К строительной продукции относятся готовые здания и сооружения жилищно-гражданского или производственного назначения; строительные конструкции; строительные материалы; строительные услуги подрядчика; проектно-изыскательские и научно-исследовательские услуги по разработке проекта недвижимости, сопровождению объекта недвижимости как в период строительства, так и в период после его завершения.
Чтобы строительная продукция стала товаром, пользующимся спросом, должна быть обеспечена взаимосвязь: строительная продукция + необходимое качество строительства + комплекс обеспечивающих элементов + комплекс маркетинга.
Следует иметь в виду, что представление о качестве строительной продукции у разных групп потребителей (сегментов рынка) неодинаково, различные рынки предъявляют различные требования к качеству строительной продукции.
Позиционирование товара — это обеспечение товару желаемого места на рынке, выгодно отличающего его от товара конкурента; это — оптимальное размещение строительного товара на рыночном пространстве, гарантирующее ему покупательское предпочтение.
|
|
Позиционирование — это комплекс маркетинговых элементов, с помощью которых потенциальным потребителям необходимо внушить, что товар именно данной строительной организации лучше всего удовлетворит их потребности, он создан специально для них.
Факторами, определяющими позицию строительной продукции на рынке, являются: цена, качество, репутация товара и организации, производительность (для промышленных объектов), дизайн и другие показатели. Более выгодной рыночной позиции строительной организации способствуют ее ресурсы (чем шире выбор, тем легче конкурировать); стабильно благоприятные отношения со всеми партнерами (поставщиками, подрядчиками, посредниками); знание о рыночном сегменте и конкурентах; своевременное внедрение в сегмент и занятие рыночной позиции (не рано и не поздно).
Логически процесс рыночного позиционирования можно представить как переход от оценки рыночных возможностей строительной организации к анализу позиций ее продукции на рынке, а затем к выявлению и занятию рыночной ниши.
Оценка объема продаж дает количественное представление о рыночной позиции; оценка конкуренции характеризует степень устойчивости занятой позиции; оценка уровня цен обеспечивает возможность анализа эффективности позиционирования. Анализ рыночной позиции позволяет разработать позиционные стратегии:
- стратегию удержания завоеванной рыночной позиции (оборонительная стратегия),
- стратегию освоения — расширения рыночной позиции, доли рынка (атакующая стратегия),
|
|
- стратегию проникновения, когда фирма выводит свой товар на рынок и пытается занять выгодную позицию.
Результатом реализации принятой стратегии является занятие строительной организацией своей рыночной ниши.
Позиционирование товара может осуществляться с помощью следующих тактических приемов:
• отличительное качество товара (например, более удобная планировка квартиры, престижный район, более интересные архитектурные решения и т.п.), выгоды от приобретения, решения конкретной проблемы (отделка квартиры «под ключ»);
• особый способ использования товара;
• расширение круга потенциальных потребителей за счет тех, у кого есть потребность в данном строительном товаре, но нет необходимых для этого средств (с этой целью разрабатываются различные схемы рассрочки платежа);
• учет слабых и сильных сторон конкурента (слабости используются с выгодой для себя, а сильные стороны по возможности обходятся);
• разрыв с определенной категорией товаров: например, приобретение жилья в пригороде, ближе к сельской местности, где чище воздух и меньше раздражителей, приведет к тому, что меньше нужно будет лекарств.
Марка (бренд) товара
Разрабатывая товар, можно повысить его значимость в глазах потребителей по сравнению с конкурирующим, представив его марочным. Марка (брэнд) — знак, название или их сочетание, предназначенные для отличия товара одного продавца от товара другого продавца. Марочный знак — символ, рисунок; марочное название — имя товара или группы товаров. Торговая марка — это марка, юридически защищенная от копирования.
При разработке марочного названия и знака необходимо соблюдать следующие требования:
1) желательно, чтобы марочное название содержало намек на выгоды строительного товара или какие-либо его привлекательные свойства;
2) название должно легко произноситься, легко запоминаться и быть по возможности кратким;
3) марочное название не должно вызывать негативных ассоциаций;
4) не должно быть созвучия марочного названия с названиями других строительных организаций, оно должно отличаться от них;
5) марочный знак должен быть простым, содержать как можно меньше линий, чтобы лучше запоминался, и так же, как марочное название, не должен вызывать неприятных ассоциаций с чем-то отталкивающим, угрожающим, например, со знаком радиоактивности.