Классификация инноваций

Анализ и совершенствование инновационного процесса немыслимо без концептуального подхода, т. е. без рассмотрения особенностей инноваций, процессов их реализации, без учета исходных условий их появления и факторов, обеспечивающих их успех. Поэтому важным этапом анализа инноваций является их классификация по ряду основополагающих признаков.

2.1. Студентам необходимо привести 5 различных примеров отраслевых инноваций и классифицировать их, используя табл. 2 и схему, представленную на рис. Б. 1 приложения Б.

Классификация развития инноваций, включающая следующие порядки:

Инновации нулевого порядка (регенирирование первоначальных свойств). Речь идет о целом изменении, составляющем и обновляющем существующие функции производственной системы и ее части.

Инновации первого порядка (изменение количества). Речь идет о целевом приспособлении к количественным требованиям при сохранении функции производственной системы или ее части.

Инновации второго порядка (перегруппировка или организационное изменение). Имеются в виду простые передвижки в целях обеспечения лучшей организации производственной системы или ее части.

Инновации третьего порядка (адаптационные изменения). Речь идет об изменениях, вызванных взаимным приспособлением элементов производственной системы. Эти изменения сами по себе не имеют качества отдельных элементов, но в своем комплексе ведут к повышению эффективности производительной системы в целом. Например, это изменение в оснащении более совершенными инструментами и приспособлениями тех же машин, изменение конструкций без изменения полезных свойств конечной продукции, адаптация вспомогательных процессов в связи с рационализацией выпускаемой продукции.

Инновации четвертого порядка (новый вариант). Речь идет о простейшем качественном изменении, превышающем границы простых адаптивных изменений. Происходят частичные функциональные изменения в рамках производственной системы или ее части, возникают варианты с новыми полезными свойствами или измененными параметрами. Первоначальные производительные признаки преобразованной системы не меняются, например, увеличение числа оборотов существующих приводов; приспособление (изменение) ткацкого станка для ткачества шелка и т. д.

Инновации пятого порядка (новое «поколение»). Это более высокие качественные изменения функциональных свойств производственной системы или ее части. Меняются все или большинство первоначальных свойств рассматриваемой системы, но базовая структурная концепция сохраняется (например, конструкционная и функциональная организация обновляемой продукции). Возникает новое поколение продукции и т. д. Примером инновации пятого порядка может быть введение автоматического управления станком или оборудованием при сохранении общей технической концепции; возникновение нового поколения челночных ткацких станков.

Инновации шестого порядка (новый «вид»). Речь идет о качественном изменении функциональных свойств производственной системы или ее части, меняется ее первоначальная концепция, однако функциональный принцип сохраняется. Примером инновации шестого порядка может быть возникновение бесчелночного ткацкого станка.

Инновации седьмого порядка (новый «род»). Это высшее, коренное изменение в функциональных свойствах производственной системы или ее части, которое меняет ее основной функциональный принцип. Примером инновации седьмого порядка могут быть переход от производственных линий к гибким интегрированным производственным участкам с применением промышленных роботов.

2.2. Студентам необходимо придумать пример инновации и проследить за его развитием от нулевого до седьмого порядка.

Классификация может служить основой для создания специфического кодификатора инноваций на предприятии, который позволит усовершенствовать или даже автоматизировать процесс их отслеживания, отбора и анализа, что даст значительный экономический эффект и активизирует инновационные процессы. Пример варианта кодирования инноваций на предприятии представлен на рис. 1.


Рис. 1. Схема кодирования инноваций на предприятии

2.3. Студентам необходимо проанализировать, представленный кодификатор и предложить свой вариант наиболее значимых для отраслевых предприятий классификационных признака и их ранжирование.

Таблица 1. Обобщенная классификация инноваций

Номергруппы Классификационный признак Классификационные группировки инноваций
I 1. Объект (Вид, тип) Сфера применения - Продукт, новый продукт, услуга, конструкция и устройство, техника, технология, материал, новый материал, рынки, новые рынки, вещество и живые организмы, новые сферы применения
  2. Область (сфера) разработки и приложения инноваций - Научная, материально – техническая, управленческая, организационная, социальная, промышленная, финансовая, сфера услуг, торгово-посредническая, информационная, правовая, педагогическая и т. д.
  3. Сфера деятельности предприятия - Научная, техническая, технологическая, конструкторская, производственная, торговая информационная, экономическая, юридическая, социальная; коммерческая, не коммерческая
II 4. Источник (генератор, стимул) инициативы, идеи - Прямой социальный заказ или в результате открытия, под воздействием спроса потребителей, результаты НИР, изобретения, патенты, рацпредложения, и т. д.

Продолжение табл.1

  5. Этапы НТП, результатом которых стали инновации - Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные
  6. Оригинальность характера изменений - Творческие, подражающие
  7. Причина возникновения - Реактивная и стратегическая
III 8. Степень новизны   - Абсолютные, относительные, условные, местные, частные, рыночные и «стоимостные» (эффективные)
9. Масштаб - Глобальные, отраслевые, локальные
10. Сфера распространения (объем применения) - Стратегический, системный, точечный
11. Широта воздействия (новизна для рынка)   - Трансконтинентальные (мировые), транснациональные (государственные), региональные (областные), крупные (отраслевые), средние (корпоративные), мелкие (фирменные)
12. Потенциал - Радикальные (базовые), комбинаторные, инкрементальные совершенствующие, модифицирующие
13. Глубина вносимых изменений в продукт, технологию или в структуру предприятия - Новый вид, новый род, новое поколение, новый вариант; радикальные изменения, улучшающие, модификационные, адаптивные изменения, перегруппировка, изменение количества, регенерирование первоначальных способов
IV 14. Направленность результатов (в зависимости от технологических параметров) - Базисная продуктовая, улучшающая, процессная, рыночная, псевдоинновация, видоизменяющая, расширяющая, рационализирующая и замещающая
  15. Особенности инновационного процесса - Внутриорганизационные, межорганизационные
  16. Радиус действия - Внедренные на предприятии и вне него
17. Отношение к сфере деятельности - Внешние и внутренние
  18. Отраслевая структура жизненного цикла - Отрасль возникновения, отрасль внедрения, отрасль потребления
  19. Этапы жизненного цикла технологии, товара, организации - Зарождение, рост, стабилизация, спад, возрождение
  20. Адресат - Производитель, потребитель, общество, локальный рынок
V 21. Сложность (комплексность) - Однородные, простые по реализации, многосоставные (сложные, синтетические), комплексные по новшеству, комплексные по реализации
  22. Порядок инновации - Инновация нулевого – седьмого порядка
VI 23. Место в системе - На входе, на выходе, в структуре: в подсистемах научного сопровождения, целевой, обеспечивающей, управляемой, управляющей

Окончание табл.1

  24. Место (роль) в воспроизводственном (производственном) цикле (процессе) - Основные, дополняющие; сырьевые, обеспечивающие, в процессе преобразования, продуктовые, потребительские, инвестиционные
25. Этапы внедрения (стадии) - Ранняя (начальная), средняя и заключительная стадии
VII 26. Характер усилий - Информирующие, распространительские, преобразующие
  27. Характер общественных целей - Ориентированный и неориентированный на прибыль, специальный
  28. Характер удовлетворяемых потребностей - Существующие потребности или новые
  29. Социально – психологические условия внедрения - Рефлекторно осознаваемые, внедренные без длительного обдумывания, запланированные, внеплановые
VIII 30. Способ замещение аналогов - Свободное и системное замещение
  31. Преемственность - Заменяющая, отменяющая, возвратная, открывающая, ретровведение
  32. Распространенность (по механизму осуществления) - единичная, диффузная, индивидуальная, завершенная, не завершенная, успешная, не успешная
IX 33. Время выхода на рынок - Инновации лидеры, инновации последователи
  34. Срок реализации - Долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные
  35. Длительность этапов инновационного процесса - ФИ, НИР, ОКР, ЭР (освоение), производство опытной партии (образца), пилотные продажи, производство массовое (серийное), коммерциализация, потребление, диффузия
  36. Темпы осуществления инноваций - Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные, циклические
  37. Степень интенсивности - «бум», равномерная, слабая, массовая
X 38. Форма поддержки - Фонды: государственные, частные; бюджетные, внебюджетные, бизнес-инкубатор, технопарк, средства предприятия
  39. Инвестиции, объем инвестиций - Требующая капиталовложения, не требующая капиталовложения; малый, средний, большой
  40. Социальные последствия - Вызывающие социальные издержки, новые виды монотонного труда, вредные условия
  41.Результативность - Высокая, средняя, низкая; стабильная, нестабильная
  42. Эффективность - Экономическая, социальная, экологическая, интегральная
  43. Вид эффекта внедрения инноваций - Эффект производства, эффект управления и условий труда

Тема 2. Жизненный цикл инновации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: