Валовая прибыль и ее состав. Балансовая прибыль

Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, эакцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг. Выручку от реализации товаров, продукции, работ и услуг называют доходами от обычных видов деятельности. Затраты на производство товаров, продукции, работ и услуг считают расходами по обычным видам деятельности.

Валовую прибыль рассчитывают по формуле:

Пвал = ВР – С, где ВР – выручка от реализации; С – себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг.

Прибыль (убыток) от продаж представляет собой валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов:

Ппр = Пвал – Ру – Рк, где Р у – расходы на управление; Р к – коммерческие расходы.

Прибыль (убыток) до налогообложения – это прибыль от продаж с учетом прочих доходов и расходов, которые подразделяются на операционные и внереализационные:

Пдн = Ппр + Содр + Свдр, где С одр – операционные доходы и расходы; С вдр – внереализационные доходы и расходы.

Прибыль (убыток) от обычной деятельности может быть получена вычитанием из прибыли до налогообложения суммы налога на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей:

Под = Пдн – Н, где Н – сумма налогов.

Прибыль как главный результат предпринимательской деятельности обеспечивает потребности организации в собственном развитии. Общий объем прибыли организации представляет собой валовую прибыль. На величину валовой прибыли влияет совокупность многих факторов, как зависящих, так и не зависящих от предпринимательской деятельности.

Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности организации, являются рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда. К факторам, не зависящим от деятельности организаций, относятся изменения государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, влияние природных, географических, транспортных, технических условий на производство и реализацию продукции, а также другие факторы. Под влиянием этих двух групп факторов и складывается валовая прибыль.

В составе валовой прибыли учитывается прибыль от всех видов деятельности.

1. Валовая прибыль включает прибыль от реализации товарной продукции, исчислен

ную путем вычета из общей суммы выручки от реализации этой продукции (работ, услуг) налога на добавленную стоимость, акцизов и затрат на производство и реализацию, включаемых в себестоимость. Прибыль от реализации товарной продукции – основная часть валовой прибыли.

2. В состав валовой прибыли включается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, то есть прибыль (или убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансе основного предприятия.

3. В состав валовой прибыли входит прибыль от реализации основных фондов и другого имущества.

4. В составе валовой прибыли отражаются внереализационные доходы и расходы, то есть результаты внереализационных операций.

Планирование прибыли и факторы ее роста.

Являются составной частью общего финансового планирования

Планирование проводится раздельно по всем видам деятельности предприятия и, разрабатывая финансовые планы, предприятие учитывает все факторы, влияющие на величину прибыли.

В условиях стабильно развивающейся экономики планирование осуществляется на период 3-6 лет

При стабильных ценах и прогнозных условиях хозяйствования распространено текущее планирование на 1 год.

При нестабильной ситуации – планирование на 1 квартал или полгода.

При планировании прибыли используются параметры бизнес-плана.

Выделяют три метода планирования прибыли:

  1. Метод прямого счета основан на поассортиментном расчете прибыли
  2. Аналитический метод используется при незначительных изменениях ассортимента продукции и при отсутствии инфляционного роста цен и себестоимости
  3. Метод основанный на эффекте производственного рычага – базируется на принципе разделения затрат на постоянные и переменные, с помощью которого рассчитывается так называемая маржинальная прибыль.

Для планирования прибыли необходимо провести операционный анализ на предприятии, показывающий зависимость финансовых результатов бизнеса от издержек и объемов производства.

Показатели:

  1. Операционной рычаг
  2. Порог рентабельности
  3. Запас финансовой прочности

Могут быть коммерческой тайной предприятия.

Операционный рычаг (производственный рычаг). Его действие проявляется в том, что любые изменения выручки от реализации всегда порождает более сильные изменения прибыли.

ЭПР = маржинальная прибыль/прибыль = выручка от реализации – переменные затраты/ прибыль = постоянные затраты + прибыль/прибыль

Значение – Чтобы определить на сколько % увеличится прибыль в зависимости от изменения выручки от реализации, необходимо % роста (уменьшения) выручки умножить на значение ЭПР.

ЭПР действует так, рост выручки вызывает рост прибыли, и наоборот.

ЭПР всегда рассчитывается для определенного объема продаж и для данной выручки от реализации

Существует следующая зависимость: чем больше постоянные затраты и чем меньше прибыль, тем сильнее действует производственный рычаг

ЭПР зависит от структуры активов предприятия: чем больше стоимость основных фондов, тем больше доля постоянных затрат (тем больше ЭПР)

Чем больше ЭПР, тем выше предпринимательский риск.

Если выручка от реализации растет, и порог рентабельности пройден, то ЭПР снижается.

Если предприятие увеличивает постоянные затраты, то оно будет проходить новый порог рентабельности и ЭПР около порога максимально, а затем будет убывать (по мере удаления от порога)

Высокий удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат снижает гибкость предприятия, и при уменьшении доходов предприятию сложно перейти в другую сферу деятельности (в организационном и финансовом плане)

Порог рентабельности (точка безубыточности). В точке безубыточности – простое производство.

Расширенное производство – если предприятие получает прибыль в результате своей деятельности и может направлять ее на расширение или модернизацию своего производства.

Порог рентабельности – это такая выручка от реализации, при которой предприятие не имеет убытков, но и не получает прибыли (окупаются все затраты).

Чем ниже порог рентабельности, тем скорее окупаются затраты и наоборот.

ПР = постоянные затраты/выручка от реализации – переменные затраты в относительном выражении к выручке = постоянные затраты/маржинальная прибыль в относительном выражении к выручке.

Пороговое количество товара = ПР/цена реализации товара = постоянные затраты/цена 1 ед. товара – переменные затраты на 1 ед. товара

Запас финансовой прочности. Показывает возможности предприятия снижать выручку от реализации без серьезной угрозы для финансового положения.

ЗФП = Выручка от реализации – ПР

Предприятие может не получить эту сумму, но будет окупать все свои затраты.

ЗФП = выручка – (постоянные затраты – выручка/маржинальную прибыль = Выручка/ЭПР

Чем ниже ЭПР, тем выше запас финансовой прочности.

Факторы роста: Прибыль — это денежное выражение накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности.она характеризует финансовый результат предпринима­тельской деятельности предприятий. Прибыль является показате­лем, который наиболее полно отражает эффективность производ­ства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства.

Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятель­ности предприятий, являются рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее се­бестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, по­вышение эффективности использования производственных фон­дов, рост производительности труда.

К факторам, не зависящим от деятельности организаций, от­носятся изменения государственных регулируемых цен на реализу­емую продукцию, влияние природных, географических, транс­портных и технических условий на производство и реализацию продукции и др.

СЛЕДУЕТ учесть, что на прибыль от реализации ТП влияет изменение остатков нереализованной продукции. Чем больше этих остатков, тем меньше прибыли пред­приятие получит от реализации продукции. Величина нереализо­ванной продукции зависит от ряда причин, обусловленных коммерческой деятельностью и условиями реализации продукции. Предприятие может произвести продукции больше, чем способно реализовать. Кроме того, в нереализованных остатках готовой про­дукции может возрасти удельный вес более рентабельных изде­лий, что повлечет суммарный рост этих остатков. В целях увеличения прибыли фирма должна предпринять соответствующие меры по сокращению остатков нереализованной продукции как в количе­ственном, так и в суммарном выражении.

Важнейшим фактором, влияющим на величину прибыли от реализации продукции, является изменение объема производства и реализации продукции. Чем больше объем реализации в конеч­ном счете, тем больше прибыли получит предприятие, и наоборот. Зависимость прибыли от этого фактора при прочих равных усло­виях прямо пропорциональная.

Вторым, не менее важным фактором, влияющим на величину прибыли от реализации ТП, является изменение уровня себестоимости продукции. Если изменение объема реали­зации влияет на сумму прибыли прямо пропорционально, то связь между величиной прибыли и уровнем себестоимости обратная. Чем ниже себестоимость продукции, определяемая уровнем затрат на ее производство и реализацию, тем выше прибыль, и наоборот.

Фактором, напрямую определяющим величину прибыли пред­приятия от реализации продукции, являются применяемые цены. Свободные цены устанавливаются самими предприятиями в зави­симости от конкурентоспособности данной продукции, спроса и предложения аналогичной продукции другими производителями.

Кроме указанных выше факторов на величину прибыли от реали­зации безусловно влияют изменения в структуре производимой и реализуемой продукции. Чем выше доля более рентабельной про­дукции (исчисляемой как отношение прибыли к полной себесто­имости этой продукции), тем больше прибыли получит предпри­ятие. Увеличение доли малорентабельной продукции повлечет за собой сокращение прибыли.

Таким образом, рассмотренные выше основные факторы, воз­действующие на объем прибыли от реализации ТП как в сторону увеличения, так и уменьшения, должны яв­ляться предметом тщательного анализа, прежде всего со стороны фирмы. Важная роль в системе экономических показателей эффектив­ности предпринимательской деятельности принадлежит показате­лю рентабельности.

Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабель­ность — это относительный показатель интенсивности производ­ства, так как отражает уровень прибыльности относительно опре­деленной базы. Фирма рентабельна, если суммы выручки от реа­лизации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.

Рентабельность может исчисляться по-разному. В период, пред­шествовавший перестройке экономики России, широко приме­нялся показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли к сумме производственных фондов (основных производ­ственных фондов и материальных оборотных средств).

Учитывая, что данный показатель в прежних условиях хозяй­ствования был плановым, предполагалось, что он должен был воздействовать на увеличение выпуска продукции с наименьшей суммой производственных фондов, т.е. стимулировать улучшение использования последних. Однако, как показало время, постав­ленная цель не была достигнута. Тем не менее показатель рента­бельности, исчисляемый как отношение прибыли к стоимости производственных фондов, продолжает применяться в практике предпринимательской деятельности для обобщенной оценки уров­ня прибыльности, доходности.

Кроме рентабельности активов в процессе анализа предприни­мательской деятельности предприятий широко используется пока­затель рентабельности продукции, исчисляемый как отношение при­были от реализации продукции к полной себестоимости этой про­дукции. Применение этого показателя рентабельности наиболее рационально при внутрихозяйственных аналитических расчетах, при контроле за прибыльностью (убыточностью) отдельных видов изделий, внедрении в производство новых видов продукции и снятии с производства неэффективных изделий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: