Эксперимент по распространению слухов

В ходе повседневной жизни случается, что мы присутствуем на каком либо событии и затем несколько позднее описываем его кому-то другому, кто, в свою очередь, передает рассказ третьему лицу, и таким образом отчет о событии передается далее, пока, наконец, он, возможно, не примет такую форму, в которой люди повторяют его без особых дальнейших изменений. Именно таким путем распространяются слухи, создаются мнения, и при этом постоянно участвует человеческая память. Существует всем известная игра, при которой этот процесс превращается в своего рода эксперимент.

Этот эксперимент проводится следующим образом.

Преподаватель вызывает ряд желающих из числа присутствующих на занятии (7-9) человек, и просит всех, кроме одного, уйти из комнаты. Затем, преподаватель вешает картину или может прочитать отрывок из художественного текста (желательно описательного характера или диалога). Впускает в аудиторию второго человека. Все присутствующие, включая первого человека, могли видеть картину или услышать прочитанный текст, второй её не видел и не слышал текст. Первый человек все время, смотря на картину, описывает её содержание или пересказывает текст второму, это описание или пересказ записывается присутствующими.

Затем в комнату входит третий, и второй, все ещё не видя картины или не слыша текста, передает ему свое описание или пересказ текста. Когда он закончил рассказ, он присоединился к аудитории и получил возможность увидеть картину или прочитать текст, но, конечно, ему не разрешается вносить какие-либо изменения в только что законченный рассказ. Таким образом, последовательные описания и рассказ передаются от одного к другому, пока перед аудитории не пройдет вся группа эксперимента.

Описать полученные рассказы (каждый студент не участвующий в эксперименте), обратить внимание на то, как много забыл каждый из рассказчиков, какие вещи забываются, какие неточности, путаницу в отношении предметов, их качеств, цветов, размеров, форм, неточность или изменчивость фраз, что исчезло из описания или рассказа.

Война духов (вариант предлагаемого текста ).

Однажды ночью двое молодых мужчин из Эгулака отправились к реке, чтобы поохотиться на тюленей; пока они были на реке, опустился туман и стало очень тихо. Вдруг они услышали боевые кличи и подумали: «Должно быть, это отряд воинов». Они взбежали на берег и спрятались за каким-то бревном. На воде появилось несколько каноэ; охотники услышали шум весел и увидели, что одно каноэ приближается к ним. В этом каноэ было пять мужчин, которые обратились к ним со словами:

- Не поедете ли вы с нами? Мы хотели бы взять вас с
собой. Мы идем вверх по реке воевать с тамошним народом.

Один из молодых охотников сказал:

- У меня нет стрел.

- Стрелы есть в каноэ,— отвечали прибывшие.

- Я не поеду с вами. Меня могут убить. Мои домашние не знают, куда я пошел. Но ты,— он повернулся к своему спутнику,— ты можешь отправиться с ними.

И один из молодых людей уплыл с воинами, а другой вернулся домой.

Воины поплыли вверх по реке к селению, находившемуся по другую сторону Каламы. К воде спустились люди, и началось сражение; было много убитых. Вдруг молодой охот­ник услышал, как один из воинов сказал: «Скорее домой, этого индейца ранили». И тут он подумал: да ведь это духи. Он не чувствовал боли, но они сказали, что в него попала стрела.

Каноэ приплыли назад в Эгулак, и молодой индеец, сойдя на берег, направился домой и развел огонь. И он рассказывал всем:

- Вот как было дело. Я отправился с духами, и мы вступили в битву. Многие из наших были убиты, и многие из тех, кто нападал на нас, были убиты. Духи сказали, что меня ранило, но я не почувствовал боли.

Он рассказ все это и замолк. Когда взошло солнце, он упал на землю. Что-то черное вышло у него изо рта. Его лицо исказилось. Люди вскочили и стали кричать.

Он был мертв.

Контрольные вопросы

1. Какие основные элементы выделяют в коммуникационном процессе?

2. Какие различают межличностные коммуникативные ситуации?

3. Какие различают виды психологического воздействия на человека?

4. Какие используют теории изучения воздействия на человека массовой коммуникации?

5. Перечислите основные характеристики внушения.

6. Какие различают виды внушения?

7. Какие используют способы и приемы внушающего воздействия?

8. Какие методы информационно психологического воздействия используют в рекламах?

9. Какие бывают слухи по степени влияния на психику людей?

10. Каковы последствия воздействий на человека средств массовой информации?

Тестовые задания

1.Какие основные элементы выделяются в коммуникационном процессе?

1. отправитель – получатель;

2. отправитель – получатель – сообщение;

3. отправитель – получатель – сообщение – канал;

4. отправитель – сообщение – канал – получатель.

2.Что понимается под психоаналитическим воздействием?

1. это воздействие на подсознание человека терапевтическими средствами;

2. это физическое воздействие на мозг индивида;

3. это воздействие словом, информацией;

4. шоковое воздействие окружающих условий на сознание человека.

3.Что понимается под психотронным воздействим?

1. это воздействие на подсознание человека терапевтическими средствами;

2. это физическое воздействие на мозг индивида;

3. это воздействие словом, информацией;

4. это воздействие на других людей, осуществляемое путем передачи информации через нечувственное (неосознаваемое) восприятие.

4.Что понимается под психотропным воздействием?

1. это физическое воздействие на мозг индивида;

2. это воздействие словом, информацией;

3. это воздействие на других людей, осуществляемое путем передачи информации через нечувственное (неосознаваемое) восприятие;

4. это воздействие на психику людей с помощью медицинских препаратов химических или биологических веществ.

5. Какие выделяют уровни манипулирования?

1. выделяют 5 уровней манипулирования;

2 выделяют 3 уровня манипулирования;

3. выделяют 2 уровня манипулирования;

4. выделяют 6 уровней манипулирования.

6.Каким правилам придерживаются в методе убеждения?

1. логика убеждения должна быть доступной интеллекту объекта воздействия;

2. убеждать надо доказательно, опираясь на факты, известные объекту;

3. помимо конкретных фактов и примеров, информация должна содержать и обобщенные положения (идеи, принципы);

4. то, что в 1.2,3 ответах.

7. К основным характеристикам внушения относится:

1. целенаправленность и плановость;

2. конкретность объема внушения;

3. некритическое восприятие информации объектом внушения;

4. определенность инициируемого поведения;

5. то, что в 1,2,3,4 ответах.

8. Слухи классифицируют по -

1. экспрессивному параметру (в соответствии с эмоциональными состояниями, выраженными в содержании слуха и особенностями эмоциональных реакции на него);

2. информационному параметру (в соответствии со степенью достоверности сюжета слуха);

3. по степени влияния на психику людей;

4. то, что в 1,2,3 ответах.

9.Что нужно для того, чтобы информация стала слухом?

1. информация была значимой для объекта воздействия (т.е. прямо касалась его интересов);

2. информация была понятной всем участникам процесса трансляции слуха;

3. обладание информацией способствовало повышению престижа транслятора слуха;

4. то, что в ответах 1,2,3.

10.Какие бывают мифы?

1. скрытые, сословные, скрытые, сословные,

2. явные, скрытые;

3. скрытые, сословные;

4. явные, сословные.

11. Какие манипулятивные методы использую избирательных компаниях?

1. административный;

2. информационный;

3. организационный;

4. то, что в 1, 2, 3 ответах.

12.Какие действия предполагает манипуляции с оппонентом в избирательных компаниях?

1. давление на кандидатов – угроза кандидату;

2. срыв предвыборной деятельности кандидата,

3. дискредитация кандидата;

4. разворачивание скандалов, сенсаций,

5. то, что в 1, 2, 3,4 ответах.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Богомолов Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевиденья. - М.:МГУ.1991.574 с.

2. Глинский Б. А. Философия и социальные проблемы информатики. М.: Наука. 1990. 430 с.

3. Грачев Г. В. Информационно – психологическая безопасность личности: теория и технологии психологической защиты: автореф. дис. М., 2000.56 с.

4. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – М.ЧеРо, 1997.-344 с.

5. Ермаков Ю. А. Манипуляция личностью: смысл, приемы, последствия. - Екатеринбург. 1995.620 с.

6. Информационная, психологическая, психотропная война. Хрестоматия под общ. ред. А.Е.Тараса. Харвест, 2003.-432 с.

7. Кара – Мурза С.Т. Манипуляция сознанием (Серия: История России. Современный взгляд).М: Алгоритм, 2000.– 736 с.

8. Коллектив. Личность, общение: Словарь социально – психологических понятий. Л.,1987 с 33-34.

9. Крысько В.Г. Секреты психологической войны. (цели, задачи, методы. формы, опыт). под общ. ред. А. Е. Тараса. Харвест, 1999. – 448 с.

10. Манипулятивные стратегии в политике, экономике, бизнесе и методы противодействия. Материалы 1-й конференции. Киев,31.05 – 1.06.2001, 280с

11. Манойло А.В. Государственная информационная политика в условиях информационно – психологической войны.- М., 2003 – 876с.

12. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. - СПб: Издательство «Питер», 2000. – 528 с.: ил, - (серия практикум по социологии).

13. Поченцов Г.Г.Коммуникативные технологии ХХ века. М. «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2000._ 352 с.

14. Психология памяти. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В.Я.Романова.- М.: ЧеРо, 1998.- 816с

15. Социальные технологии: Толковый словарь. 1995, с 58.

16. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. – СПб: ЕВРОЗНАК, 2003.-448 с.

17. Шейнов В.П. Скрытое управление человеком; Психология манипулирования. _ Минск, 2003. – 845 с.

18. Шеркович Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных потоков. М.: Мысль, 1997.520 с.


СОДЕРЖАНИЕ

МОДУЛЬ II. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЧЕЛОВЕКА

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Человек в современном информационном мире

1.2. Виды психологического воздействия на человека

1.3. Информационно – психологические воздействия техническими средствами массовой коммуникации.

1.4. Приемы манипулирования информацией

1.5.Теории массовой коммуникации

1.6. Методы убеждения и внушения

1.7. Способы и приемы внушающего воздействия

1.8. Эффекты психологического воздействия.

1.9. Распространение слухов, сплетен и мифов.

1.10. Методы информационно психологического воздействия, используемые в рекламах

1.11. Манипулятивные методы в избирательных компаниях.

1.12. Последствия воздействий средств массовой информации (СМИ).

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Контрольные вопросы

ЛИТЕРАТУРА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: