Государственная система управления охраной труда в Российской Федерации

Основными элементами созданной в РФ системы безопасности являются органы законодательной, исполнительной и судебной властей; государственные, общественные и иные организации и объединения; граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом; а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Основные направления государственной политики в сфере охраны труда сформулированы в ст. 210 ТК РФ:

- приоритет сохранения жизни и здоровья работника;

- принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

- государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

- расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

- подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;

- установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Государственное управление охраной труда является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. Структура органов государственного управления охраной труда формируется в соответствии с принципами федеративного устройства РФ, определенными Конституцией РФ. Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или - по его поручению – федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере груда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий (ст. 216 Трудового кодекса РФ – ТК РФ).

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции ПО выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и т.д., в настоящее время является Министерство труда Российской Федерации. Министерство труда осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости, являющейся органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе и в области охраны труда. Управление охраной труда в отраслях или в определенной сфере деятельности осуществляет соответствующие федеральные органы исполнительной власти.

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий (например, в РБ – Минтруда и соцзащиты). Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда Могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов РФ.

Основополагающие принципы построения единой государственной системы управления охраной труда следующие:

- реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда;

- приоритет социальных целей при проведении государственной политики в области охраны труда, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;

- гарантии прав работников на охрану труда и нормативное обеспечение этих прав;

профилактическая направленность деятельности в области охраны труда на предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

- обязательное расследование всех несчастных случаев на производстве; обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, гарантирование права застрахованных на обеспечение по страхованию,

- экономическая заинтересованность работодателей в улучшении условий и безопасности труда, снижение производственного травматизма и профессио­нальной заболеваемости;

- научная обеспеченность требований охраны труда, содержащихся в законодательных и нормативных актах по охране труда;

- социальное партнерство всех субъектов социально-трудовых отношений в решении вопросов охраны труда: органов государственной власти, органов местного самоуправления, объединений работодателей, полномочных представителей работников, перспективное планирование по охране труда и их финансирование;

- неукоснительное выполнение обязанностей работодателями й работниками по соблюдению требований охраны труда, ответственность за их нарушение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: