ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ИСТОРИИ. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС.
Задание № 1. По какому принципу образованы ряды (всего за ответ 3 балла)
1. Ф.Ф. Беллинсгаузен, И.Ф. Крузенштерн, Н.М. Пржевальский, П.П. Семенов-Тянь-Шанский.
2. алтын, полушка, гривенник, полтина.
3. 945, 1068, 1113.
Задание № 2. Восстановите правильную хронологическую последовательность событий (максимальный балл за все задание – 3) Ответ запишите в виде ряда цифр, отражающего последовательность событий:
А)
1. Ливонская война
2. Присоединение Астраханского ханства к России
3. Присоединение Казанского ханства к России
4. Начало присоединения к России Сибири (походы Ермака)
Б)
1. Венский конгресс
2. Кучук-Кайнарджийский мирный договор
3. Парижский трактат
4. Ништадтский мирный договор
В)
1. Принятие «сталинской» конституции
2. Образование СССР
3. Начало сплошной коллективизации
4. Брестский мир
Задание № 3.Прочитайте отрывок из работы историка и публициста И.Солоневича. Является ли высказанная им точка зрения общепризнанной? Можете ли вы опровергнуть какие-либо аргументы автора? (Максимальный балл за ответ 3 балла).
«Не прошло и трех-четырех десятков лет [после Смуты], и московское крестьянство подымается до того материального уровня, какого оно не имело никогда — или во всяком случае никогда в послепетровскую эпоху. Присоединяется Малороссия… Обескровленная Польша делает свой окончательный шаг в пропасть… Растет и крепнет военная сила Москвы. При Алексее Михайловиче не только строились оружейные и пушечные заводы, но стало фабриковаться даже нарезное огнестрельное оружие… В Москве появился первый театр, первая аптека, первая газета, на Дону был построен первый русский корабль — «Орел», у которого петровский ботик впоследствии безо всякого зазрения совести украл звание «Дедушки русского флота»… Москва первых Романовых росла поразительными темпами».
Задание №4.
Установите соответствие между деятелем культуры и созданным им памятником. Ответ запишите в левый столбик.(Максимальный балл за ответ 4 балла)
Деятель | Памятник | |
1. Н.М. Карамзин | А. Пашков дом | |
2. В.И. Баженов | Б. Памятник Петру I в Петербурге | |
3. Э. Фальконе | В. «Бедная Лиза» | |
4. И.И. Ползунов | Г. Таврический дворец | |
Д. Паровая машина |
Задание №5.Заполните схему правления в России в XIX веке. (Максимальное количество-5 баллов).
Законосовещательная власть |
Судебная власть |
Исполнительная власть |
Местная власть |
Задание №6. К каким течениям в народничестве принадлежали авторы цитат? (За каждый правильный ответ 1 балл).
1. «Чтобы не быть совсем одиноким, человек, начинающий борьбу против общественных форм, должен только высказать свою мысль так, чтобы ее узнали: если она верна, то он не будет одинок. Он будет иметь товарищей, единомышленников между людьми наиболее свежей, восприимчивой мысли… Это — сила невидимая, не ощутимая, не проявившаяся еще в действии, но уже сила. Чтобы действие силы проявилось, нужен пример».
2. «Народ наш глубоко и страстно ненавидит государство, ненавидит всех представителей его, в каком бы виде они перед ним не являлись».
3. «Ближайшая цель революции должна заключаться в захвате политической власти, в создании революционного государства. Революция осуществляется революционным государством…».
4. Русский мужик – «бунтарь по природе».