Осуществление необходимых изменений в кадровой политике в области здравоохранения требует научно обоснованных подходов к планированию, подготовке и использованию сестринских кадров, эффективного управления сестринским персоналом, обеспечения рационального соотношения и партнерства между врачами и сестринским персоналом. Развитие кадровой политики заключается:
1) в восполнении кадрового дефицита путем формирования механизма прогнозирования, мониторинга и регионального регулирования подготовки специалистов;
2) в развитии системы управления кадровым потенциалом на основе рационального планирования подготовки, переподготовки, повышения квалификации;
3) в определении субсидиарной ответственности региона (в т.ч. финансовой), муниципалитетов в последипломной подготовке специалистов сестринского дела;
4) в улучшении качества подготовки в рамках среднего, высшего медицинского и последипломного образования специалистов сестринского дела путем совершенствования общенаучной и общепрофессиональной подготовки сестринских кадров на компетентностной основе, обеспечения соответствия государственного образовательного стандарта медицинских специальностей профессиональному стандарту и потребностям ЛПУ;
|
|
5) в использовании сестринских кадров не только с учетом структуры потребностей учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения, но и с учетом уровня образования специалистов;
6) в восстановлении престижа профессии через материальную заинтересованность, достойную дифференцированную оплату труда, систему льготного кредитования жилья и т.п.
7) в обеспечении интеллектуализации и развития творческих способностей сестринских кадров, рассматривая финансовые затраты на это как долгосрочные инвестиции в развитие здравоохранения.
Реализация Программы развития сестринского дела в Российской Федерации будет происходить поэтапно в рамках Концепции развития здравоохранения.
Для обеспечения учреждений здравоохранения кадрами со средним медицинским образованием необходимо продолжить развитие многоуровневой системы среднего медицинского и фармацевтического образования, высшего сестринского образования.
Основные направления развития профессионального, в том числе последипломного образования:
1. развитие накопительной системы последипломного образования сестринского персонала;
2. определение полномочий и ответственности учреждений здравоохранения при практическом обучении студентов медицинских образовательных учреждений на до- и последипломном уровне;
3. введение системы заочного (дистанционного, с использованием телекоммуникационных и информационных технологий) обучения при проведении дополнительного профессионального образования средних медицинских работников;
|
|
4. формирование дополнительных механизмов по закреплению кадров на рабочих местах, развитие договорных отношений между работодателем и выпускниками высших и средних медицинских образовательных учреждений, а также специалистами, имеющими стаж работы;
5. развитие контрактной системы трудоустройства, когда договор должен заключаться перед получением диплома, иметь продолжительность не менее 3-х лет и материальную заинтересованность молодого специалиста;
6. максимальное приближение условий и содержания обучения к практической действительности, усвоение всего лучшего, что действует в практическом здравоохранении, проведение практического обучения в условиях ЛПУ, где реализуются передовые технологии сестринского ухода и организации сестринской деятельности, для чего ЛПУ должны иметь рейтинг «образовательной состоятельности»;
7. формирование объемов последипломной подготовки кадров на основе соответствующих заказов органов управления учреждений здравоохранения;
8. развитие системы контроля качества подготовки специалистов на всех этапах многоуровневого образования;
9. адекватное финансовое обеспечение деятельности медицинских образовательных учреждений, укрепление и развитие их материально-технической базы;
10. повышение квалификации преподавательского состава, особенно преподавателей – совместителей из числа врачей и медицинских сестер практического здравоохранения.