Понятие банковского менеджмента

Переориентация банковской деятельности со спекулятивного бизнеса в сферу реальной экономики требует организации системы внутреннего контроля всей деятельности банка. Поэтому в данный момент перед коммерческими банками на первый план выдвигается необходимость повышения качества банковского менеджмента и всех его составляющих: риск-менеджмента, финансового менеджмента, организации и маркетинга.

Банковский менеджмент — это система управленческих воздействий, производимых соответствующими организационными структурами, обеспечивающими непрерывность и своевременность движения кредитных ресурсов с целью достижения микро- и макроэкономических преимуществ.

К микроэкономическим целям относятся устойчивость банковского учреждения, сохранность и доходность ресурсов банка и его клиентов. Макроэкономические цели находятся в сфере стабилизации национальной денежной единицы, максимальной активизации использования материальных и денежных ресурсов в экономике. Качественный, эффективный и адекватный банковский менеджмент позволяет банку не только противостоять негативным макро- и микроэкономическим факторам, ведущим к банкротству, но зачастую адаптирует их к своим целям. Поэтому наличие в банке такого менеджмента является основным условием и гарантией его устойчивости и эффективной работы.

Банк как коммерческая организация ставит своей задачей получение прибыли, которая обеспечивает устойчивость и надёжность его функционирования и может быть использована для расширения его деятельности. Ориентация на прибыльность операций всегда связана с различными видами рисков, которые при отсутствии системы их ограничения могут обернуться убытками. Неэффективное управление рисками в банковской деятельности может привести учреждение к банкротству, а в силу его положения в экономике, к целому ряду банкротств, связанных с ним предприятий, банков и граждан. Поэтому любой банк при определении стратегии своей деятельности должен сформировать такую систему мероприятий, которая направлена на получение прибыли и одновременно максимально учитывает возможности предотвращения потерь при осуществлении банковской деятельности.

Успешное решение проблемы оптимизации соотношения «прибыльность-риск» при проведении кредитных операций банка во многом определяется применением эффективных приёмов банковского менеджмента.

Умение рисковать в разумных пределах — один из элементов культуры предпринимательства в целом, а банковской в особенности. Надежность управления банком определяется следующими характеристиками:

· компетентностью руководства в стратегическом анализе, планировании, разработке политики и в управленческих функциях;

· качеством планирования;

· управлением рисками (кредитными, процентными, валютными);

· управлением ликвидностью банка;

· управлением человеческими ресурсами;

· созданием систем контроля: аудит и внутренний аудит, мониторинг доходности, ликвидности рисков;

· единой информационной технологией: комплексной автоматизацией документооборота, бухгалтерского учета, текущего анатиза и контроля, стратегического планирования.

Совокупность перечисленных выше условий проявляется при реализации банковского менеджмента и его составляющих.

Банковский менеджмент - научная система управления банковским делом и персоналом, занятым в банковской сфере.

Банковский бизнес ориентируется не только на получение прибыли, но и на обеспечение сохранности взятых взаймы денежных средств, т.е. на надежность и доверие вкладчиков. Банковский менеджмент состоит из двух крупных блоков:

· управление финансово-экономической деятельностью банка (финансовый менеджмент);

· управление персоналом.

1.2 Принципы банковского менеджмента

К основным принципам банковского менеджмента относятся:

- ориентация банка на спрос и потребности рынка и запросы клиентов, создание банковских продуктов и услуг, которые пользуются спросом и могут принести банку планируемую норму прибыли;

- постоянное стремление к повышению эффективности банковской деятельности, уменьшению издержек и получению оптимальных финансовых результатов;

- корректировка целей, задач, программ банка исходя из состояния рынка (кредитного, депозитного, процентного, рынка ценных бумаг);

- учет результирующих показателей деятельности банка и его отделений (филиалов);

- использование современных информационных технологий (компьютерных сетей, терминалов связи с валютной и фондовой биржами, другими кредитно-финансовыми институтами) с целью принятия оптимальных решений;

- рациональный подбор персонала и его эффективное использование;

- направленность действий системы управления на достижение глобальной цели банка;

- единство цели, результата и средств достижения;

- комплексность процесса управления, включающего в себя анализ, планирование, регулирование, мотивацию и контроль;

- единство перспективного и текущего планирования, обеспечивающего непрерывное развитие банка;

- контроль за применяемыми управленческими решениями;

- материальное и моральное стимулирование творческой активности;

- индивидуальный подход к каждому члену коллектива, позволяющий максимально использовать весь потенциал;

- заинтересованность каждого работника в повышении квалификации;

- ориентация на здоровый психологический климат в коллективе;

- гибкость организационной структуры управления.

1.3 Цели и задачи банковского менеджмента

Целью банковского менеджмента является координация и использование усилий многих людей для достижения целей организации.

Цели банковского менеджмента обусловлены целями функционирования банка и подразделяются на экономические и социальные.

Видимой экономической целью банка является обеспечение эффективности операций и максимизация прибыли, что вытекает из природы банка как предпринимательской структуры. Такая цель оправдана с точки зрения вложения средств, но в долгосрочной перспективе не может быть целью банка как общественно – значимого института. Экономической целью банка является не максимизация прибыли, а увеличение ценности, стоимости банка, что включает получение долгосрочной прибыли, потенциальный рост объема операций, увеличение клиентской базы, повышение рыночной стоимости акций банка. Понятие стоимости банка связано с не только с понятием стоимости собственного капитала, но и его ценностью как единой структуры клиентов, менеджеров и технологий. Экономической макроцелью банковского менеджмента может быть обеспечение сохранности привлеченных средств и эффективное их вложение в экономику.

Социальной целью банковского менеджмента является удовлетворение клиентов в наборе и качестве необходимых услуг, банковских продуктов. Банковские цели тесно должны быть связаны с общим хозяйственным процессом и целями денежно-кредитной политики государства, и соответствовать концептуальным целям и задачам банка, его миссии.

Функции банковского менеджмента связаны с основными направлениями -управлением финансовыми потоками и трудовыми ресурсами. Составными частями менеджмента в банке являются финансовый менеджмент и кадровый менеджмент, есть и другие направления - управление материальными активами, фондами банка, которые имеют второстепенную роль.

Функции банковского менеджмента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: