Способы разрешение конфликта

Разрешение конфликта — это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющую общую значимость для участников конфликта и на этой основе гармонизацию их отношений. Существует несколько точек зрения на стратегию управления конфликтом.

Крупенин А.Л., Крохина И.М. выделяют три способа разрешения конфликта в классе:

I способ конфликт разрешается в пользу учителя, все выгоды его, ученики же ничего не получают. Педагог - победитель, школьник - проигравший. Назовем этот способ «подавление».

Рассмотрим данную ситуацию на примере. Наталья Анатольевна любила начинать урок с объяснения того, чем класс будет заниматься, давать инструкции и отвечать на вопросы. Даша часто опаздывала на урок. Это требовало повторения всех данных инструкций.

Учитель: Когда ты опаздываешь на урок, ты пропускаешь все, что я говорила ранее, и я опять вынуждена специально для тебя одной все повторять. Я уже устала это делать.

Даша: Да, мы делали стенгазету и никак не могли закончить. Поэтому я немного задержалась.

Учитель: Я знаю, что ты у нас редактор стенгазеты и очень этим озабочена. Но математика нужна даже редакторам. Ты не сможешь окончить школу и поступить на филфак с двойкой по математике.

Даша: Я ведь написала все контрольные работы? Я не пойму, почему Вы так расстраиваетесь и к чему вообще весь этот шум, я ведь уже здесь, а вы даже мне задание не дали.

Учитель: Я и не собираюсь этого делать, ты вообще ничего не знаешь. Почему это я должна прощать тебе опоздания, а другим нет. Ты что, особенная? Теперь или ты будешь приходить на урок вовремя, или я тебя не пущу!

Даша: Но...

Учитель: Никаких но! Если ты хочешь сдать у меня экзамен, будешь приходить вовремя, как все! А теперь незамедлительно сядь!

Даша: (злобно) Хорошо, я попробую…

Как действовал учитель? Учитель подавил Дашу, чтобы та согласилась с решением. Когда та несогласилась, то учитель пустила в ход орудие - угрозу несдачи экзамена.

II способ предполагает, что конфликт решается в пользу учеников, все выгоды - их. Учитель ничего не получает. Школьник - победитель, учитель - проигравший. Назовем этот способ «уступка».

Учитель: Когда ты опаздываешь на урок, ты пропускаешь все, что я говорила ранее, и я опять вынуждена специально для тебя одной все повторять. Я уже устала это делать.

Даша: Да, мы делали стенгазету и никак не могли закончить. Поэтому я немного задержалась.

Учитель: Я знаю, что ты у нас редактор стенгазеты и очень этим озабочена. Но математика нужна даже редакторам. Ты не сможешь окончить школу и поступить на филфак с двойкой по математике.

Даша: Если Вы так ко мне относитесь, я перейду в «Б» класс к Наталье Петровне.

Учитель: «Б» класс и так переполнен. Ты не сможешь туда перейти.

Даша: О, она возьмет и не будет ко мне придираться из-за того, что я на пару минут задержалась, потому что я делала нужное для всей школы дело. Если Вам хочется придираться, почему Вы не обращаете внимание на мальчиков, которые сейчас курят в туалете?

Учитель: Даша, я не хочу ни к кому придираться. И я не стараюсь быть излишне строгой с тобой. Кроме того, я не хочу, чтобы ты переходила в другой класс.

Даша: Хорошо, я подумаю, если Вы не будете так болезненно реагировать на мои небольшие пропуски. В конце концов, я ведь не каждый день опаздываю!

Учитель: Хорошо, хорошо. Если ты задержишься, значит задержишься. Я только надеюсь, что это не будет ежедневно.

Как сопротивлялась ученица? Что использует учитель, уступая Даше?

Что в двух этих способов общего? (Упрямство, нежелание выслушать другого, неуважительное отношение, соревнование.)

Ш способ - способ «сотрудничества». При использовании этого способа учитель и ученик, голова к голове, ищут возможные решения. После этого приходят к соглашению о том, какие из них в наибольшей степени позволяют удовлетворить потребности обеих сторон.

Возможна следующая цепочка общения:

· активное слушание,

· констатация чувств,

· сбор возможных решений: «Как же нам быть»,

· детализация принятого решения,

· выполнение принятого решения,

· контроль.

Учитель: Даша! До последних трех недель ты редко опаздывала. Сейчас ситуация изменилась, но это временно, правильно?

Даша: Да. Просто Тоня П. из 8 «Б» заболела, и мы не успеваем ничего сделать. Как только мы сделаем, я не буду опаздывать

Учитель: Проблема разрешится скоро сама собой?

Даша: Да.

Учитель: Теперь мне понятно, почему ты опаздываешь, но не это беспокоит меня. Послушай еще раз. Мне не нравится, что я должна выделять время на то, что бы инструктировать тебя, когда ты приходишь в класс. Когда ты опаздываешь, я вынуждена прекращать работу и вводить тебя одну в курс дела. Я не хочу больше этого делать, даже до конца следующей недели. Есть у тебя, какие-нибудь идеи, как мы можем разрешить эту проблему?

Даша: Ну, я, наверное, могла бы попробовать попросить Олю помочь нам...

Американские ученые Р. Блейка и Д. Моутона выделяют следующие педагогические стратегии управления межличностными конфликтами: приспособление, уклонение, отступление, компромисс, сотрудничество, доминирование.

В процессе налаживания контактов у учителя возникает необходимость в приспособлении к индивидуальному своеобразию своих воспитанников, обеспечивая тем самым межличностную гармонию и совместимость. Эффективность данной стратегии обусловлена принятием ребенка таким, каков он есть, - подвижным и вялым, вспыльчивым и уравновешенным, покладистым и упрямым.

Близка к приспособлению стратегия уклона, сознательный уход учителя от конфронтации. Это бывает необходимо, когда сталкиваешься с мелкими размолвками, с проявлением дурного настроения, вспыльчивости, немотивированной агрессии.

Бывает необходимой и стратегия отступления. Как любой человек, учитель может ошибаться в своих решениях, в интерпретации поведения воспитанника, истолковании его намерений. Например, бывает затруднительно за внешней бравадой подростка распознать тревогу, страх, комплекс неполноценности. Своевременное отступление, отказ от избранной тактики, откровенное признание своей оплошности, опережающая самокритичность, обезоруживают ребят, снимают отчуждение.

Компромисс строится на двусторонних уступках, рационализации решения, которое в конечном итоге удовлетворяет обе стороны. Свидетельствуя о подлинном уважении личности воспитанника, эта стратегия позволяет учителю выигрывать в главном за счет частных потерь. На личном примере педагога ученики учатся культуре согласования своих интересов с потребностями и желаниями других.

Значительным регулирующим воспитывающим потенциалом обладает сотрудничество, построенное на совместном с учащимися выборе решения, принятии взаимной ответственности.

Педагогическое общение не исключает стратегию доминирования, основанной на одностороннем отстаивании учителем собственной позиции, единоличном принятии всей полноты ответственности. Такие действия и поступки бывают целесообразны в чрезвычайных обстоятельств (ситуация угрозы психическому или физическому здоровью детей).

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. На какой точке зрения разрешения конфликта вы остановились сейчас? Почему?

2. А можно ли избежать, предупредить конфликт? Нужно ли избегать конфликтов?

3. Если конфликт все-таки произошел, и вы оказались в самом невыгодном положении, ваши ощущения?

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте свое определение педагогического конфликта.

2. Раскройте сущность конфликта и конфликтной ситуации?

3. По каким признакам можно узнать о наступлении конфликта?

4. Почему учителю важно уловить первые признаки наметившейся дисгармонии во взаимоотношениях и понять его истоки?

5. Охарактеризуйте конфликты по формам, по содержанию.

6. Какие существуют стадии развития конфликта? Приведите примеры этих стадий.

7. Какие существуют способы разрешения конфликтов? Приведите примеры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: