Состав раздела «Потенциальные риски»

От глубины его проработки в значительной степени за­висит доверие потенциальных инвесторов, кредиторов, партне­ров по бизнесу.

При этом следует отметить, что важна не столько точность рас­четов, сколько способность заранее предусмотреть все возможные рисковые ситуации.

Необходимо учитывать, как минимум, следующие виды рис­ков:

1) производственные риски (нарушения в производственном процессе, в процессе поставок сырья, материалов, комплектую­щих изделий). Мерами по снижению этих рисков являются дей­ственный контроль за ходом производственного процесса, усиле­ние влияния на поставщиков путем постоянного поиска новых и дублирования поставщиков, применение импортозамещающих комплектующих, разработка альтернативных вариантов транспор­тировки сырья, материалов, комплектующих и др.;

2) коммерческие риски связаны с реализацией продукции на товарном рынке: уменьшение размеров и емкости рынка, сниже­ние (или неустойчивость) спроса, снижение доходов потенци­альных потребителей, появление альтернативного продукта (эф­фективного товара-заменителя), появление новых конкурентов, снижение цен конкурентами, активная атакующая стратегия кон­курентов. Мерами снижения коммерческих рисков могут быть си­стематическое изучение конъюнктуры рынка, состояния спроса на предлагаемый товар; создание дилерской сети (выстраивание эффективных каналов распределения); соответствующая ценовая стратегия и тактика; организация конкурентоспособного сервиса; активное и эффективное продвижение товара; формирование фирменного стиля;

3) финансовые риски: инфляционные процессы, колебания валютных курсов, рост налогов, таможенных пошлин, рост цен на материалы, перевозки, энергоносители, неплатежи и др. Ме­рами по снижению финансовых рисков могут быть создание си­стемы эффективного менеджмента на предприятии, работа с ди­лерами на условиях предоплаты, поиск и дублирование постав­щиков и др.;

4) социальные риски связаны с человеческими ресурсами: трудности с набором квалифицированной рабочей силы, угроза забастовки сотрудников организации, неконкурентоспособный (или немотивирующий) уровень заработной платы, недостаточ­ная квалификация кадров. Меры по снижению: использование раз­нообразных методов поиска, набора и отбора персонала; обуче­ние, переобучение, повышение квалификации на рабочем месте и вне организации; разработка и постоянное совершенствование системы мотивации сотрудников, в том числе и с помощью зара­ботной платы; создание эффективной системы коммуникации в организации;

5) риски, связанные с форс-мажорными (непредвиденными) обстоятельствами: забастовки, войны, смена политического ре­жима, курса, теракты, стихийные бедствия, эпидемии, техно­генные катастрофы. Для снижения разрушительного влияния этих рисков необходимо наличие у организации достаточного запаса финансовой прочности, устойчивости. Кроме того, для снижения общего влияния рисков на эффективность деятельности органи­зации можно предусмотреть коммерческое страхование: страхова­ние имущества, транспортных перевозок, коммерческих рисков и пр. В 2005 г. на рынке страхования появился «коробочный» про­дукт, предлагающий комплексную страховую защиту малого и среднего бизнеса. Проект, разворачиваемый одновременно в раз­ных регионах страны, называется «Росгосстрах-бизнес» и включа­ет шесть страховых продуктов, позволяющих защитить продук­цию, имущество, бизнес и деньги. Стоимость среднего комплекс­ного полиса 3 000 — 9 000 р., при этом компания «Росгосстрах» унифицировала расчет страховой премии, сократив оформление до 20 мин.

Вероятность каждого конкретного риска и убытки, вызывае­мые им, различны, поэтому их целесообразно прогнозировать и рассчитывать, например, с помощью метода экспертных оценок.

Для этого составляется перечень конкретных рисков, наиболее характерных для данной строительной организации, и оценива­ется степень влияния каждого риска на деятельность организации (вес) по шкале 1 — 1/10.

Неустойчивость спроса.................................................. 1/7

Появление альтернативного продукта......................... 1/7

Снижение цен конкурентами....................................... 1/7

Увеличение объема продаж у конкурентов................. 1/7

Рост налогов.................................................................... 1/7

Неплатежеспособность потребителей.......................... 1/7

Рост цен на материалы и перевозки............................. 1/7

Трудности с набором квалифицированной рабочей силы 1/4

Угроза забастовки........................................................... 1/4

Недостаточный уровень заработной платы................. 1/4

Затем тремя экспертами фирмы проводится оценка вероятнос­ти возникновения конкретного риска проводится по 100-балль- ной шкале: 0 — риск не реализуется; 25 — риск скорее всего не реализуется; 50 — о наступлении события риска ничего опреде­ленного сказать нельзя; 75 — риск скорее всего проявится; 100 — риск наверняка реализуется. Путем умножения веса риска на его среднюю вероятность определяется балл риска по данному конк­ретному виду (табл. 10).

Для рисков, балл которых больше 10, необходимо разрабаты­вать мероприятия по их снижению (табл. 11)

10 Состав раздела «Финансовый план».

Цель финансового плана — определить эффективность предпо­лагаемого бизнеса. В разделе «Финансовый план» необходимо пред­ставить:

• отчет о прибылях и убытках;

• баланс денежных расходов и поступлений;

• прогнозный баланс активов и пассивов (для организации);

• анализ безубыточности;

• стратегию финансирования.

Отчет о прибылях и убытках показывает, как будет формиро­ваться и изменяться прибыль, и по существу, является прогнозом финансовых результатов. В нем также учитываются все последствия налогообложения (табл. 12).

Баланс денежных расходов и поступлений позволит оценить, сколько средств необходимо вложить в бизнес в разбивке по вре­мени, проверить синхронность поступления и расходования денежных средств. А значит, способность своевременно погашать обязательства перед кредиторами за счёт средств, поступающих на расчётный счёт (табл.13)

Прогнозный баланс активов и пассивов организации составляется на начало и конец каждого планируемого периода. Потенциальным инвесторам он позволяет оценить, какие именно активы наращиваются и за счёт каких средств (табл.14)

Анализ безубыточности проводится с целью определения точки безубыточности – объёма производства и продаж (по предполагаемой цене), при которой валовые издержки равны валовым поступлениям (убытки=0, прибыль=0). Объём производства, при котором достигается желаемый уровень прибыльности, позволяет определить график безубыточности (рис.4)

В стратегии финансирования необходимо представить план получения средств на развитие производства: сколько, откуда, когда можно ожидать полного возврата, каков будет доход (табл.15)


Тема 6.2 Финансовые ресурсы организации (предприятия)

1 Сущность финансов предприятия, их функции

Каждая строительная организация является элементом эконо­мики и имеет определенные финансовые взаимоотношения с дру­гими субъектами экономической системы. Такие взаимоотноше­ния составляют сущность финансов предприятия. Следовательно, финансы предприятия представляют собой денежные отношения, возникающие в процессе его функционирования и увязанные с формированием и распределением его финансовых ресурсов.

Эти отношения можно различать по следующим видам:

1. отношения с партнерами по бизнесу, связанные с поставками сырья, материалов, строительных конструкций и изделий, топлива и других материальных ресурсов, транспортировкой грузов на строительство, обеспечением работы строительных машин, меха­низмов и т.п.;

2. отношения с заказчиками строительства, с потребителями то­варов в соответствии с заключенными договорами;

3. отношение с государством при уплате налогов и других вып­лат в бюджет и внебюджетные фонды;

4. отношения с заказчиками строительства и потребителями то­варов, а также с поставщиками материальных ресурсов и испол­нителями оказания услуг по взысканию и уплате штрафов за на­рушение договорных обязательств

5. отношения с банковской системой по расчетам за соответству­ющие услуги, при получении и погашении кредитов, при прове­дении расчетных операций с поставщиками и заказчиками, а так­же факторингу, трасту, залогу и другим банковским операциям;

6. отношения со страховыми компаниями по страхованию про­изводственных и финансовых рисков;

7. отношения с работниками предприятия по выплате заработной платы и других видов доходов;

8. отношения с акционерами по выплате дивидендов; отношения с учредителями по формированию уставного капи­тала и распределению дохода;

9. отношения с дочерними предприятиями, филиалами, участка­ми, бригадами по поводу финансирования расходов и участия в распределении прибыли предприятия;

10. отношения с товарно-сырьевыми и фондовыми биржами по операциям с производственными и финансовыми активами;

11. отношения с инвестиционными компаниями, фондами по осу­ществлению финансовых инвестиций.

Отличительная особенность финансов предприятия в том, что они:

A) Выражены в денежной форме и характеризуются движени­ем денежных средств;

Б) Носят двусторонний характер и являются результатом вза­имодействия предприятия с другими субъектами экономической системы;

Финансы предприятия выполняют следующие функции:

1. формирование денежных фондов (доходы);

2. использование денежных фондов (расходы);

3. финансовое планирование;

4. контроль за формированием и использованием денежных средств;

5. стимулирование хозяйственной деятельности за счет эффектив­ного использования финансовых ресурсов.

2 Структура финансовых источников

Финансовые ресурсы — это совокупность денежных средств, формируемых при образовании предприятия, поступающих в виде доходов от производственно-хозяйственной деятельности, из вне­шних источников финансирования и от реализации выбывшего имущества, которые служат для выполнения финансовых обяза­тельств и покрытия затрат по обеспечению строительных работ и экономическому развитию предприятия.

Состав финансовых ресурсов предприятия включает:

1. Внутренние источники:

1.1. Образуемые за счет собственных средств:

прибыль от основной деятельности (СМР, реализация товаров и услуг и т.п.);

прибыль от выполнения научно-исследовательских работ и другие целевые доходы;

внереализационные доходы (штрафы, пени, возмещение ущер­ба и т.п.).

1.2. Образуемые за счет средств приравненных к собственным: амортизационные отчисления;

выручка от реализации выбывшего имущества; устойчивые пассивы (задолженность по зарплате, субподряд­чикам, поставщикам и т.п.);

накопление нераспределенной прибыли;

целевые поступления (плата за содержание детей и т.п.);

резервный фонд;

паевые и иные взносы членов трудового коллектива; другие виды поступлений.

2. Внешние источники.

2.1. Мобилизуемые на финансовом рынке:

средства от продажи собственных ценных бумаг (акций, обли­гаций и др.);

кредитные инвестиции (предприятию на условиях плат­ности и возвратности).

2.2. Поступающие в порядке перераспределения: страховые возмещения по рискам;

реализация страховых полисов и залоговых свидетельств; финансовые ресурсы, формируемые на паевых началах (доле­вое участие в текущей и инвестиционной деятельности);

дивиденды, проценты по ценным бумагам других эмитентов; финансовые ресурсы, поступающие от концернов, ассоциаций, отраслевых структур;

бюджетные ассигнования, субсидии, субвенции; другие виды ресурсов.

Широкое распространение в строительстве получили регио­нальные и муниципальные жилищные займы. Объединенные в единое целое, инструменты жилищного займа и ипотечного кре­дитования позволят обеспечить приток инвестиций в жилищное строительство, что поможет решить проблемы обеспечения жиль­ем, а также будет способствовать развитию строительной отрасли.

В составе финансовых ресурсов, поступающих в порядке пе­рераспределения, в условиях рыночных преобразований россий­ской экономики значительную роль стали играть новые источни­ки денежных средств в виде паевых, долевых и иных взносов уч­редителей, доходов по ценным бумагам, эмитируемым другими предприятиями, а также, возмещения по страховым рискам. Кро­ме этого, существует бюджетная помощь государства — субвенции и субсидии. Субвенция — это бюджетные средства, представляе­мые предприятию на безвозмездной и безвозвратной основе на определенные целевые расходы. Субсидия — это бюджетные сред­ства, представляемые предприятию на условиях долевого финан­сирования целевых расходов. Данные средства являются частью собственного капитала организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: