Так же, как в определителях, транспонирование - это замена строк столбцами: если А
=
, то А
=
. Приведем основные свойства транспонирования, которые легко доказываются вычислением:
1. Двойное транспонирование возвращает исходную матрицу: (А
)
= А.
2. Транспонирование суммы матриц эквивалентно сумме транспонированных слагаемых: (А+В)
=А
+В
.
3. Транспонирование произведения двух матриц эквивалентно произведению транспонированных матриц, взятых в обратном порядке: (АВ)
= В
А
.
4. Произведение матрицы на свою транспонированную: А
А или АА
всегда имеет результатом симметричную квадратную матрицу.
5. Если матрица А - квадратная, то значение ее определителя не зависит от транспонирования: D(A)=D(A
).
Обратная матрица
Понятие обратной матрицы определено только для квадратных матриц, определитель которых не равен нулю. Если D=0, то заданная матрица обратной не имеет и называется особенной (или вырожденной).
Матрица А
называется обратной по отношению к матрице А, если выполняется равенство: А
А=АА
=Е.
Алгоритм вычисления А
покажем на примере А =
по шагам:
1. Вычисляем определитель D=
. Если D=0, то работа прекращается с заключением: А - вырожденная матрица.
2. Вычисляем все адъюнкты матрицы А: А
=Ad
, A
=Ad
,... A
=Ad
.
3. Из вычисленных адъюнктов составляем союзную (или присоединенную) матрицу Ас =
. Обратим внимание, что индексы этой матрицы транспонированы по отношению к исходной матрице А.
4. Вычисляем обратную матрицу А
=
Ас
5. Если расчет проводится вручную, то выполняется проверка: А
А= Е или AA
=Е.
Перечислим основные свойства обратной матрицы:
1. D(A
)=
.
2. (АВ)
= В
А
, т.е. при раскрытии скобок порядок сомножителей меняется на обратный.
3. (А
)
=(А
)
, т.е. операции обращения и транспонирования можно менять местами.
В заключение отметим, что из-за арифметического объема работы с определителями, использование описанной процедуры ограничивается матрицами второго и третьего порядков.
Любая система линейных уравнений может быть легко переписана в матричной форме:
=
или А
=
.
Умножим полученное матричное уравнение на матрицу А
слева: А
А
= А
, откуда
= А
, т.е. при известной матрице А
можно получить решение
для произвольных значений b
в векторе
. Относительно привычного нам вектора
отметим, что можно решать и самые общие уравнения, в которых неизвестными являются уже не векторы, а матрицы, причем не всегда квадратные: АХ=В
Х= А
В; ХА=В
Х= В А
- здесь для получения ответа надо умножить уравнение на А
справа.