Ведущая деятельность в контексте возрастного развития

Основным условием психического развития ребенка является его собственная активная деятельность. А.Н. Ле-онтьев ввел в психологию развития понятие ведущей де-ятельности. Он подчеркивал, что «...главным процессом, который характеризует психическое развитие ребенка, яв-ляется специфический процесс усвоения или присвое-ния им достижений предшествующих поколений людей.

...Этот процесс осуществляется в деятельности ребенка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира, в котором воплощены эти достижения человече-ства»2. Именно в активной мотивированной деятельности самого ребенка происходит формирование его личности. Причем это формирование происходит прежде всего под влиянием той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей, обусловливающей главные изменения в психических процессах в психологических особенностях личности ребенка (общение, игра, учение, труд).

1 Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 1989. - С. 108.

2 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1972. - С. 538-539.


1 ] Дубровина 321


Ведущая деятельность - это такая деятельность, разви-тие которой обусловливает главнейшие изменения в пси-хических процессах и психологических особенностях лич-ности ребенка на определенной стадии его развития. При переходе на новый уровень развития предыдущая деятель-ность не исчезает, но теряется ее определяющая роль в развитии. Так, игра - это ведущая деятельность дошколь-ника, но играют и школьники, и взрослые люди. Призна-ком перехода от одной возрастной стадии к другой явля-ется именно изменение типа ведущей деятельности, веду-щего отношения ребенка к действительности.

У младенца ведущая деятельность - непосредственный эмоциональный контакт со взрослым, благодаря которо-му у него образуется потребность в общении с другими людьми.

В раннем детстве - деловое практическое сотрудниче-ство со взрослым. Ребенок занят предметом и действием с ним. Интенсивное овладение предметно-орудийными опе-рациями формирует практический интеллект. Речь исполь-зуется главным образом для налаживания сотрудничества со взрослым внутри совместной предметной деятельности. Потребность в речи возникает как средство деловых кон-тактов со взрослым.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью являетсяигра. В игровой деятельности впервые формируется и про-является потребность ребенка воздействовать на мир. А.М Горький писал: «Игра - путь детей к познанию мира,

в котором они живут и который призваны изменить». Все игры обычно воспроизводят те или иные виды практичес-кой неигровой деятельности и тем самым отвечают по-требности ребенка принять участие в жизни и деятельнос-ти взрослых. Но ребенок становится взрослым лишь в во-ображении, мысленно. Различные формы серьезной деятельности взрослых служат образцами, которые вос-производятся в игровой деятельности: ориентируясь на взрослого как на образец, взяв на себя ту или иную роль, ребенок подражает взрослому, действует как взрослый, но только с предметами-заместителями (игрушками) в сю-жетно-ролевой игре. В игре для ребенка существенны не столько свойства предметов, сколько отношение к пред-мету, отсюда - возможность замещения предметов, что способствует развитию воображения. Играя, ребенок так-же овладевает соответствующими действиями. Игровая де-ятельность к концу дошкольного возраста дифференциру-



ется на такие формы, как сюжетно- ролевые игры, игры-драматизации, игры с правилами. В игре развиваются не только познавательные процессы, речь, общение, пове-дение, но и личность ребенка. Игра в дошкольном возрас-те является универсальной формой развития (А.В. Запо-рожец, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Подъяков, С.Н.Карпова, А.С. Списаковская и др.), она создает зону ближайшего развития, служит основой для становления будущей учеб-ной деятельности.

Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте - учебная, в подростковом - общение со сверстниками в про-странстве общественно-полезной деятельности, в ранней юности (старшем школьном возрасте) - общение со взрос-лыми в пространстве учебной деятельности, в юности — учебно-профессиональная деятельность, у взрослых - тру-довая деятельность.

Основной смысл выделения ведущей деятельности за-ключается в понимании сущности ее воздействия на пси-хическое развитие растущего человека. В связи с этим сле-дует отметить, что в детских образовательных учреждени-ях все еще слишком большое место занимают методы словесного воспитания и обучения. Конечно, воспитание через сознание - это необходимый, но не единственный момент. Переоценка словесных методов в воспитании при-водит к нравственному формализму, в обучении к фор-мальному усвоению знаний. С.Л. Рубинштейн отмечал, что всякая попытка взрослых «внести» в ребенка познание и нравственные нормы, минуя его собственную деятельность по овладению ими, подрывает самые основы здорового умственного развития ребенка, воспитания его личност-ных свойств и качеств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: