Содержание дисциплины

Программа дисциплины

Раздел 1. Теоретические основы педагогической психологии

Тема 1. Объект, предмет, задачи и основные понятия
педагогической психологии

Основные понятия. Педагогическая психология, предмет, задачи, методы.

Содержание темы.

Различные подходы к определению предмета педагогической психологии (Л.И.Божович, Т.В.Габай, В.В.Давыдов, И.А.Зимняя, В.Я.Ляудис и др.).

Педагогическая психология и другие области психологического знания.

Проблемы педагогической психологии. Проблема соотношения развития и обучения как основная проблема педагогической психологии. Ж.Пиаже и Л.С.Выготский о соотношении обучения и психического развития. Другие проблемы педагогической психологии: проблема роли субъекта учения в психическом развитии; проблема индивидуализации обучения; проблема соотношения развития мышления и личности в обучении и воспитании; проблема обучения и воспитания одаренных детей; проблема сензитивных для обучения и воспитания периодов; проблема социальной адаптации учащихся и педагогов; проблема педагогической запущенности, проблема эффективной подготовки современного учителя и воспитателя; проблема психолого-педагогической диагностики и др.

Основные задачи и структура педагогической психологии.

Общее знакомство с основными понятиями курса.

Тема 2. Методологические проблемы педагогической психологии

Основные понятия.

Содержание темы.

Краткий исторический обзор становления и развития отечественной и зарубежной педагогической психологии. Анализ различных подходов к изучению психики в процессе обучения и воспитания: деятельностный подход (Л.С. Вы-готский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.); бихевиористский подход (Э. Торндайк, Д. Уотсон, Р. Райнер, Б.Ф. Скиннер); основные принципы теории социального научения (А. Бандура); когнитивистские теории научения (гештальтпсихология о научении, принцип научения Д. Брунера; целевое научение по Д. Озюбелю; теория контроля над мыслью (КНМ) Д.Андерсона. и др. Поиски единой теории обучения в западной психологии (Р. Сперри, К. Берейтер, Д. Майхенбаум и др.).

Проблема методов педагогической психологии. Уровни методологических знаний. Взаимосвязь методологии, методов и методик психолого-педагогического исследования. Классификация методов психологического ис-следования (по Б.Г. Ананьеву). Основные этапы психолого-педагогического ис-следования.

Основные проблемы, изучаемые педагогической психологией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: