Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины:
1) Защита лабораторных работ и домашних заданий
2) Составление конспектов
3) Контрольные работы
4) Зачет
4.1. Перечень компетенций
В процессе освоения дисциплины у студентов развиваются следующие компетенции.
1. Общепрофессиональные компетенции (ОПК-3): способность использовать в профессиональной деятельности базовые знания математики и естественных наук.
.
4.2. Критерии оценивания компетенций
Тема курса | Форми-руемая компетенция | Показатель (критерий) формирования компетенции | Форма контроля |
Классы неорганических соединений | ОПК-3 | Владеет базовыми знаниями о классах неорганических соединений. Знает правила техники безопасности в химической лаборатории, владеет навыками работы с реактивами и хим. посудой. | Защита лаб. работы №1 Опрос. |
Закономерности протекания химических реакций | ОПК-3 | Владеет базовыми знаниями о закономерностях протекания химических реакций. На основе выполненных расчетов умеет предсказывать направление химической реакции. | Опрос. Рубежная контрольная работа №1 |
Растворы. Реакции в водных растворах. | ОПК-3 | Владеет базовыми знаниями о растворах электролитов и неэлектролитов. Умеет рассчитывать концентрацию растворов, предсказывать образование продуктов реакции в водных растворах. | Защита лаб. работ №2-3 Опрос. |
Электрохимические процессы | ОПК-3 | Владеет базовыми знаниями об электрохимических процессах. Умеет предсказывать направление протекания окислительно-восстановительной реакции. | Защита лаб. работ №4 Рубежная контрольная работа №2 |
Химия элементов | ОПК-3 | Владеет базовыми знаниями о s -, p - и d - элементах. Знает строение атома. Умеет предсказывать свойства того или иного химического элемента. Имеет представление о комплексных соединениях. | Защита лаб. работ №5 Рубежная контрольная работа №3 |
Контрольная работа | ОПК-3 | Владеет основными понятиями дисциплины «Химия», имеет представление о современной научной картине мира. | Проверка контрольной работы |
Зачет по курсу | ОПК-3 | Владеет основными понятиями дисциплины «Химия», имеет представление о современной научной картине мира. | Зачет |
4.3. Типовые контрольные задания и перечень вопросов к зачету
|
|
Примерный перечень вопросов Контрольной работы №1
(первый рубежный контроль)
1 вариант
1. Назовите следующие соединения: KAlCl4, CaHCO3, NaHSO4, H3PO4, NaHS, Na2SO3
2. При окислении 2 г двухвалентного металла образовалось 2,8 г оксида. Определите атомную массу металла.
3. Оксид азота (V) можно получить по реакции: 2NO(г) + O3(г) = N2O5(к)
|
|
Стандартные энтальпии образования соединений (кДж/моль) равны: 90,2 (NO), 142,3 (O3) и 42,7 (N2O5). Вычислите энтальпию реакции (кДж).
4. Что называют скоростью химической реакции? От чего она зависит? Напишите выражение для скорости прямой реакции: CO2(газ) + CaO(ТВ.) = CaCO3(ТВ.)
5. Для обратимой реакции: СаСO3(к) ↔ СаО(к) + CO2(г); ∆H° = 177,5 кДж
укажите направление смещения равновесия (влево, вправо, не смещается) а) при повышении температуры; б) при увеличении давления?
Примерный перечень вопросов Контрольной работы №2
(второй рубежный контроль)
1 вариант
1. Из 200 г 15-%-го раствора NaCl выпариванием удалено 50 мл воды и получен раствор с плотностью 1,17 г/мл. Для полученного раствора вычислите молярную концентрацию раствора.
2. Раствор объёмом 500 мл, содержащий 14 г гидроксида калия, нейтрализовали 2М раствором соляной кислоты. Определите объем соляной кислоты (мл)
3. Константа диссоциации уксусной кислоты равна 1,74∙10–5, концентрация её раствора 0,01 М. Вычислите водородный показатель раствора.
4. Напишите уравнение гидролиза AlCl3 и становите соответствие между веществом, добавляемым к раствору, и его влиянием на гидролиз данной соли:
Вещество | Эффект |
А) HCl | 1) усиливает |
Б) Na2S | 2) ослабляет |
В) NaOH | 3) не влияет |
Г) NaCl |
5. Укажите коэффициент перед формулой окислителя для окислительно-восстановительной реакции:
H3PO3 + HgCl2 + H2O = H3PO4 + Hg + HCl
6. Укажите, какие из веществ в растворах проявляют только окислительные свойства:
1) Cl2 2) K2CrO4 3) HClO 4) KMnO4 5) FeSO4 6) MnSO4
Примерный перечень вопросов Контрольной работы №3
(третий рубежный контроль)
1 вариант
1. Для атома с электронной формулой внешних электронов 3s23p1 укажите свойства оксидов и гидроксидов этого элемента (основные, кислотные, амфотерные).
2. Установите последовательность расположения соединений по увеличению полярности химической связи
1) К2О 2) MgO 3) CaO 4) SO3 5) Al2O3
3. Укажите молекулу в которой имеются sp3-гибридные орбитали
1) CH4 2) BF3 3) СО 4) CO2
4. Укажите, какие из приведенных частиц имеют одинаковые полные электронные формулы
1) F– 2) Ne 3) Na 4) Mg2+
5. Укажите, какие из предложенных гидроксидов взаимодействуют с кислотами
1) KOH 2) Al(OH)3 3) Cr(OH)3 4) Mg(OH)2 5) HClO4
6. При прокаливании известняка массой 500 г, содержащего 80% карбоната кальция, образовался газ. Определите массу примесей в данном образце известняка (г)
7. Углекислый газ, полученный при сжигании 150 г каменного угля, занимает объем 691,2 л при 600 °С и давлении 105 кПа. Определите объем газа при н.у. (л)
8. Установите соответствие между веществом и типом его кристаллической решетки
Вещество | Тип решетки | ||
А) | Хлорид натрия | 1) | Металлическая |
Б) | Никель | 2) | Атомная |
В) | Твердый кислород | 3) | Молекулярная |
Г) | Алмаз | 4) | Ионная |
Примерный перечень вопросов к зачету
(итоговый контроль)
1 вариант
1. Не проводя расчетов, по термохимическим уравнениям укажите реакции, в ходе которых энтропия увеличивается:
1) 2H2(г) + O2(г) = 2H2O(г) 2) 2NH3(г) = N2(г) + 3H2(г)
3) CH4(г) + 2O2(г) = 2H2O(г) + CO2(г) 4) MgCO3(к) = MgO(к) + CO2(г)
2. Для обратимой реакции
H2(г) + I2(г) ↔ 2HI(г)
исходные концентрации водорода и йода равны 0,03 и 0,05 моль/л соответственно, равновесная концентрация йодоводорода 0,02 моль/л. Определите равновесную концентрацию газообразного йода.
3. Произведение растворимости сульфата бария равно 1,1∙10–10. Вычислите молярную концентрацию BaSO4 в насыщенном растворе.
4. Расположите предложенные растворы, для которых приведены концентрации гидроксильных ионов, в порядке возрастания их кислотности:
1) [OH-] = 10-12 моль/л 2) [OH-] = 5×10-12 моль/л
3) [OH-] = 10-7 моль/л 4) [OH-] = 10-4 моль/л
5.Укажите молекулу которая имеет тетраэдрическую форму:
1) PH3 2) CH4 3) NH3 4) SF6
6. Плотность 12%-го раствора глюкозы С6Н12О6 при 25°С равна 1046 г/л. Давление насыщенного пара воды при данной температуре 3170 Па. Вычислите осмотическое давление раствора (кПа)
|
|
7. Скорость реакции CO(г) + Cl2(г) = COCl2(г) описывается кинетическим уравнением
v = k∙[CO]∙[Cl2]3/2. Константа скорости при 350 °С равна 3,81; энергия активации 48 кДж/моль. Вычислите константу скорости реакции при 400 °С
4.4. Методические материалы,
определяющие процедуры оценивания ЗУНов
При оценивании ЗУНов учитывается доля выполнения задания по различным видам деятельности.
Вид деятельности | По категориям обучающийся получает зачет (см. «Показатели формирования компетенций») | Зачет / незачет по формированию компетенции | ||
знания | умения | навыки | ||
Лабораторные работы и домашние задания | Выполнил более 75% задания | Выполнил более 75% задания | Выполнил более 50% задания | Зачет при выполнении указанного соотношения |
Подготовка конспектов и рефератов | Выполнил более 65% задания | Выполнил более 85% задания | Выполнил более 80% задания | Зачет при выполнении указанного соотношения |
Контрольная работа (тестирование) | Из 100% вопросов дан правильный ответ на балл 10 б. – 91-100% 9 б. – 90% 8 б. – 80% 7 б. – 85% 6 б. – 70% Незачет – менее 60% | Выполнил более 70% заданий | Зачет при выполнении указанного соотношения |
4.4. Рейтинг-план дисциплины
«ХИМИЯ»
Направление 05.03.01«Геология», профиль «Геология»
курс 1, семестр 1, 2015-2016 уч. год
Количество часов по уч. плану 180, в т.ч. аудиторная работа 70, самостоятельная работа - 104.
Преподаватель: Берестова Татьяна Вячеславовна, доцент.
Кафедра: неорганической химии.
Виды учебной деятельности студентов | Балл за конкретное задание | Число заданий за семестр | Баллы | |
Миним. | Максим. | |||
Модуль 1. Основные понятия химии. Химическая термодинамика и кинетика. | ||||
Текущий контроль | ||||
Выполнение и защита лабораторных работ Л.р.№1. Основные классы неорганических соединений | 5,0 | 1 задание | 5,0 | |
Выполнение и защита домашних заданий Д/з№1. Основные классы неорганических соединений. Атомно-молекулярное учение Д/з№2. Основы химической термодинамики. Д/з№3. Химическая кинетика. Катализ. Д/з№4. Химическое и фазовое равновесия. | 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 | 5 заданий | 10,0 | |
Рубежный контроль | ||||
1. Письменная контрольная работа | 15,0 | |||
Итого по модулю 1 | 30,0 | |||
Модуль 2. Химические системы. | ||||
Текущий контроль | ||||
Выполнение и защита лабораторных работ Л.р.№2. Приготовление водных растворов Л.р.№3. Электролитическая диссоциация Л.р.№4. Ионное произведение воды. Водородный показатель. Гидролиз солей. Л.р.№5. Окислительно-восстановительные реакции | 4,0 4,0 4,0 4,0 | 4 задания | 16,0 | |
Выполнение и защита домашних заданий Д/з№5. Растворы Д/з№6. Растворы электролитов Д/з№7. Химическая кинетика. Катализ. Д/з№8. Химическое и фазовое равновесия. | 1,0 1,0 1,0 1,0 | 4 задания | 4,0 | |
Рубежный контроль | ||||
1. Письменная контрольная работа | 20,0 | |||
Итого по модулю 2 | 40,0 | |||
Модуль 3. Реакционная способность веществ. | ||||
Текущий контроль | ||||
Выполнение и защита лабораторных работ Л.р.№6. Комплексные соединения | 6,0 | 1 задание | 6,0 | |
Выполнение и защита домашних заданий Д/з№9. Строение атома. ПЗ. Д/з№10. Химическая связь. Строение и свойства веществ. Д/з№11. Комплексные соединения. Представление о химии побочных групп Д/з№12. Элементы IA группы. Д/з№13. Элементы IIA группы. Д/з№14. Элементы IIIA группы Д/з№15. Элементы IVA группы Д/з№16 Элементы VIA и VA групп Д/з№17. Водород. VIIA группа | 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 | 9 заданий | 9,0 | |
Рубежный контроль | ||||
1. Письменная контрольная работа | 15,0 | |||
Итого по модулю 3 | 30,0 | |||
Посещаемость (баллы вычитаются из общей суммы набранных баллов) | ||||
1. Посещение лекционных занятий | По положению | занятий | -6,0 | |
2. Посещение практических занятий | По положению | занятий | -10,0 | |
Всего по посещаемости | 0 | -16,0 | ||
Итоговый контроль | ||||
Зачет | ||||
ИТОГО | 100,0 | |||
Поощрительные баллы Реферат | 10,0 | |||
ИТОГО | 110,0 |
Утверждено на заседании кафедры неорганической химии
|
|
Протокол № 22 от «08» июня 2015 г.