Использование мирового опыта менеджмента в условиях России. Особенности современного российского менеджмента

Теория менеджмента – предмет международного изучения, проведения международных исследований и разработок.

В настоящее время менеджмент приобретает все более интернациональный характер. Этот процесс сопровождается огромной ролью корпораций в мире, а также распространением менеджмента на новые страны (в частности в России).

Нельзя слепо, «механически» переносить «чужой» опыт менеджмента, необходимо адаптировать эти знания к специфическим условиям стран, куда переносится данный опыт, к таким как социально-экономические, культурно-исторические условия страны, менталитет.

Мировая конкуренция стала направлением жизни. Изменения в технологии, международных связях, в практике бизнеса заставляют менеджеров повысить внимание к некоторым подходам и процессам, которые характеризуют современный менеджмент:

1. Это такие процессы как «глобализация», «интернационализация», «международный менеджмент».

В последнее время возросло внимание к глобальным проблемам общества, бороться с которыми приходится всему миру сообща. Это такие проблемы, как: экологическая обстановка в мире и связанные с ней проблемы, международная безопасность, природные явления и катастрофы, социальные проблемы: проблемы образования и здравоохранения, а также проблемы, которые несет в себе глобальная сеть связи Internet.

2. Информационные технологии и новые средства коммуникаций.

В последнее время все чаще используется термин «виртуальное управление», появление которого связано с использованием новых информационных технологий и средств коммуникаций.

В 90-е годы основное внимание обращается на человеческий и социальный аспект управления. Организация рассматривается, как живой организм, в центре которого стоит человек.

3. Огромное влияние с середины 80-х годов уделяется организационной культуре, поэтому рассматривается новая роль менеджеров по созданию для самореализации.

Современное общество вступило в эпоху информационной (постиндустриальной) цивилизации. Человек все больше ценит духовную сторону жизни, а не материальную. Поэтому к организационной культуре предъявляются высокие требования. Цель корпорации совпадает с целью корпоративной культуры, т.к. определенное состояние составляющих корпоративной культуры выступает мотивами для стимулирования работников, которые в результате приводят к увеличению прибыли организации.

Культура очень важна для организации, так как деятельность работающих в ней людей по распределению ценностей, убеждений, веры могут иметь важное влияние на эффективность организации.

Организационная культура может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на эффективность организации.

В России нет продолжительного опыта управления предприятиями в условиях рыночной экономики. Именно поэтому имеют место такие «болезни», как:

- спрос не изучен, непонятен. Наличие спроса определяется по факту, по результатам продаж;

- уверенность в том, что в нынешней ситуации в России не может быть и речи об установлении долгосрочных целей по сохранению и развитию бизнеса;

- отсутствуют объективные оценки деятельности управленцев;

- нет практики ротации руководителей внутри организации. Не развивается школа руководящего резерва;

- не используется в должной мере управленческий учет для анализа эффективности деятельности предприятий и подразделений.

Особенности российского менеджмента определяются:

- чрезвычайно высокой скоростью протекания социально-экономических, политических процессов, определяющих среду существования российского менеджмента;

- культурной средой, особенностями общественного сознания и т.п.

Характерные черты современного менеджмента.

Традиционное определение менеджмента «управлять – это значит предвидеть и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать» уже не в полной мере отвечает реальной ситуации, сложившейся в современной экономике, основными характеристиками, которой являются:

4) современный менеджмент приобретает модульную структуру, включая появление множества видов менеджмента: маркетинговый, инновационный, бюджетный, стратегический и др.

5) появление ряда новых функций, таких как развитие культуры менеджмента, постоянные инновации, интеллектуальный, творческий процесс развития и использования индивидуальных ресурсов менеджера и персонала организации, влияние менеджера на имидж организации.

6) нестабильность и динамичность внешних и внутренних условий вынуждают менеджеров самостоятельно постоянно реорганизовывать и изменять свои цели

7) внимание к конечным результатам и эффективности управленческой деятельности, а не к функциям, процессу

8) качественно новый вид децентрализации управления, формирование новых внутренних сетевых структур управления в виде команд, рабочих групп для решения проблем развития

9) новые интеллектуальные факторы современного управления, изменяющие уровень квалификации кадров менеджеров, использование высоких информационных технологий и технических средств (высокопроизводительные ЭВМ и их сети, телекоммуникации, ИНТЕРНЕТ)

10) фактор риска, который в современной экономике стал одним из приоритетных в принятии управленческих решений.

Контрольные вопросы:

1) Охарактеризуйте показатели эффективности управления.

2) Каковы тенденции современного международного менеджмента?

3) Каковы особенности развития менеджмента в России?

4) Каковы современная значимость, воздействие идей классических авторов на проблемы и практику нашей современной работы?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: