Резервы увеличения валового производства продукции растениеводства (на примере производства зерна)

ФГУ ВПО «Рязанский государственный агротехнологический

Университет имени П.А.Костычева»

Экономический факультет

Кафедра экономического анализа и статистики

 

Федоскин В.В.

 

 

Методические рекомендации

Для выполнения курсовых проектов по управленческому анализу

(для студентов экономического и учетно-финансового факультетов)

 

Рязань 2010

Методические рекомендации для выполнения курсовых проектов по управленческому анализу (для студентов экономического и учетно-финансового факультетов) подготовил:

к.э.н., доцент Федоскин В.В.

 

Обсуждены и утверждены на заседании кафедры экономического анализа и статистики РГАТУ:

протокол №___ от ____________2010 г.

 

 

Рекомендованы к изданию методической комиссией экономического факультета РГАТУ имени П.А.Костычева в качестве учебного пособия для специальностей 08.05.02 «Экономика и управление на предприятии АПК» и 08.01.09 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Протокол №_____ от «_____» ______________2010 г.

Председатель методической комиссии

экономического факультета, к.э.н., доцент Машкова Е.И.

 

 

Рецензенты: Чепик С.Г. - д.э.н., профессор, зав. кафедрой

организации с.-х. производства и

маркетинга

Кривова А.В. – к.э.н., доцент, зав. кафедрой

экономического анализа и

статистики

 

 

СОДЕРЖАНИЕ Стр.

 

 

ВВЕДЕНИЕ 4

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 5

2. ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА КУРСОВОГО ПРОЕКТА 7

3. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО

ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ 8

4.ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ ПО УПРАВЛЕНЧЕСКОМУ

АНАЛИЗУ 18

5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА 20

5.1. Общие требования 20

5.2. Таблицы, иллюстрации, рисунки и приложения 21

5.3. Формулы, единицы измерения и сокращения, ссылки 23

6. ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ КУРСОВЫХ

ПРОЕКТОВ 25

ПРИЛОЖЕНИЯ 31

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Одной из важнейших целей в подготовке специалистов экономического профиля (экономистов по бухгалтерскому учету, анализу и аудиту и экономистов-менеджеров) является достижение высокого квалификационного уровня, отвечающего современным требованиям.

Специалисту экономического профиля следует не только фиксировать прошедшие экономические процессы и явления, но и стать высококвалифицированным аналитиком, способным выявлять диспропорции в финансово-хозяйственной деятельности предприятия, разрабатывать и обосновывать конкретные мероприятия по увеличению валового производства продукции и повышению его экономической эффективности, что позволит руководящему звену принимать оптимальные управленческие решения.

Практический опыт многих вузов, в том числе и Рязанского государственного агротехнологического университета имени П.А.Костычева, где подготовка и защита курсового проекта по управленческому анализу является одной из основных ступеней завершения обучения по данной дисциплине, убедительно показывает высокую степень эффективности этой формы аттестации знаний студентов.

Подготовка курсового проекта осуществляется на материалах конкретного предприятия АПК (используемые статистические данные должны быть как минимум за 3-и последних года) и позволяет систематизировать, закрепить, углубить и расширить полученные теоретические знания по специальности.

Подготовив курсовой проект, студент получает определенную практику самостоятельной работы, осваивает элементы научных исследований и получает опыт разработки и обоснования конкретных управленческих решений.

 

 

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

 

Курсовое проектирование является одной из важнейших форм самостоятельной работы студентов в процессе изучения той или иной специальной дисциплины и прививает им элементы научно-исследовательской работы в процессе проведения анализа сложившихся производственных ситуаций и решения конкретных задач по выявлению резервов, разработке и обоснованию конкретными экономическими расчетами по увеличению валового производства продукции и повышению его экономической эффективности.

Курсовое проектирование должно способствовать дальнейшему освоению и закреплению методики системного комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий с различной формой собственности в условиях рыночной экономики, а также обобщению, углублению и закреплению знаний, полученных студентами за время обучения на предыдущих курсах, развитию умения применять эти знания при решении конкретных практических задач в рамках реального производства в условиях рыночных отношений.

Кроме того, в процессе выполнения курсового проекта студенты должны полностью усвоить правила пользования научной и справочной литературой, различными нормативами, уметь правильно озаглавить любую аналитическую таблицу и в соответствии с существующими государственными стандартами ее оформить, грамотно проводить соответствующие экономические расчеты и профессионально давать необходимые экономические обоснования предложений и мероприятий по увеличению валового производства продукции растениеводства и животноводства и повышению его экономической эффективности с целью принятия наиболее оптимальных и объективных управленческих решений.

Курсовой проект выполняется каждым студентом экономического и учетно-финансового факультетов (очного и заочного отделений) самостоятельно на материалах того предприятия АПК, где он проходил производственную практику или в настоящее время работает.

Курсовой проект выполняется и защищается до сдачи экзамена.

Без защиты курсового проекта студент не допускается до сдачи экзамена.

 

 

2. ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА КУРСОВОГО ПРОЕКТА

 

Курсовой проект, как правило, состоит из введения, 3-х или 4-х глав, выводов и предложений, списка использованной литературы и приложений (если таковые имеются).

Более расширенную структуру курсового проекта, исходя из 4-х глав, можно представить в следующем виде:

Введение

1. Методологические аспекты изучаемой темы (теоретические основы анализа...; экономическая сущность предмета исследования и т.д.)

2. Краткая экономическая характеристика предприятия

3. Аналитическая глава. Должна быть посвящена непосредственно анализу выбранной темы курсового проекта. Формулировка названия 2-ой главы может быть следующей: «Анализ себестоимости производства молока», «Анализ экономической эффективности производства зерна», «Анализ производительности труда» и т.д.

3.1.

3.2.

и т.д.

4. Проектная глава. Предназначена для разработки и обоснования конкретными экономическими расчетами предложений, направленных на решение выявленных в процессе исследования в 3-ой главе проблемных вопросов. 4-я глава может иметь следующие названия: «Пути (резервы) повышения экономической эффективности производства зерна (молока и т.д.)» «Резервы снижения себестоимости производства молока (зерна и т.д.) и др.

Выводы и предложения

Список использованной литературы

Приложения (в том случае, если они имеются).

 

3. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕ-

НИЮ КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ

 

Во введении (1,5-2 стр.) рассматриваются следующие основные вопросы:

-актуальность темы исследования – дается краткое обоснование необходимости и значимости изучения данной темы, а также – ее соответствие задачам развития сельского хозяйства на современном этапе;

-цель и задачи исследования – указывается цель исследования и дается перечень задач, решение которых позволит достичь поставленную цель;

- теоретическая и методологическая основы исследования;

-методы исследования: указывается, какие методы из общих и специальных были автором использованы в процессе анализа для решения поставленных задач и достижения намеченной цели;

-объект исследования;

-предмет исследования;

-перечисляются источники исходной информации и период исследования (для курсового проекта используются данные бухгалтерской и статистической отчетности за 3-и последних года).

В первой главе (4-5 стр.)обосновывается с теоретической точки зрения экономическая сущность исследуемого вопроса и раскрывается основное содержание предмета исследования. При этом могут излагаться различные точки зрения разных авторов и отражаться предлагаемые ими методики анализа основного вопроса выбранной темы. На основе этого автором курсового проекта выбирается наиболее оптимальная и приемлемая методика, которая в дальнейшем и используется для решения обозначенных задач.

Пример написания теоретической главы приведен в приложении 3.

Во второй главе (краткая экономическая характеристика предприятия) (8-9 стр.) для отражения цифрового материала рекомендуется использовать следующие таблицы:

 

Таблица 1. - Состав и структура земельного фонда

  2007 г. 2008 г. 2009 г. Откл. (+,-)
га. % га % га. % га %
Общая земельная площадь, в т.ч. с.-х. угодья, из них: пашня сенокосы пастбища     100,0     100,0     100,0     -
Леса и кустарники                
Пруды и водоемы                
Приусадебные участки                
Прочие                

 

Анализ приведенных в таблице данных и выводы рекомендуется делать по показателям, содержащимся в последней графе «Отклонение» (увеличение или уменьшение в гектарах и процентных пунктах).

Если в составе и структуре земельного фонда за последние 3-и года никаких изменений не происходило, то данные можно привести за один год, сделав при этом оговорку в тексте о неизменности площади земельных угодий.

Кроме того, динамику и структуру земельных угодий можно отразить в виде круговых диаграмм за все анализируемые годы, поместив их в раздел «ПРИЛОЖЕНИЯ». При этом при неизменности данных круговая диаграмма делается за один год.

Далее анализируется специализация с.-х. предприятия.

С целью объективного определения тенденции состава и структуры товарной сельскохозяйственной продукции ее стоимость должна быть отражена в сопоставимых ценах 1994 года.

 

Таблица 2. - Состав и структура товарной продукции (в соп. ценах 1994 г.)

  2007 г. 2008 г. 2009 г. В среднем
  тыс. руб. % к итогу тыс. руб. % к итогу тыс. руб. % к итогу тыс. руб. % к итогу
Зерно                
Картофель                
Сахарная свекла                
Овощи                
                 
                 
Итого по растениеводству                
Молоко                
Мясо крс                
Мясо свиней                
                 
                 
                 
Итого по животноводству                
ВСЕГО   100,0   100,0   100,0   100,0

 

На основе данных, приведенных в таблице 2, определяется производственное направление предприятия (по данным последней графы «В среднем») и рассчитывается коэффициент специализации (коэффициент товарного сосредоточения) за 3-и года в динамике и в среднегодовом исчислении по формуле:

, где

- удельный вес в ранжированном ряду в порядке

убывания;

- порядковый номер отрасли в ранжированном ряду.

Информацию, характеризующую уровень интенсивности сельскохозяйственного производства, можно отразить в следующей таблице:

 

Таблица 3. - Уровень интенсивности сельскохозяйственного производства

    2007 г.   2008 г.   2009 г. 2009 г. в % к 2007 г.
На 100 га с.-х. угодий приходится: ОПФ с.-х. назначения, тыс. руб.        
производственных затрат, тыс.руб.        
затрат труда, тыс. чел.- час.        
энергоресурсов, кВт (л.с.)        
На 1 га пашни внесено удобрений: а) минеральных, ц д.в.        
б) органических, т        

 

Анализируя показатели, характеризующие уровень интенсивности сельскохозяйственного производства, необходимо не только отразить количественные изменения показателей, происшедшие за исследуемый период, но и желательно указать причины, которые их вызвали.

Экономическую эффективность интенсификации можно отразить в следующей таблице.

Таблица 4. - Экономическая эффективность интенсификации

    2007 г.   2008 г.   2009 г. 2009 г. в % к 2007 г.
Урожайность, ц/га:        
зерновых        
картофеля        
Произведено на 100 га пашни, ц: зерна        
картофеля        
Среднегодовой удой от одной фуражной коровы, кг        
Себестоимость 1 ц, руб.: зерна        
картофеля        
молока        
прироста КРС        
Произведено на 100 га с.-х. угодий, ц: молока        
мяса крс        
Получено на 100 га с.-х. угодий, тыс. руб.: а) валовой продукции (в соп. ценах 1994 г.)        
б) товарной продукции (в соп. ценах 1994 г.)        
в) прибыли (+), убытка (-) от реализации с.-х. продукции        

 

После краткого анализа динамики показателей таблицы 4 изучается оснащенность предприятия основными производственными фондами сельскохозяйственного назначения и экономическая эффективность их использования.

 

Таблица 5. - Динамика оснащенности основными производственными фондами сельскохозяйственного назначения

    2007 г.   2008 г.   2009 г. 2009 г. в % к 2007 г.
Стоимость валовой с.-х. продукции (в соп. ценах 1994 г.), тыс. руб.        
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов с.-х. назначения, тыс. руб.        
Прибыль (+), убыток (-) от реализации с.-х. продукции, тыс. руб.        
Площадь с.-х. угодий, га        
Среднесписочная численность с.-х. работников, чел.        
Фондооснащенность, тыс. руб.        
Фондовооруженность,тыс.руб.        
Фондоотдача, руб.        
Фондоемкость, руб.        
Фондорентабельность, %        

 

Фондооснащенность – стоимость основных производственных фондов с.-х. назначения в расчете на 100 га с.-х. угодий.

Фондовооруженность - стоимость основных производственных фондов с.-х. назначения в расчете на одного среднесписочного работника, занятого в сельскохозяйственном производстве.

Далее дается краткая характеристика производительности труда сельскохозяйственных работников.

Следует помнить, что среднегодовая численность работников, как в целом по хозяйству, так и работников, занятых в сельском хозяйстве, используется для расчета только двух показателей: годовой производительности труда и среднегодовой заработной платы.

 

Таблица 6. - Динамика производительности труда

    2007 г.   2008 г.   2009 г. 2009 г. в % к 2007 г.
1. Стоимость валовой сельскохозяйственной продукции (в соп. ценах 1994 г.), тыс. руб.        
2. Среднегодовая численность работников, занятых в сельском хозяйстве, чел.        
3. Отработано в сельском хозяйстве:        
а) тыс. чел.-дн.        
б) тыс. чел.-час.        
4. Производительность труда, руб.:        
а) годовая        
б) дневная        
в) часовая        

 

Следующим рассматривается вопрос, касающийся финансовых результатов от реализации сельскохозяйственной продукции и рентабельности производства.

Таблица 7. - Финансовые результаты от реализации с. – х. продукции

    2007 г.   2008 г.   2009 г. 2009 г. в %% к 2007 г.
Выручка от реализации с. –х. продукции, тыс. руб.        
Себестоимость реализованной с.-х. продукции, тыс. руб.        
Прибыль (+), убыток (-) от продаж, тыс. руб.        
Уровень рентабельности, %        
Рентабельность продаж, %        

 

В заключение характеристики хозяйства дается оценка его платежеспособности и финансовой устойчивости (таблицы 8 и 9).

 

Таблица 8. - Динамика платежеспособности (на конец года)

  Норматив 2004 г. 2005 г. 2007 г.
Коэффициент абсолютной ликвидности (КАЛ)   >0,2-0,7      
Коэффициент критической ликвидности (ККЛ)   ≈0,7-0,8      
Коэффициент текущей ликвидности (КТЛ)   ≥2      

 

Кроме того, необходимо дать оценку структуры баланса на основе анализа двух критериев: коэффициента текущей ликвидности и коэффициента обеспеченности оборотных средств собственными оборотными средствами.

Если хотя бы один из этих коэффициентов меньше нормативного значения, то структура баланса признается неудовлетворительной, а предприятие - неплатежеспособным.

 

Таблица 9. - Динамика финансовой устойчивости (на конец года)

  Норматив 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Коэффициент автономии (КА) ≥0,5      
Коэффициент маневренности (Км) ≈0,5      
Коэффициент обеспеченности оборотных средств собственными оборотными средствами (Ко)     ≥0,1      

 

В этом случае, для прогноза реальной возможности у предприятия восстановить свою платежеспособность, рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности сроком на 6 месяцев:

, где

- коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности;

- коэффициент текущей ликвидности на начало и конец

года соответственно;

- период утраты платежеспособности (3 месяца);

- продолжительность анализируемого периода (12 месяцев).

Если его значение >1, то у предприятия есть реальная возможность в ближайшее время восстановить свою платежеспособность, а если - <1, то такая возможность отсутствует.

В случае признания структуры баланса удовлетворительной (оба критерия соответствуют или превышают нормативное значение) предприятие считается платежеспособным. Тогда рассчитывается коэффициент утраты платежеспособности. Если полученное его значение >1, то предприятие в ближайшие 3-и месяца не утратит свою платежеспособность, а если <1, то предприятие может утратить платежеспособность.

На этом вторая глава заканчивается.

В третьей главе (8-10 стр.) курсового проекта автором дается подробный анализ избранной темы на материалах того предприятия, где он проходил производственную практику.

В четвертой (проектной) (4-6 стр.)главе автором на основе результатов, полученных в аналитической (второй) главе, разрабатываются и обосновываются конкретные предложения по увеличению валового производства сельскохозяйственной продукции, снижению ее себестоимости, повышению экономической эффективности и т.д. (суть и направленность предложений зависит от темы курсового проекта). При этом, каждое предложение должно быть аргументировано конкретными экономическими расчетами, показывающими, что конкретно будет получено от реализации того или иного предложения (мероприятия) и всех их в совокупности.

В конце проектной главы приводится экономическая эффективность всех разработанных предложений при их реализации в производство.

Для того, чтобы выполнить проектную главу необходимо знать методику расчета резервов увеличения валового производства продукции растениеводства и животноводства (приложения 1 и 2).

 

 

4. ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ ПО УПРАВЛЕНЧЕСКОМУ

АНАЛИЗУ

 

1. Анализ валового производства зерна (картофеля, сахарной свеклы и т.д.).

2. Анализ валового производства молока (прироста крс и т.д.).

3. Анализ производства продукции молочного скотоводства.

4. Анализ производства продукции животных на выращивании и откорме.

5. Анализ экономической эффективности производства зерна (картофеля и т.д.).

6. Анализ экономической эффективности производства молока.

7. Анализ экономической эффективности производства продукции молочного скотоводства.

8. Анализ экономической эффективности производства продукции животных на выращивании и откорме.

9. Анализ экономической эффективности производства кормовых культур.

10. Анализ экономической эффективности производства овощей.

11. Анализ себестоимости производства зерна (картофеля и т.д.).

12. Анализ себестоимости производства молока.

13. Анализ себестоимости производства продукции молочного скотоводства.

14. Анализ себестоимости производства продукции животных на выращивании и откорме.

15. Анализ экономической эффективности использования земельных ресурсов.

16. Анализ экономической эффективности интенсификации сельскохозяйственного производства.

17. Анализ специализации предприятия.

18. Анализ экономической эффективности использования трудовых ресурсов.

19. Анализ производительности труда.

20. Анализ экономической эффективности использования основных производственных фондов.

21. Анализ использования грузового автотранспорта.

22. Анализ использования машинотракторного парка.

23. Анализ деятельности подсобных промышленных производств.

24. Анализ расходов по организации производства и управления.

25. Анализ себестоимости работ, выполненных грузовым автотранспортом.

 

 

5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

 

5.1. Общие требования

 

Курсовой проект должен быть выполнен на компьютере. Его объем не должен превышать 30-35 страниц текста, напечатанного через 1,5 интервала на стандартных листах с использованием 14 размера шрифта.

Бумага должна быть белого цвета и установленного формата А4.

Текс курсового проекта печатается на одной стороне листа и располагается таким образом, чтобы его ограничивали поля: с левой стороны 30 мм, с правой стороны – 10 мм, сверху – 20 мм и снизу – 25 мм.

В случае рукописного исполнения текст должен быть написан синими или черными чернилами (пастой).

Если в курсовом проекте используются какие-либо формулы, то они должны быть пронумерованы сквозной нумерацией в пределах всего текста арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем левом положении.

Главы курсового проекта последовательно нумеруют также арабскими цифрами. При этом после номера главы ставят точку.

Каждая глава подразделяется на параграфы, которые также нумеруются. Их номера состоят из двух арабских цифр: первая цифра обозначает номер соответствующей главы, а вторая – номер параграфа. После каждой цифры ставится точка. Например: 1.1. – первый параграф первой главы; или 2.3. – третий параграф второй главы и т.д. Номер главы или параграфа располагается перед их названием.

Такие разделы как «Введение», «Выводы и предложения», «Список использованной литературы», «Приложения» не нумеруются.

Введение, каждая глава (кроме параграфов), выводы и предложения, список использованной литературы, приложения начинают с новой страницы. Их заголовки печатают (или пишут) без подчеркивания заглавными (прописными) буквами, а параграфов – строчными, за исключением первой буквы, которая должна быть прописной. Переносы слов в них не допускаются и точка в конце заголовка не ставится. Например:

ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

АНАЛИЗА СЕБЕСТОИМОСТИ МОЛОКА

2.1. Анализ производительности труда

1.2. Краткая экономическая характеристика хозяйства

3.1. Влияние основных факторов на себестоимость

производства 1 ц зерна.

Названия глав и параграфов должны быть краткими и соответствовать их содержанию.

Все страницы курсового проекта последовательно нумеруют арабскими цифрами, указывая их внизу посередине листа.

Нумерация должна быть сквозная от титульного листа до раздела «ПРИЛОЖЕНИЯ». При этом на титульном листе и «СОДЕРЖАНИИ», которые являются первой и второй страницами курсового проекта, их номера не проставляются. «ВВЕДЕНИЕ» нумеруется со второго листа.

 

5.2. Таблицы, иллюстрации, рисунки и приложения

Таблицы. Цифровой материал курсового проекта оформляют, как правило, в таблицах, которые в сжатом виде должны содержать необходимые сведения и легко читаться. Поэтому их не рекомендуется перегружать большим количеством экономических показателей.

Каждая таблица обычно сопровождается текстом (выводами по статистическому материалу, приведенному в таблице).

Все таблицы должны иметь сквозную нумерацию в пределах всего курсового проекта.

Таблица размещается после первой ссылки на нее в тексте (или на следующей странице, если на данной странице она полностью не помещается).

При первой ссылке следует указывать в скобках сокращенное слово «таблица» и ее номер: например, (табл.2). При повторной ссылке еще указывают и сокращенное слово «смотри»: (см. табл.2).

Располагают таблицы так, чтобы их можно было читать без поворота курсового проекта или с поворотом, но только по часовой стрелке.

Переносить таблицы нежелательно. Однако, если таблица слишком громоздкая (что тоже нежелательно), то графы нумеруют ниже их заголовков (подзаголовков) и повторяют эту нумерацию в отдельной строке на следующей странице вместо заголовка таблицы и над ней помещаются слова «Продолжение табл.» и указывается ее номер.

Такие графы как «№ п/п» и «Ед. изм.» в таблицу включать не следует. Сокращенные обозначения единиц измерения указывают в конце наименования экономического показателя после запятой. Если все показатели в таблице имеют одну и ту же единицу измерения, то во избежание частого повторения ее выносят в название таблицы или графы и указывают после запятой.

Дробные числа приводят в виде десятичных дробей, причем в пределах одной графы и одной строки они должны иметь одинаковое количество десятичных знаков. Если наряду с дробными числами в графе или строке присутствуют целые числа, то после запятой следует ноль (например: 95,0; 6,0 и т.д.).

В случае отсутствия цифровых данных в той или иной графе (строке) ставят прочерк «-».

Иллюстрации и рисунки используются, наряду с табличным материалом, для пояснения излагаемого текста и могут быть представлены в виде схем, фотографий, графиков, чертежей и т.п.

Нумеруют их двумя арабскими цифрами в пределах каждой главы, например: Рис. 2.1. – это первый рисунок второй главы. Название указывают после номера (под рисунком).

Первую ссылку обозначают следующим образом: рис. 1, а вторую и последующие – см. рис. 1.

Располагать их на листе необходимо таким образом, чтобы рассмотреть их можно было без поворота курсового проекта, а если это невозможно сделать, то – с поворотом только по часовой стрелке.

Надписи на рисунках выполняются чертежным шрифтом.

Приложения. Каждое приложение начинается с новой страницы и должно иметь содержательный заголовок. Выше заголовка в правом верхнем углу указывают слово «Приложение» (с прописной буквы) и арабскими цифрами - порядковый номер (приложения имеют сквозную нумерацию): например, Приложение 1, Приложение 2 и т.д. Ссылки в тексте на приложения делаются аналогично вышеприведенным примерам.

 

5.3. Формулы, единицы измерения и сокращения, ссылки

Формулы. Их следует выделять из текста в отдельную строку, причем, сверху и снизу оставляют по одной свободной строке.

Пояснения значений символов и числовых коэффициентов, если таковые присутствуют в формуле, располагают непосредственно под формулой с новой строки в той последовательности, в которой они даны в ней. Первую строку начинают со слова «где», причем, двоеточие после него не ставят.

Формулы, на которые имеются ссылки в тексте, нумеруются в пределах каждой главы двумя арабскими цифрами, разделенными точкой. Первая цифра обозначает номер главы, а вторая – номер формулы в данной главе. Этот номер, заключенный в скобки, располагают в крайнем правом положении листа на уровне строки, на которой расположена формула.

Может использоваться и сквозная нумерация формул в пределах всего курсового проекта.

Единицы измерения и сокращения. Единицы измерения необходимо указывать в соответствии с государственным стандартом и общепринятыми правилами. Например, общепринято называть вес массой, а привес животных – приростом живой массы.

Общепринятые сокращения единиц измерения следующие:

- массы: грамм –г, килограмм – кг, центнер – ц, тонна –т;

- времени: секунда – с, минута – мин, час – ч;

- длины: миллиметр – мм, сантиметр – см, метр – м, километр – км;

- площади: квадратный метр – м2, гектар – га;

- объема: кубический метр – м3;

-скорости: метр в секунду – м/сек, километр в час – км/ч;

- затрат труда: человеко-час – чел.- ч, человеко-день – чел. -день и т.п. После таких сокращений точка не ставится.

Денежные единицы измерения в сокращенном виде обозначают с точкой – руб., тыс. руб., млн. руб. и т.д.

Ссылки. В тексте курсового проектаобязательнодолжны быть ссылки на все литературные источники, которые приведены в разделе «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ». При этом, их порядковые номера, под которыми они значатся в списке, заключаются в скобки: например [5], [18] и т.д.Пример оформления списка использованной литературы приложении 3.

 

6. ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ КУРСОВЫХ

ПРОЕКТОВ

 

Тема 1. Анализ экономической эффективности производства зерна

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ

ПРОИЗВОДСТВ ЗЕРНА

ГЛАВА 2. КРАТКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ХОЗЯЙСТВА

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ПРОИЗВОДСТВА ЗЕРНА

3.1. Анализ валового производства зерна

3.2. Анализ урожайности зерновых культур

3.3. Анализ себестоимости 1 ц зерна

3.4. Анализ финансовых результатов от реализации зерна

ГЛАВА 4. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ПРОИЗВОДСТВА ЗЕРНА

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ (если таковые имеются)

 

Тема 2. Анализ себестоимости производства зерна (картофеля и т.д.)

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ СЕБЕСТОИМОСТИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

КАТЕГОРИИ

ГЛАВА 2. КРАТКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ХОЗЯЙСТВА

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ЗЕРНА

3.1. Анализ динамики себестоимости 1 ц зерна

3.2. Анализ структуры себестоимости 1 ц зерна

ГЛАВА 4. РЕЗЕРВЫ (ПУТИ) СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ЗЕРНА

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ (если таковые имеются)

 

Тема 3. Анализ экономической эффективности производства молока

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ

ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА

ГЛАВА 2. КРАТКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ХОЗЯЙСТВА

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА

3.1. Анализ валового производства молока

3.2. Анализ продуктивности

3.3. Анализ себестоимости 1 ц молока

3.4. Анализ финансовых результатов от реализации молока

ГЛАВА 4. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ (если таковые имеются)

 

Тема 4. Анализ себестоимости производства молока

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СЕБЕСТОИМОСТИ

МОЛОКА

ГЛАВА 2. КРАТКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ХОЗЯЙСТВА

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА

3.1. Анализ динамики себестоимости 1 ц молока

3.2. Анализ структуры себестоимости 1 ц молока

ГЛАВА 4. РЕЗЕРВЫ (ПУТИ) СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ МОЛОКА

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ (если таковые имеются)

 

Тема 5. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

ГЛАВА 2. КРАТКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ХОЗЯЙСТВА

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

3.1. Динамика численности, состава и структуры

трудовых ресурсов

3.2. Анализ использования фонда рабочего времени

3.3. Анализ производительности труда

3.4. Анализ эффективности использования

сельскохозяйственных работников

ГЛАВА 4. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ (если таковые имеются)

 

Тема 6. Анализ экономической эффективности использования основных производственных фондов

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

АНАЛИЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ

ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФОНДОВ

ГЛАВА 2. КРАТКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ХОЗЯЙСТВА

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ПРОЗВОДСТВЕННЫХ

ФОНДОВ

3.1. Анализ состава и структуры основных производственных фондов

3.2. Анализ состояния и движения основных производственных

фондов

3.3. Анализ экономической эффективности использования основных

производственных фондов

ГЛАВА 4. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ

ФОНДОВ

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ (если таковые имеются)

 

Тема 7. Анализ эффективности использования грузового автотранспорта

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГРУЗОВОГО АВТОРТРАНСПОРТА

ГЛАВА 2. КРАТКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ХОЗЯЙСТВА

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ГРУЗОВОГО АВТОТРАНСПОРТА

2.1. Характеристика транспортных средств предприятия

2.2. Анализ объема работ, выполненных грузовым автотранспортом

ГЛАВА 4. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГРУЗОВОГО

АВТОТРАНСПОРТА

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ (если таковые имеются)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Курсовой проект выполняется исходя из настоящих методических рекомендаций и рекомендаций научного руководителя.

При необходимости количество глав и параграфов и их формулировка могут быть дополнены и изменены.

Выполнение курсового проекта является одним из главных этапов подготовки будущей дипломной работы. Поэтому рекомендуется студентам в конце 6-го семестра перед производственной практикой определить темы своих курсовых проектов, чтобы они как можно в наибольшей мере совпадали с темой и, естественно, содержанием будущей дипломной работы. В этом случае студент на 5-ом курсе при выполнении дипломной работы будет уже иметь достаточно большой объем материала для написания содержательной дипломной работы.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Резервы увеличения валового производства продукции растениеводства (на примере производства зерна)

Допустим, в результате проведенных исследований установлено, что урожайность зерновых в хозяйстве составила 12,2 ц/га. Площадь посева -2000 га. Валовой сбор составил 24400 ц (все использованные статистические данные условные).

Производственная себестоимость 1 ц – 194,00 руб.

Коммерческая себестоимость 1 ц – 205,00 руб.

Цена реализации 1ц зерна – 255,00 руб.

Уровень товарности – 40%.

Объем реализации – 19760 ц.

Выручка от реализации зерна – 2488,8 тыс. руб.

Себестоимость реализованного зерна – 2000,8 руб.

Прибыль от реализации зерна – 488 тыс. руб.

Уровень рентабельности – 24,4%.

На 1 га пашни фактически внесено удобрений:

- минеральных – 0,6 ц д.в.;

- органических – 2,4т.

Продолжительность периода уборки – 21 день.

Основными факторами, оказывающими непосредственное влияние на валовое производство зерна, а, следовательно, и на урожайность, себестоимость и экономическую эффективность, являются следующие: дозы внесения минеральных и органических удобрений, структура посевных площадей (чем больше удельный вес наиболее урожайной зерновой культуры, тем выше средняя урожайность по группе культур), продолжительность периода уборки (наиболее оптимальными считаются первые 10-12 дней после полного созревания колоса) и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: