Сотрудничество и общение ребенка со взрослым

Овладение ребенком любой деятельностью возможно только в общении со взрослыми, во взаимодействии с ними и под их постоянным руководством. Поэтому общение со взрослыми - необходимое условие психического и лично-стного развития ребенка, его первая социальная потреб-ность. Особенное значение удовлетворение этой потреб-ности имеет в младенческом возрасте, когда ребенок нуж-дается в заботе и ласке взрослых, в эмоциональном контакте с ними. Эта потребность младенца удовлетворя-ется в непосредственно-эмоциональном общении со взрос-



лым. Недостаток такого общения приводит к «эффекту гос-питализма» - замедленному эмоциональному развитию ребенка, что тормозит его общее развитие.

Общение со взрослыми выполняет специфические фун-кции в процессе формирования личности на каждом воз-растном этапе. На первоначальных стадиях возрастного развития функции, формы и содержание общения со взрос-лыми непосредственно связаны с овладением ребенком предметным миром. В общении со взрослыми формируют-ся потребность общения с другими людьми, эмоциональ-ное отношение к ним и к миру, развиваются психические процессы, предметно-манипулятивная деятельность, и лишь к 6-7 годам у ребенка выделяется «собственно ком-муникативная деятельность» (М.И.Лисина)1.

На протяжении младшего школьного возраста обще-ние со взрослыми остается одним из ведущих факторов развития личности ребенка, хотя к концу этого этапа об-щение со сверстниками начинает играть все более значи-тельную роль (Л.И. Божович, В.В.Давыдов, И.В.Дубро-вина, Д.Б. Эльконин и др.). В подростковом возрасте на первый план выступает общение со сверстниками, основ-ная функция которого связана с формированием способ-ности строить отношения с окружающими в зависимости от различных задач и требований, ориентироваться в лич-ных особенностях и качествах людей, сознательно прини-мать или не принимать нормы, принятые в коллективе (Т.В. Драгунова, А.В. Захарова, А.В. Петровский, Д.Б. Эль-конин и др.).

Именно в дошкольном и школьном детстве наиболее четко прослеживаются взаимосвязи общения и развития таких сторон самосознания ребенка, как самопознание, самооценка, саморегуляция. Общение со взрослыми в стар-шем школьном возрасте приобретает существенное значе-ние в связи с возникающими в ранней юности проблемами перспективного жизненного самоопределения (Л.И.Божо-вич, И.С. Кон, А.В. Мудрик и др.).

Таким образом, потребность в общении - одна из основ-ных социальных потребностей человека, она рано возникает и постепенно развивается. Однако, как показывает практика воспитания, данная потребность ребенка нередко не полу-чает своего удовлетворения, а следовательно, и дальнейше-го развития в силу отсутствия в реальном образовательном

1 См.: Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986.



процессе необходимых условий. У многих детей и школьни-ков существует глубокая неудовлетворенность потребности в неформальном личностном общении со взрослыми, что ве-дет к развитию повышенной тревожности, чувства неуве-ренности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии, в социально-психологической адаптированности.

1.3. Обучение и развитие

Для педагогической практики имеет большое значение правильное понимание и профессионально грамотное при-менение принципа, утверждающего ведущую роль обуче-ния в психическом развитии ребенка на всех возрастных этапах (П.П. Блонский, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В. Занков, А.А. Смирнов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эль-конин и др.). Л.С. Выготский писал, что процессы разви-тия не совпадают с процессом обучения... процессы разви-тия идут вслед за процессами обучения, создающего зоны ближайшего развития.

Иными словами, обучение должно быть ориентирова-но не на зону актуального развития, т.е. не на то, что уже сложилось и составляет, по выражению Л.С. Выготского, «вчерашний день», а на зону ближайшего развития на «зав-трашний день».

Зона ближайшего развития определяется содержани-ем тех задач, с которыми ребенок еще не может спра-виться самостоятельно, но решает с помощью взрослого. Это тот следующий шаг в развитии ребенка, к которому он уже готов, и требуется лишь небольшой толчок, что-бы шаг был сделан. Обучая ребенка чему-то новому, взрос-лый помогает ему решить ту самую задачу, к пониманию и овладению которой он уже готов, но самостоятельно с ней еще не справился. Л.С. Выготский подчеркивал, что если ребенок с помощью взрослого не справляется с за-дачей, значит, она находится за пределами зоны бли-жайшего развития и никакого развивающего эффекта иметь не будет; в лучшем случае удастся лишь натаскать ребенка на выполнение подобных заданий или действий. Зона ближайшего развития, демонстрируя еще скрытую от внешнего наблюдения меру зрелости психических про-цессов, имеет гораздо большее значение в плане прогно-за и обучения, чем зона актуального развития, показы-вающая лишь то, что ребенок уже может.



Представление о взаимосвязанности процессов обуче-ния и развития при ведущей роли обучения противосто-ит положению, долгое время господствовавшему в детс-кой психологии, о том, что развитие - это созревание, а обучение должно надстраиваться над созреванием. Такой точки зрения придерживались, в частности, Ж. Пиаже, К. Бюлер, Э. Торндайк, несмотря на все присущие их те-оретическим воззрениям различия. Но такое обучение может быть лишь тренировочным, а не формирующим процессом.

Решение вопроса о соотношении обучения и развития имеет существенное значение не только для психологи-ческой теории, но и для педагогической практики. С.Л. Ру-бинштейн справедливо отмечал, что каждая концепция обучения включает в себя определенную концепцию раз-вития, точно так же каждая концепция психического раз-вития заключает в себе и определенную теорию обуче-ния.

Очевидно, что процесс индивидуального развития оп-ределяется как созреванием структур высшей нервной деятельности, так и обучением. С точки зрения отече-ственной психологии развития учение представляет со-бой субъективную деятельность, в результате которой общественно значимое содержание знаний, единое для детей определенного возраста, превращается в личност-ное достояние каждого. Вернее следует сказать, что уче-ние именно такой деятельностью должно быть. В про-цессе учения происходит своеобразное преломление каж-дым ребенком «внешних условий через внутренние» (С.Л. Рубинштейн), личностное «присвоение знаний, умений» (А.Н.Леонтьев), при котором задаваемое ти-повыми программами содержание преобразуется на ос-нове индивидуальных особенностей и индивидуального опыта ребенка, его отношения к знаниям и учению во-обще, умений их освоить и т.п.

С.Л. Рубинштейн писал, что психические функции фор-мируются в процессе функционирования и существенно зависят от того объективного содержания, на котором они формируются. У ребенка это функционирование неразрыв-но связано с освоением содержания человеческой культу-ры и установившейся в данном обществе системы меж-людских отношений. Освоение содержания культуры со-вершается в процессе обучения; освоение межлюдских



отношений... в процессе воспитания, неразрывно связан-ного с обучением.

Единство развития и обучения, развития и воспитания означает взаимосвязь и взаимопроникновение этих про-цессов. Развитие не только обусловливает обучение и вос-питание, но и само обусловливает ход созревания и раз-вития. Таким образом, психические свойства ребенка сле-дует рассматривать не только как предпосылку, но и как результат всего хода его развития в процессе обучения и воспитания.

Образовательная среда, которую организуют взрослые и в которой обитает ребенок, состоит, с одной стороны, из знаний, умений, правил, деятельностей и т.п., кото-рые как бы присваивает ребенок; с другой стороны, из его отношений к этим знаниям, умениям, правилам, дея-тельностям и т.п.; с третьей - из отношений ребенка к самому себе, к окружающим его сверстникам и взрослым, из понимания им своего места в этой обетованной среде, его эмоционального самоощущения в ней.

И эффективность образования, а следовательно, и пси-хического развития зависит от того, насколько средства, содержание, методы обучения и воспитания разрабатыва-ются с учетом психологических закономерностей возраст-ного и индивидуального развития и не только опираются на уже имеющиеся возможности, способности, умения детей, но и задают перспективу их дальнейшего развития, насколько взрослые в работе с детьми разного возраста акцентируют внимание на формировании у них интереса к окружающей жизни, интереса и умения учиться, спо-собности к самостоятельному добыванию знаний, потреб-ности в активном отношении к той деятельности, в про-цесс которой они включаются.

Вопросы и задания

1.Что является основным условием психического развития ребенка?

2. Каковы критерии ведущей деятельности?

3. Как вы представляете себе взаимодействие обучения и развития?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: