double arrow

Тема 1. Введение в экономику как науку

1

1.1 Экономика как наука: предмет, функции, методы изучения экономических явлений, роль и место в системе знаний.

1.2 Уровни экономики: микроэкономика, мезоэкономика, макроэкономика, мегаэкономика – сущность и специфические проблемы. Сущность позитивного и нормативного подхода в развитии экономических процессов.

1.3 Экономические законы и экономические категории. Экономические отношения и их типы.

1.1 Экономика как наука: предмет, функции, методы изучения экономических явлений, роль и место в системе знаний

Слово «экономика» греческого происхождения (ойкос – дом, хозяйство, номос – правило, закон), оно означает «законы хозяйствования». В целом под термином «экономика» понимают хозяйство, в широком смысле этого слова, наука о хозяйстве и хозяйствовании, а также отношения между людьми в процессе хозяйствования. Экономика, как и любая учебная дисциплина, имеет свой предмет изучения.

Во-первых, экономика – это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества в целом путем создания необходимых благ (экономика отрасли, региональная экономика (района, края, области, страны), мировая экономика).

Во-вторых, экономика – это совокупность экономических (производственных) отношений между людьми складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг.

В-третьих, экономика – это наука о выборе наиболее эффективных (рациональных) способов удовлетворения безграничных потребностей людей ограниченными экономическими ресурсами.

Существуют и другие определения предмета «экономики», но общепризнанным в последние годы считается следующее. Экономика – это наука об оптимальном, эффективном использовании редких, ограниченных экономических ресурсов с целью удовлетворения безграничных и постоянно меняющихся потребностей людей, фирмы и общества в целом.

Экономика выполняет следующие основные функции:

1. Методологическая функция. Многие ученые – экономисты справедливо утверждают, что экономическая теория является не только учением, но и методом. Экономическая наука в методологическом плане учит не только тому, что надо делать, но и тому, что делать не следует. Экономическая наука помогает нам понимать окружающую хозяйственную жизнь, оценивать пользу одних явлений и вред других; учит новым способам познания экономических явлений, позволяет предвидеть некоторые последствия наших практических действий.

2. Научно-познавательная функция состоит в том, чтобы всесторонне изучать экономические процессы и явления производственной деятельности хозяйства. Процессы производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг, без которых существование человеческого общества невозможно. На основе теоретических обобщений реальных факторов хозяйственной жизни экономики, научно-познавательная функция выявляет закономерности и принципы экономики, позволяет открыть экономические законы, по которым развивается человеческое общество.

3. Критическая функция состоит в том, чтобы дать объективную критическую или позитивную оценку экономическим явлениям и процессам различных форм хозяйствования. В реальной жизни мы имеем дело с самыми различными формами хозяйствования, одни из них более эффективны, другие менее эффективны, а третьи убыточные.

4. Практическая (рекомендательная) или прикладная функция состоит в том, что на основании позитивной оценки экономических явлений и процессов экономика дает рекомендации руководителям государства, фирмы, любому другому хозяйствующему субъекту, в своих конкретных делах, руководствоваться ее принципами и методами рационального хозяйствования. Эта функция тесно связана с экономической политикой государства, она разрабатывает социально-экономические программы страны, составляет научные прогнозы развития тех или иных процессов в экономике.

5. Политическая функция предусматривает использование экономических интересов в политических процессах, особенно при формировании политических целей и обещаний общественных движений.

Исследуя экономические процессы и явления общества, экономика как наука использует определенную совокупность методов познания (методов исследования экономических процессов и явлений):

1. Общенаучные методы.

1.1. Метод научной абстракцией. Его суть состоит в выделении главного в объекте исследования при отвлечении (абстрагировании) от несущественного, случайного, временного, непостоянного. Результатом научной абстракции являются выработка новых научных категории (понятий) выражающие существенные стороны исследуемых объектов, а также выявление экономических закономерностей.

1.2. Исторический метод – экономические явления и процессы изучаются в той последовательности, в какой они возникли в самой жизни, развивались, совершенствовались и какими они стали в настоящее время.

1.3. Логический метод – позволяет правильно применять законы мыслительной деятельности, обосновывающие правила перехода от одних суждений к другим и сделать обоснованный вывод. Логический метод позволяет глубже понимать причинно-следственные связи, складывающиеся между процессами и явлениями реальной экономической жизни.

Метод анализа и синтеза. Анализ – это такой метод познания, который предполагает разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей. Например, анализ показателя себестоимости по элементам затрат (сырье, зарплата, энергоресурсы и т.д.). Синтез – это метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое. Например, определение показателя себестоимости продукции (как сумма всех затрат).

Метод индукции и дедукции. Индукция – это движение исследования от отдельных, частных факторов к общим выводам, обобщениям. Исследование начинается с изучения фактов, анализируя, систематизируя, обобщая факты, исследователь приходит к выводу, в которых он фиксирует наличие определенных зависимостей между экономическими явлениями. Дедукция – это выдвижение гипотез и последующая их проверка на фактах. Гипотеза – предположение о существовании определенной зависимости между экономическими явлениями и процессами. Рождается гипотеза обычно на основе каких-то несистематических наблюдений, практического опыта, интуиции, логических рассуждений.

2. Специальные методы.

2.1. Экономико-математический анализ и моделирование с применением компьютерных технологий способствует построению экономических моделей, отражает главные экономические показатели исследуемых объектов и взаимосвязи между ними. При этом экономико-математические модели позволяют выявить особенности и закономерности экономических явлений и процессов.

2.2. Графический метод отражает экономические процессы и явления с помощью различных схем, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость, наглядность в представлении сложного теоретического материала.

2.3. Экономические эксперименты – это искусственное создание экономических процессов и явлений в определенных условиях, приближенных к хозяйственной деятельности с целью их изучения и дальнейшего практического применения.

Между экономикой и правом существует тесная взаимосвязь, особенно при создании ряда моделей, которые должны быть в национальной и мировой экономике. Чтобы решить данную задачу, необходимо законодательно обеспечить данную социально-экономическую систему нормативно-правовыми актами.

Так, для развития рыночной экономики государство должно как минимум законодательно обеспечить:

во-первых, гарантии частной собственности вообще и правами частных предпринимателей конкретно;

во-вторых, проведение государственной налогово-бюджетной, кредитно-денежной и валютной политики;

в-третьих, защиту экономических прав работников и неработающих граждан.

В современных условиях необходимо принятие международных правовых актов и проведение национального законодательства в соответствии с ними.

Уровни экономики: микроэкономика, мезоэкономика, макроэкономика, мегаэкономика – сущность и специфические проблемы. Сущность позитивного и нормативного подхода в развитии экономических процессов

Экономика как наука изучает процессы и явления на различных уровнях систем и выявляет специфические проблемы, возникающие на них.

1 уровень – Микроэкономика – это особый раздел экономической теории, который изучает экономические отношение между хозяйствующими субъектами, их деятельность и влияние на национальную экономику. К хозяйствующим субъектам микроэкономики относятся потребители, работники, владельцы капитала, предприятия (фирмы), домашние хозяйства, предприниматели. В центре внимания микроэкономики находятся производители и потребители, которые принимают решения по поводу объёмов производства, продаж, покупок, потребления, цен, затрат и прибыли.

Микроэкономика объясняет, как устанавливаются цены на отдельные товары, какие средства и почему инвестируются в развитие тех или иных отраслей народного хозяйства, как потребители принимают решение о покупке товара и как на их выбор влияют изменения цен и их доходов и др. Микроэкономика изучает рыночное поведение субъектов, отношения между ними в процессе производства, распределения, обмена и потребления, материальных благи услуг, а также отношения между производителями, потребителями и государством. Микроэкономика как метод экономического анализа, базирующийся на оценках и исследованиях поведения индивидуальных единиц хозяйственного процесса – предпринимателей, при том, что всякая индивидуальная единица принимается за свободную и изолированную.

2 уровень – Мезоэкономика – это раздел экономической теории, который изучает экономические процессы и явления, происходящие в регионе или в отдельной отрасли - охватывающие все промежуточные системы (АПК, ВПК, экономика здравоохранения, торговли, то есть экономика отдельных отраслей и сфер народного хозяйства). В рамках экономики региона существуют единые условия на территории субъекта – природно-климатические, финансовые, правовые и т.п. – следовательно, ряд процессов, происходящих внутри региона, имеет схожие характеристики. В рамках одной отрасли используются единые или схожие технологические процессы, следовательно, и экономические процессы и проблемы отдельных предприятий схожи.

3 уровень – Макроэкономика (национальная экономика) – это раздел экономической теории, который изучает экономические процессы и явления, охватывающие национальное хозяйство, как единую систему, в которой органически соединяются все звенья материального и нематериального производства. Основными проблемами макроэкономики являются: инфляция, безработица, экономический рост, валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, национальный доход, уровень и качество жизни населения, занятость, деньги, процентные ставки, инвестиции, бюджетный дефицит, налоги, методы государственного регулирования и т.д.

Макроэкономика как метод экономического анализа, основанный на оценке макроэкономических показателей (валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, национальный доход, располагаемый доход и др.).

4 уровень – Мировая экономика (мегаэкономика) – совокупность всех национальных экономик, связанных международным разделением труда, мировым рынком, системой межгосударственных хозяйственных связей.

В экономике можно выделить еще два направления развития экономических процессов в зависимости от области приложения ее результатов.

1. Позитивная (дискриптивная) экономика изучает факты и зависимости между ними. Она призвана исходить из накопленных знаний и опыта отвечать на вопросы: что есть и что может быть в экономике? Практические суждения, касающиеся реального состояния экономики, называются позитивными. Основной продукт этой части экономической науки – знания, обобщения, экономический анализ, аналитический прогноз (сбор фактов, обобщение результатов наблюдения). Она описывает, анализирует, но не дает рекомендаций.

2. Нормативная экономика ставит перед собой более сложную задачу – поведать о том, что должно быть, как следует действовать, чтобы достичь желаемых результатов. Она оперирует категориями, рецептами, содержащими на первом месте слова: надо, необходимо, следует. Теоретические суждения, рассматривающие желаемые состояния, называются нормативными. Она даёт рекомендации, рецепты действий.

1

Сейчас читают про: