Вопрос № 38. Использование психодиагностического инструментария для подготовки психологического диагноза и рекомендаций заказчику

Содержание практической задачи.

В службу занятости обратилась А.В., женщина 49-ти лет. Трудилась менеджером среднего уровня. Имеет ряд документов, свидетельствующих о высокой квалификации. В имеющихся характеристиках отмечается живой ум и быстрая реакция, а также «способность уладить любой конфликт». Потеряла работу вследствие кризиса. На протяжение трех месяцев пытается устроиться по специальности. В целом оптимистична и активна, но жалуется на тревогу, приступы апатии, а также усложняющиеся отношения с 12-летним сыном-подростком. Его увлечения, разговоры и в особенности юмор кажутся ей глупыми. Замечания и разговоры с сыном только усугубляют ситуацию. Несмотря на поддержку со стороны супруга, общее напряжение в семье нарастает. «Все как-то сошлось темной полосой. Может, что-то еще смогу изменить?».

А.В. была направлена на психодиагностическое обследование, в ходе которого выяснилось, что она явно предпочитает профессии типа «Человек-Человек» (ДДО по Е.А.Климову), по типу отношения к окружающим четко выражен VII октант по тесту Т.Лири – (Дружелюбный, сотрудничающий тип). В ходе анализа полученных данных акцент психолога был сделан на результатах выполнения А.В. теста «Стандартные прогрессивные матрицы Д.Равена» (59 решенных матриц – 95-й процентиль для британской и китайской выборок стандартизации соответствующего возраста).

Какие рекомендации психолог службы занятости можете сделать на основе этих результатов, имеющихся наблюдений и беседы непосредственно А.В., а также потенциальному работодателю?

Вопрос № 39. Оценка качества психодиагностического инструментария
в работе практического психолога.

Содержание практической задачи.

Психолог К.Н. специализируется в области консультирования взрослых и пожилых людей. Его заинтересовало методическое пособие «Тест мудрости» (тест вымышленный – прим. автора), поступившее в свободную продажу. В ходе знакомства с руководством выяснилось, что тест является личностным вопросником, переведенным с английского языка.

В тесте 24 пункта, которые образуют 4 шкалы, а также суммарная (агрегированная) шкала «Индекс мудрости». Четкого определения понятия «Мудрость» в руководстве нет, отсутствует также обоснование структуры шкал.

Тест апробирован на русскоязычной выборке 53-х студентов гуманитарных специальностей одного из вузов России. Указаны коэффициенты ретестовой надежности шкал (в диапазоне от 0,3 до 0,7), а также коэффициенты внутренней согласованности шкал альфа Кронбаха (диапазон от 0,45 до 0, 57).

Приведены корреляции «Индекса мудрости» с Тестом смысложизненных ориентаций (адаптация Д.Леонтьева) – 0,43, и с Тестом Стандартные прогрессивные матрицы Д.Равена (0,37).

Других данных о проверке методики не имеется. Приведены также «медианные нормы» по шкалам теста (средние и стандартные отклонения) для выборки 53 студентов.

В руководстве содержится рекомендация для широкого использования в практической психологии. Что Вы можете сказать о качестве данного инструмента, основываясь на имеющейся информации? В какой мере и для каких целей этот вопросник можно использовать? Насколько этот инструмент может быть полезен в практике К.Н.?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: