Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС)

В 2008 г. была опубликована концепция Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (ФГОС). [5] В 2009 – 2012 гг. были разработаны и утверждены Министерством образования и науки РФ с последующей регистрацией в Минюсте России ФГОС начального, основного и среднего общего образования. [6]

ФГОС общего образования является основой разработки образовательных программ начального общего, основного общего и среднего полного общего образования, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам.

Федеральные государственные образовательные стандарты в соответствии с законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», принятом в конце 2012 г., - это нормативные правовые акты федерального уровня, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования образовательными организациями (учреждениями), имеющими государственную аккредитацию.

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» была утверждена новая структура федерального государственного образовательного стандарта.[7] Теперь каждый стандарт (для начальной, основной и средней школы) включает три вида требований:

1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Разработка федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС) построена на основе новых принципов. Отражая социальный заказ, образовательный стандарт рассматривается как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представляет собой совокупность трех систем требований – к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и к условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное, в том числе социальное развитие обучающихся.[8]

Результирующими критериями отбора содержания общего образования, в том числе исторического, являются цели и задачи общего среднего образования. Научно-педагогическим основанием для отбора содержания образования служат общие цели и задачи образовательной организации, а также требования к «предметным», метапредметным и личностным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы.

Подчеркнем, что в концепции ФГОС констатируется, что «цель общего образования – формирование разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем общекультурного и личностного развития, способной к самостоятельному решению новых, еще неизвестных задач». В соответствии с этой целью основными задачами общего среднего образования являются:

– личностное развитие – развитие индивидуальных, нравственных, эмоциональных, эстетических и физических ценностных ориентаций и качеств;

– социальное развитие – воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений, освоение основных социальных практик;

– общекультурное развитие – освоение основ наук, основ отечественной и мировой культуры;

– интеллектуальное развитие – развитие интеллектуальных качеств личности, овладение методологией познания, стратегиями и способами учения, самообразования;

– коммуникативное развитие – формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском, родном и иностранных языках, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации.

В фундаментальном ядре содержания общего образования (который рассматривается как инструмент сопровождения и поддержки ФГОС) сформулированы наиболее общие подходы к изучению истории в школе. В этом концептуальном документе задачи изучение истории в школе рассматриваются с учетом познавательных и мировоззренческих особенностей истории как учебного предмета. Главной задачей школьного исторического образования в разделе «История» этого документа названо формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно ориентированной личности.

В этом документе подчеркивается, что вступившая в новый этап исторического развития Россия нуждается в образовании, оперативно откликающемся на магистральные задачи современности. Исторические знания, получаемые в школе, должны быть открыты перспективному видению будущего, стать действенной частью подготовки молодого поколения к включению его в жизнь и разнообразные формы деятельности, имеющие позитивное общественное значение. Система исторического образования должна позволить школьникам не только овладеть определенной суммой исторических знаний, замкнутых на определенных периодах исторического процесса и локальных цивилизациях. Функция исторического образования - помочь школьникам выявить и усвоить основные линии исторического движения к современному миру; объяснить, как разные исторические события связаны с современностью, обнажить корни современных процессов и явлений; показать, что современный мир стоит на фундаменте исторического наследия.

В процессе обучения очень важно сделать исторический опыт частью личностного опыта молодых людей, чтобы они ощутили неразрывную связь поколений.

В разделе «История» фундаментального ядра содержания общего образования сформулированы общие подходы к изучению истории в школе. В этом концептуальном документе названы основные цели и задачи изучения истории в школе, включая:

- формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире;

- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах; выработка на основе обобщения исторического материала проблемного, диалектического понимания истории; усвоение интегративной системы знаний об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

- воспитание учащихся в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства, построенного на основах равенства всех народов России; воспитание в духе патриотизма и интернационализма, во взаимопонимании и уважении между народами, неприятии шовинизма и национализма в любой их форме, милитаризма и пропаганды войны; развитие у учащихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем современности;

- развитие способностей учащихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности с учетом принципов научной объективности и историзма;

- формирование у учащихся общественной системы ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития;

- выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни;

- развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов;

– формирование на историческом опыте способности школьников находить свою позицию в мире мультикультурности и поликонфессиональности, быть толерантным и открытым к социальным коммуникациям;

– формирование основ исторического сознания, гражданской позиции и патриотизма;

– формирование системы позитивных гуманистических ценностей, гуманитарной культуры с помощью анализа исторического опыта человечества.[9]

Реализация исторического образования в школе осуществляется в формате изучении двух параллельных курсов «История России» и «Всемирная история». Для повышения эффективности изучения истории в школе необходима более интенсивная их интеграция, а также координирование их со всеми предметами гуманитарного цикла.

Закон «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС, историко-культурный стандарт как нормативно-правовая, педагогическая и научно-историческая основа системы исторического образования в российской школе

В Российской Федерации формируются ориентиры развития, определяющие ценностные и целевые установки развития системы общего образования. Принятые на рубеже ХХ и ХХ1 веков документы государственной образовательной политики РФ («Национальная доктрина образования», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года») сегодня уже не являются стратегическим ориентиром для развития российской системы общего образования. Их содержание уже не отвечает современным реалиям. К настоящему времени произошло определенное переосмысление приоритетов развития российской системы общего образования, её ценностно-целевых основ, структурных и процессуальных компонентов.

Российское государство, встав на путь построения рыночной экономики, выдвинуло новые требования к выпускникам общеобразовательных организаций. Эти требования можно сформулировать как подготовку компетентного гражданина с патриотической позицией.

Развиваясь в этом направлении, российская система образования претерпела существенные изменения, отправной точкой которых стало принятие в 1992 г. закона РФ «Об образовании», который с последующими изменениями и дополнениями заложил правовые основы для построения современной системы общего образования. В настоящее время принят новый закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (декабрь 2012 г.), который уточнил и конкретизировал правовые, социально-педагогические особенности развития системы образования в России в ХХ1 веке, специфику деятельности педагогов. [10]

Система исторического образования в российских школах как компонент системы общего образования реализуется в новых социально-педагогических условиях. Новые условия обусловлены принятием федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», введением Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС), разработкой Концепции нового УМК по отечественной истории, включающей Историко-культурный стандарт. Ряд значимых документов образовательной политики - «Концепция поддержки развития педагогического образования» и профессиональный стандарт педагога находятся в стадии апробации и внедрения.[11] Названные выше документы государственной образовательной политики формируют принципиально новую ситуацию в системе общего среднего образования, которая должна быть понята и осмыслена педагогами всех образовательных организаций России.

Организации общего образования в России перестраивают свою деятельность на основе внедрения федерального государственного образовательного стандарта. В основу ФГОС положены новые принципы организации и функционирования системы общего образования. Отражая социальный заказ, ФГОС рассматривается как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством. ФГОС представляет собой совокупность трех систем требований - к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и к условиям реализации, которые обеспечивают личностное и социальное развитие обучающихся.

Содержание общего исторического образования сегодня определяет Историко-культурный стандарт (ИКС). Текст стандарта размещен на федеральном портале «История России». [12] Подчеркнем, что система общего исторического образования в настоящее время находится в стадии модернизации. Задача модернизации – обновить все компоненты системы исторического образования с учетом требований, вытекающих из нового закона «Об образовании в Российской Федерации», Историко-культурного стандарта как составной части Концепции нового УМК по отечественной истории.

В содержательном и структурном аспектах система общего исторического образования должна быть перестроена с учетом Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включающей историко-культурный стандарт.

В новых условиях содержание и учебно-методическое обеспечение общего исторического образования должны существенно обновиться с учетом реализации требований Российского государства к изучению в общеобразовательных учреждениях истории России, которые сформулированы в ФГОС и в историко-культурном стандарте.

Внедрение ФГОС предполагает перенос акцента с содержания образовательных программ на результаты их освоения. В соответствии с ФГОС приоритетом работы учителя истории сегодня должно стать формирование компетенций обучающихся, которые позволят педагогам и школьникам совместно найти ответы на вызовы, с которыми сталкивается Россия в условиях новой геополитической ситуации, формирования открытой информационно-образовательных среды, с учетом запросов многокультурного российского общества. Внедрение ИКС конкретизирует современные требования к содержанию и структуре общего исторического образования.

Новые подходы к развитию концептуальной основы системы общего исторического образования должны получить последовательную реализацию в практике исторического образования. Перед педагогами России стоит сложная методологическая и методическая задача – в своей педагогической деятельности совместить требования ИКС и ФГОС.

При построении в образовательной организации системы общего исторического образования педагогам следует помнить, что приоритетной задачей системы исторического образования является воспитанию российской гражданской идентичности школьников, патриотизма и гражданственности как ключевых социальных качеств личности.

Выводы

Обобщая сказанное можно сделать следующие выводы. В конце ХХ – начале ХХ1 в. в исторической науке, науках об обществе произошли существенные изменения теоретического и методологического характера, которые можно считать революционными по своему масштабу. Эти новые явления в науках об обществе создали принципиально новую ситуацию для функционирования и развития отечественной системы школьного исторического образования, которая не может развиваться автономно от мировых процессов в сфере образования.

Эффективность и качество образовательного процесса во многом определяется теоретико-методологической культурой и профессиональной педагогической компетентностью педагогов. Учитель истории в идеале самостоятельно определяет, как именно построить образовательный процесс с учетом конкретных особенностей образовательной организации.

На социально-психологическое состояние учителя, его статус в обществе существенно влияют государственные институты, атмосфера в обществе. В современной России учитель должен быть защищен системой правовых норм, педагогических регуляторов, включая ФГОС, ИКС, которые определяют правовые основы деятельности учителя, степень его профессиональной свободы в решении комплекса профессиональных задач.

В настоящее время перед российским педагогическим сообществом стоит задача обеспечить становление и развитие такой системы школьного исторического образования, которая позволит учащимся подготовить себя к ответам на вызовы современного информационного общества в эпоху глобализации. В этих условиях система школьного исторического образования должна в большей степени обеспечивать развивающую и ценностную функции. Педагогам современной школы необходимо научиться создавать психолого-педагогические условия для построения эффективного образовательного процесса. Одним из критериев эффективности образовательного процесса является практическая направленность познавательной деятельности обучающихся, которая может быть обеспечена с помощью личностно-деятельностного подхода, ориентации системы образования на соответствие глобальным и национальным вызовам, с которыми сталкивается Россия, российская система общего образования.

Мировой опыт (в частности, результаты международных исследований качества образования) показывают, что значительным методологическим потенциалом в плане развития личности обучающихся обладает ориентация образовательного процесса на формирование ключевых компетенций школьников. Вместе с тем применительно к школьному историческому образованию этот компетентностный подход еще только разрабатывается. В настоящее время важно понять, что именно из мирового опыта представляет интерес для отечественной системы образования в ХХI веке и как именно этот опыт можно сегодня применить в условиях многообразного и поликультурного российского общества. Сложность решения этой проблемы усугубляется тем, что разные общественные силы в России по-разному интерпретируют ценности и цели образования. Их подходы к анализу отечественного и мирового педагогического опыта существенно различаются. В этих условиях педагогический коллектив должен прийти к консенсусу не только в отношении ценностных и целевых приоритетов своей деятельности, но способов их достижения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: