тарифной сетки, приведенной в табл. 3.3, рассчитайте средний тарифный коэффициент, а затем на его основе – среднюю тарифную ставку.

8. Раскройте сущность современных изменений в оплате труда работников бюджетной сферы.

ТЕСТЫ

1. К элементам тарифной системы относятся:

а) нормы труда, тарифные сетки, формы заработной платы;

б) тарифные сетки, тарифные ставки и должностные оклады, тарифно-квалификационные справочники и характеристики;

в) тарифные разряды, тарифные коэффициенты, коэффициенты трудового участия;

г) тарифные ставки, тарифно-квалификационные справочники, табели учета рабочего времени.

2. Факторами дифференциации тарифных ставок 1-го разряда, как правило, являются:

а) интенсивность труда, значимость различных видов работ для предприятия, условия труда;

б) интенсивность труда, производительность труда, продолжительности смены;

в) сложность труда, условия труда, должность работника;

г) возраст работника, стаж работника, уровень квалификации.

3. При разработке внутрипроизводственной тарифной сетки установление тарифных коэффициентов отражает дифференциацию оплаты труда в зависимости от:

а) условий труда;

б) сложности работ и квалификации работников;

в) интенсивности труда;

г) личных трудовых достижений работников.

4. На уровне муниципального образования, в государственных учреждениях, финансируемых за счет средств муниципального бюджета, тарифная система оплаты труда определяется:

а) Правительством РФ;

б) органами государственной власти того субъекта РФ, в который входит данное муниципальное образование;

в) органами местного самоуправления данного муниципального образования;

г) администрацией конкретного государственного учреждения.

5. Размеры оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ:

а) не могут превышать размеры оплаты труда работников федеральных государственных учреждений;

б) могут превышать размеры оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, если субъект РФ не получает дотации из Федерального фонда финансовой поддержки;

в) к любом случае могут превышать размеры оплаты труда работников федеральных государственных учреждений.

6. Тарифная система используется для дифференциации заработной платы в зависимости от:

а) качества труда;

б) количественного результата труда;

в) качества труда и количественного результата труда;

г) размера прожиточного минимума.

7. Тарифная сетка – это:

а) совокупность тарифных коэффициентов;

б) шкала, включающая совокупность квалификационных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов;

в) шкала тарифных ставок;

г) то же, что и схема должностных окладов.

8. Выберите правильные утверждения, касающиеся тарифных коэффициентов:

а) тарифный коэффициент – величина, показывающая, во сколько раз тарифная ставка данного разряда больше тарифной ставки 1-го разряда;

б) тарифный коэффициент 1-го разряда характеризует диапазон тарифной сетки;

в) тарифный коэффициент 1-го разряда всегда больше единицы;

г) тарифный коэффициент 1-го разряда всегда равен единице.

9. Тарифная система оплаты труда, устанавливаемая Правительством РФ:

а) обязательна для применения в организациях бюджетной сферы всех уровней;

б) обязательна только для федеральных государственных учреждений;

в) предполагает использование во всех федеральных государственных учреждениях исключительно системы оплаты труда, основанной на Единой тарифной сетке;

г) допускает по решению Правительства РФ использование в федеральных государственных учреждениях системы оплаты труда, отличной от Единой тарифной сетки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: