double arrow

Структура сметной стоимости

Вся сумма затрат, определенная сметой на строительство объекта, называется полной сметной стоимостью или капиталь­ными вложениями.

Полная сметная стоимость складывается из затрат на строительно-монтажные работы по возве­дению зданий и сооружений, монтажу технологического обору­дования; затрат на приобретение технологического обору­дования; прочих затрат (затраты на проект­но-изыскательские и научно-исследовательские работы, подго­товку строительной площадки, содержание дирекции строящего­ся предприятия, подготовку эксплуатационных кадров и т. п.)

Сметная стоимость строительно-монтажных работсмр) скла­дывается из затрат на строительное производство, включающих прямые затраты и накладные расходы и сметной или норматив­ной прибыли. Сметная стоимость строительно-монтажных работ определяется по формуле:

Ссмр = ПЗ + НР + Псм

где ПЗ — прямые затраты; НР — накладные расходы; Псм — норма­тивная прибыль.

Сметная прибыль — является нормативной (гарантированной заказчиком) прибылью. Это сумма средств, необходимых для по­крытия отдельных расходов строительных организаций, не отно­симых на себестоимость работ.

Согласно действующему законодательству сметную прибыль рекомендуется исчислять от величины фонда оплаты труда рабо­чих (строителей и механизаторов) в составе прямых затрат. Об­щеотраслевые нормативы сметной прибыли при строительстве и реконструкции установлены в размере 65 % к фонду оплаты тру­да рабочих, при ремонтно-строительных работах — 50 % к фонду оплаты труда рабочих, что составляет приблизительно 11 % смет­ной стоимости строительно-монтажных работ.

При определении сметной стоимости строительно-монтажных работ на стадии раз­работки рабочей документации и расчетах за выполненные рабо­ты применяются нормативы сметной прибыли по видам строи­тельных и монтажных работ, приведенные в Методических ука­заниях по определению величины сметной прибыли в строитель­стве (МДС 81-25. 2001), утвержденными Постановлением Гос­строя от 28 февраля 2001 г. № 15. При согласовании между заказчиком и подрядчиком может разрабатываться и использоваться индивидуальная норма смет­ной прибыли, если строительство осуществляется за счет соб­ственных средств инвесторов (заказчиков).

Себестоимость в строительстве

Виды себестоимости

Себестоимость продукции выражает в денежной форме все за­траты организации, связанные с производством и реализацией продукции.

Себестоимость строительно-монтажных работ — это денежные затраты строительной организации на их выполнение. В строитель­стве используются сметная, плановая и фактическая себестоимость строительно-монтажных работ.

Сметная себестоимость строительно-монтажных работ опреде­ляется в процессе разработки проектно-сметной документации по сметным нормам и текущим ценам на момент ее расчета. Сметная себестоимость определяется как разность сметной стоимости и сметной прибыли:

Сс = Ссмр - Псм

Сметная себестоимость позволяет строительной организации прогнозировать уровень ее будущих затрат и является основой при планировании показателей прибыли.

Плановая себестоимость строительно-монтажных работ пред­ставляет собой прогноз величины затрат строительной организа­ции на выполнение конкретного комплекса строительно-монтажных работ.

Каждая строительная организация, приступая к строитель­ству объектов, самостоятельно изучает свои возможности по снижению сметной себестоимости и разрабатывает конкретные мероприятия по снижению сметных затрат за счет рациональ­ного использования производственных ресурсов, повышения технического и организационного уровня строительного про­изводства и др.

Плановая себестоимость меньше сметной себестоимости на величину экономии, которую намечает получить строительная организация за счет внедрения плана намеченных организацион­но-технических мероприятий.

Фактическая себестоимость строительно-монтажных работ — это сумма затрат, произведенных строительной организацией в ходе выполнения заданного комплекса работ в сложившихся усло­виях производства. Фактическая себестоимость определяется по данным бухгалтерского учета. Как правило, учет затрат ведется позаказным методом, при котором по каждому объекту (или виду работ) затраты исчисляются нарастающим итогом до окончания выполнения работ.

Определение фактической себестоимости должно быть досто­верным, полным и своевременным. На основе этого показателя в строительной организации проводится анализ затрат для выявле­ния внутрипроизводственных резервов, определяются фактиче­ские финансовые результаты деятельности всего предприятия и отдельных подразделений (филиалов, участков, бригад и т.п.). Данные о фактической себестоимости позволяют своевременно контролировать использование материальных, трудовых и финан­совых ресурсов и принимать необходимые меры по повышению эффективности строительства на каждом участке работ.

Структура себестоимости по статьям и элементам затрат

Соотношение между отдельными статьями и элементами за­трат, составляющих общие расходы на производство строитель­но-монтажных работ, называют структурой себестоимости ра­бот.

Распределение себестоимости строительно-монтажных работ может быть представлено по элементам затрат или по статьям за­трат.

По элементам затраты распределяются:

- на материальные затраты;

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизацию основных средств;

- прочие затраты.

Строительно-монтажные организации в основном осуществ­ляют группировку затрат по статьям расходов (затрат). Необходи­мость такой классификации вызвана установленным порядком ценообразования и разработки смет. Все издержки в зависимости от способов их включения в себестоимость работ подразделяются на прямые и накладные (косвенные).

К прямым затратам относятся расходы, связанные с произ­водством строительных работ, которые включаются в себестои­мость конкретных строительных объектов.

В составе прямых затрат учитываются заработная плата рабо­чих, стоимость материалов, деталей и конструкций, расходы по эксплуатации строительных машин и механизмов.

Затраты на оплату труда рабочих включают все рас­ходы по оплате труда производственных рабочих, занятых не­посредственно на строительных работах; выплаты стимулирующе­го характера; компенсации, связанные с режимом работы и усло­виями труда; оплата очередных и дополнительных отпусков и т. д.

Стоимость материалов, деталей и конструкций отражает отпускную цену (оптовую или розничную) материалов, детали и конструкции; стоимость топлива, пара, воды, электро­энергии, используемых непосредственно при выполнении строи­тельных работ; расходы на доставку материальных ресурсов; заго­товительно-складские расходы; расходы на тару, упаковку мате­риалов, деталей, конструкций.

К расходам по эксплуатации строительных ма­шин и механизмов относятся затраты на содержание и экс­плуатацию строительных машин и механизмов, которые включа­ют:

- амортизационные отчисления на полное восстановление стро­ительных машин и механизмов и других производственных основ­ных фондов;

- арендную плату за пользование арендованной техникой;

- затраты на техническое обслуживание и ремонт;

- оплату труда рабочих, занятых управлением машинами и ме­ханизмами;

- расходы на топливо, энергию и другие ресурсы, а также за­траты на перебазировку машин с одной строительной площадки на другой объект.

Накладные (косвенные) расходы представляют собой совокуп­ность затрат, связанных с созданием необходимых условий для выполнения строительно-монтажных работ, их организацией, управлением и обслуживанием.

Накладные расходы — это затраты, связанные с деятельно­стью строительной организации в целом, которые не могут быть отнесены на определенный объект учета в строительном произ­водстве или при реализации продукции и оказании услуг.

Фактические накладные расходы ежемесячно распределяются пропорционально прямым затратам конкретных строительных объектов.

Согласно Методическим указаниям по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81-33.2004) в составе накладных расходов учитываются:

- административно-хозяйственные расходы;

- расходы на обслуживание работников строительства;

- расходы на организацию работ на строительных площадках;

- прочие накладные расходы.

Административно-хозяйственные расходы включа­ют оплату труда административно-хозяйственного персонала, от­числения на социальные нужды (государственное, социальное и медицинское страхование, пенсионное обеспечение), почтово-телеграфные расходы, расходы на содержание и эксплуатацию по­мещений, используемых администрацией, расходы на служебные командировки, оплату консультационных, информационных и аудиторских услуг и т. д.

Расходы на обслуживание работников строитель­ства отражают затраты на подготовку й переподготовку кадров, отчисления на социальные нужды (от расходов на оплату труда рабочих), расходы по обеспечению санитарно-гигиенических и бытовых условий, расходы на охрану труда и технику безопасно­сти и т.д.

Расходы на организацию работ на строительных площадках включают: износ и расходы по ремонту инстру­ментов и производственного инвентаря, содержание и износ вре­менных (нетитульных) зданий и сооружений, содержание пожар­ной и сторожевой охраны, расходы по благоустройству и содер­жанию строительных площадок, расходы по проектированию про­изводства работ, по геодезическим работам при производстве стро­ительно-монтажных работ, содержание строительных лаборато­рий и т.д.

Прочие накладные расходы отражают амортизацию по нематериальным активам, платежи по кредитам банков, расхо­ды, связанные с рекламой, и т.д.

Затраты, не учитываемые в нормах накладных расходов, но относимые на накладные расходы, состоят из платежей по обяза­тельному страхованию, налогов, сборов, платежей, производи­мых в соответствии с законодательством, расходов на сертифика­цию продукции и услуг, пособий в связи с потерей трудоспособ­ности из-за производственных травм и т.д.

При определении стоимости строительства рекомендуется опре­делять размеры накладных расходов в процентах от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов по укрупненным нор­мативам в зависимости от видов строительства и видов работ. Для жилищно-гражданского строительства норматив составляет 112 %, для промышленного — 118 %, для капитального ремонта — 95 % и т.п. На стадии разработки проектно-сметной документации, а также

 

при расчетах за выполненные работы следует применять нормати­вы накладных расходов по видам строительных, монтажных и ре­монтно-строительных работ. Нормы накладных расходов и реко­мендации по их применению приведены в Методических указа­ниях по определению величины накладных расходов в строитель­стве (МДС 81-33. 2004), утвержденных Постановлением Госстроя России от 12 января 2004 г. № 6.

В случае необходимости организациям разрешается разрабаты­вать индивидуальные нормы накладных расходов (кроме строи­тельства за счет бюджетных средств).

Прямые затраты совместно с накладными расходами форми­руют себестоимость строительно-монтажных работ.

Пример.

Определим сметную себестоимость и сметную стоимость стро­ительно-монтажных работ при строительстве кирпичного гаража.

Согласно сметному расчету затраты составляют:

- стоимость материалов, деталей и конструкций — 6 749 тыс. р.;

- оплата труда рабочих — 1 181 тыс. р.;

- эксплуатация строительных машин и механизмов — 894 тыс. р., в том числе заработная плата машинистов — 110 тыс. р.

Накладные расходы — 118 % фонда оплаты труда.

Сметная прибыль — 65 % фонда оплаты труда.

Решение.

Прямые затраты определяются в следующем порядке:

Зп = 6 749 + 1 181 + 894 = 8 824 тыс. р.

Фонд оплаты труда рассчитывается следующим образом:

ФОТ = 1 181 + 110 = 1 291 тыс. р.

Накладные расходы составляют:

НР = 1,18 ? 1 291 = 1 523 тыс. р.

Сметная себестоимость строительно-монтажных работ опреде­ляется по формуле:

Сс = ПЗ + НР = 8 824 + 1 523 = 10 347 тыс. р.

Сметная прибыль составляет:

Псм = 0,65 • 1 291 = 839 тыс. р.

Сметная стоимость объекта рассчитывается по формуле:

Ссмр = Сс + Псм = 10 347 + 839 = 11 186 тыс. р.

Резервы и пути снижения себестоимости строительно-монтажных работ

При планировании себестоимости на выполнение строитель-номонтажных работ организацией разрабатываются мероприятия, направленные на повышение технического и организационного уровня строительства по сравнению с предусмотренным проектно-сметной документацией, намечаются факторы снижения за­трат на производство строительных работ по статьям затрат.

Материальные ресурсы составляют более 50 % в структуре за­трат на строительно-монтажные работы.

По статье стоимость ма­териалов, деталей, конструкций экономия достигается за счет:

- ра­ционального и бережного использования и хранения материалов;

- снижения потерь материальных ресурсов при перевозке, склади­ровании, погрузо-разгрузочных работах;

- применения и соблюде­ния жестких норм расхода и запасов материалов;

- проведения мар­кетингового исследования рынка поставщиков строительных ма­териалов, деталей, конструкций;

- выбора оптимальных логисти­ческих схем доставки материалов на строительные площадки;

- орга­низации своевременного и комплектного обеспечения строек ма­териальными ресурсами;

- организации сбора и переработки отхо­дов строительного производства;

- внедрения ресурсосберегающих технологий и др.

Затраты на оплату труда рабочих составляют до 20 % в структу­ре себестоимости выполняемых работ.

Снижение затрат по оплате труда рабочих может быть достиг­нуто, главным образом, за счет уменьшения трудоемкости строи­тельно-монтажных работ, роста производительности труда, со­вершенствования организации строительства и труда. С этой це­лью осуществляются мероприятия, направленные на повышение уровня механизации, внедряются средства малой механизации; прогрессивные технологии строительного производства; исполь­зуются новые прогрессивные материалы; модернизируется уста­ревшее строительное оборудование. Важное значение для повы­шения производительности труда имеет улучшение его организа­ции (повышение ритмичности строительства), внедрение передо­вых методов и мероприятий по научной организации труда, со­кращение непроизводительных затрат рабочего времени и др.

Особое внимание следует уделять подготовке и закреплению на местах высококвалифицированных рабочих кадров, владеющих смежными специальностями, рациональному определению чис­ленности работающих, разработке и применению наиболее раци­ональных и эффективных систек оплаты труда и др.

Снижение расходов на эксплуатацию и содержание строительных машин и механизмов может быть достигнуто за счет сокращения внутрисменных потерь машин­ного времени, увеличения коэффициента сменности работы ма­шин в результате повышения уровня ритмичности строитель­ства; наиболее рационального использования техники по време­ни и по мощности; улучшения системы технического обслужи­вания и планово-предупредительных ремонтов машин; сокраще­ния времени на перебазирование машин на объекты; экономии энергии и горюче-смазочных материалов; улучшения обеспечен­ности приспособлениями и запасными частями для работы ма­шин и механизмов и др.

Больше внимания необходимо уделять сокращению затрат по накладным расходам. На величину накладных расходов влияют такие факторы, как объем строительно-монтажных работ, продолжи­тельность строительства; наличие и качество инвентаря, инстру­мента и передвижных временных зданий и сооружений, финан­совое состояние организации и т. п.

В связи с ростом объема строительно-монтажных работ наблю­дается относительное уменьшение условно-постоянной части на­кладных расходов по сравнению с базисным (например, расходы на содержание и оплату труда административно-управленческого персонала и др.).

При сокращении продолжительности строительства происхо­дит экономия (условно-постоянной части) накладных расходов. Уменьшаются административно-хозяйственные расходы, затраты на содержание бытовых помещений, снижаются расходы на со­держание пожарной и сторожевой охраны, содержание строитель­ной площадки и т. п.

На уровень себестоимости строительной продукции влияют также выбор эффективного портфеля заказов; проведение эффек­тивных маркетинговых исследований; выбор рациональных тем­пов и сроков строительства; оптимизация номенклатуры выпуска продукции и видов выполняемых работ; реорганизация управле­ния строительным производством и т. п.

В строительных организациях необходимо проводить работу по анализу показателей себестоимости строительной продукции, раз­рабатывать конкретные мероприятия по снижению себестоимо­сти строительно-монтажных работ по каждой статье затрат.

ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Доход строительной организации

Экономическая выгода (доход) организации — это валовой до­ход организации, который представляет собой выручку от реали­зации строительной продукции (работ, услуг) за вычетом мате­риальных затрат.

В зависимости от характера, условий получения и направлений деятельности организации доходы подразделяется:

- на доходы от обычных видов деятельности;

- операционные доходы;

- внереализационные доходы.

Для строительных организаций доходами от обычных видов де­ятельности являются выручка от сдачи заказчику объектов или комплексов работ, поступления, связанные с выполнением стро­ительно-монтажных работ или оказанием услуг.

Операционными доходами строительных организаций призна­ются:

- поступления, связанные с предоставлением за плату во вре­менное пользование активов организации;

- поступления, связанные с участием в уставных капиталах дру­гих организаций;

- прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности;

- поступления от продажи основных средств и иных активов, продукции, товаров;

- проценты, полученные за предоставление в пользование де­нежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.

К внереализационным доходам относятся:

- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

- штрафы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

- поступления в возмещение причиненных организации убытков;

- прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

- суммы кредиторской и дебиторской задолженности, по кото­рым истек срок исковой давности;

- курсовые разницы;

- прочие внереализационные доходы.

На величину дохода строительной организации влияет боль­шое количество факторов, зависящих от внешней и внутренней среды организации.

Виды прибыли

Финансовый результат деятельности строительной организа­ции определяется показателем прибыли или убытка, формируе­мым в течение календарного года, что соответственно приводит к увеличению или уменьшению ее капитала.

Прибыль — положительный конечный финансовый результат деятельности организации.

В учете, отчетности и планировании основная масса прибыли строительной организации формируется в результате сдачи заказ­чикам выполненных строительно-монтажных работ, которая в зависимости от этапа инвестиционного процесса может быть смет­ной, плановой и фактической.

Сметная прибыль определяется при разработке проектно-смет­ной документации на строительство объекта. Это сумма средств, необходимых для покрытия отдельных расходов строительных организаций, не относимых на себестоимость работ (на развитие производства, социальной сферы и материального стимулиро­вания).

Сметная прибыль определяется нормативным методом в процентах от принятой базы исчисления. Установлены общеот­раслевые нормативы сметной прибыли к фонду оплаты труда рабочих-строителей и рабочих, обслуживающих строительные ма­шины и механизмы:

- при строительстве и реконструкции — 65 %;

- при ремонтно-строительных работах — 50 % фонда оплаты труда рабочих, что составляет 11-12 % сметной стоимости стро­ительно-монтажных работ.

Плановая прибыль — прогнозируемая сумма прибыли, опре­деляемая при разработке бизнес-плана строительной организа­ции. Плановая прибыль может определяться как по строитель­ной организации в целом, так и по отдельным объектам и вы­полненным работам. Плановая прибыль по отдельным объектам определяется, исходя из суммы сметной прибыли и плановой экономии затрат от снижения себестоимости строительно-монтажных работ, планируемой на основе эффекта разработанных организационно-технических мероприятий.

Размер плановой прибыли (Ппл) рассчитывается по следую­щим формулам:

Ппл = Псм + Э + К,

где Псм — сметная прибыль, тыс. р.; Э — плановая экономия от снижения себестоимости работ за период строительства объекта, тыс. р.; К — компенсационные доплаты сверх сметной стоимости, выплачиваемые заказчиком, тыс. р.;

Псм = (Ссмр + К) - Спл.

Плановая прибыль в целом по строительной организации опре­деляется как сумма прибыли от сдачи заказчикам работ, выпол­ненных собственными силами, от реализации услуг подсобных производств и вспомогательных хозяйств.

Фактическая прибыль (Пф) от сдачи выполненных работ за­казчиком определяется как разность между выручкой от их реали­зации (без налога на добавленную стоимость) и затратами на их производство и реализацию (фактическая полная себестоимость строительно-монтажных работ) по следующей формуле:

Пф = Цд- Нндс - Сф,

где Цд — договорная цена объекта строительства; Нндс — налог на добавленную стоимость (НДС); Сф — фактическая себестоимость выполненных работ.

Выручка — основной источник формирования собственных фи­нансовых ресурсов организации.

Выручка формируется в результате деятельности организации по трем основным направлениям:

- основной деятельности;

- инвестиционной деятельности;

- финансовой деятельности.

Выручка от основной деятельности выступает в виде выручки от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг).

Выручка от инвестиционной деятельности выражается в виде финансового результата от продажи внеоборотных активов, реа­лизации ценных бумаг.

Выручка от финансовой деятельности включает результат от размещения среди инвесторов облигаций и акций предприятия.

Законодательством закреплено два метода отражения выручки от реализации продукции:

- по отгрузке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и предъявлению контрагенту расчетных документов — метод начис­лений;

- по мере оплаты — кассовый метод.

Реализацией продукции и поступлением выручки на расчет­ные счета организации завершается последняя стадия кругообо­рота средств, и товарная стоимость вновь превращается в денеж­ную.

Распределение и использование прибыли

Объектом распределения является балансовая прибыль орга­низации. Под ее распределением понимается направление прибы­ли в бюджет и по статьям использования в организации. Распре­деление прибыли регулируется законодательством в той части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расхо­дования прибыли, остающейся в распоряжении организации, структуры статей ее использования находится в компетенции хо­зяйствующего субъекта.

Принципы распределения прибыли формулируются следующим образом:

- прибыль, получаемая организацией в результате производ­ственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределя­ется между государством и организацией как хозяйствующим субъектом;

- прибыль для государства поступает в соответствующие бюд­жеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть про­извольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их начис­ления и перечисления в бюджет устанавливаются в законодатель­ном порядке;

- величина прибыли, остающаяся в распоряжении организа­ции после уплаты налогов, не должна снижать заинтересован­ность в росте объема производства и улучшении результатов про­изводственно-хозяйственной и финансовой деятельности;

- прибыль, остающаяся в распоряжении организации, в пер­вую очередь направляется на накопление, обеспечивающее ее даль­нейшее развитие.

Распределению подлежит чистая прибыль, т. е. прибыль, оста­ющаяся в распоряжении организации после уплаты налогов и других обязательных платежей. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет, и некоторые внебюджетные фонды.

Распределение чистой прибыли отражает процесс формирова­ния фондов и резервов организации для финансирования потреб­ностей производства и развития социальной сферы.

Порядок распределения и исполь­зования прибыли в организации фиксируется в ее уставе и опре­деляется положением, которое разрабатывается соответствующи­ми подразделениями экономических служб и утверждается руко­водством организации.

Рентабельность в строительстве

В целом результативность деятельности строительной органи­зации может оцениваться с помощью абсолютных и относитель­ных показателей.

Прибыль является абсолютным показателем эффективности работы организации, а рентабельность — относительным.

Абсолютные показатели прибыли дают возможность опреде­лить их динамику, но не позволяют дать сравнительную оценку.

Эту задачу решают относительные показатели рентабельности, которые отражают прибыль, получаемую с каждого рубля вло­женных средств. Относительные показатели слабо подвержены влиянию инфляции, так как представляют различные соотноше­ния прибыли и вложенного капитала.

В строительстве различают сметный, плановый и фактический уровни рентабельности.

Сметный уровень рентабельности характеризует отношение сметной прибыли к сметной стоимости объекта:

Рсм = (Псм/ Со6) * 100,

где Рсм — сметный уровень рентабельности, %; — плановые накопления, тыс. р.; Со6 — сметная стоимость объекта, тыс. р.

Плановый уровень рентабельности определяется по формуле:

Рпл = (Ппл/Цд)100,

где Рпл — плановый уровень рентабельности, %; Ппл — плановая прибыль, тыс. р.; Цд — договорная цена объекта строительства, тыс. р.

Фактический уровень рентабельности определяется по форму­ле:

Рф = (Пф/Сф)100,

где Рф — фактическая рентабельность, %; Пф — фактическая прибыль от сдачи объекта (с учетом экономии и компенсации), тыс. р.; Сф — фактическая стоимость строительства объекта, тыс. р.

В зависимости от поставленных целей и от состава используе­мых средств в практике работы строительных организаций приме­няются и другие показатели рентабельности.

Рентабельность собственного капитала — это отношение чис­той прибыли к средней величине собственного капитала. Данный показатель дает возможность определить эффективность исполь­зования капитала, инвестированного собственниками, и сравнить этот показатель с возможным получением дохода от вложения этих средств в другие ценные бумаги.

Рентабельность реализованной продукции показывает отноше­ние чистой прибыли к выручке от реализации продукции (ра­бот). Этот показатель характеризует конкурентоспособность про­дукции.

Рентабельность основной деятельности характеризует отноше­ние прибыли от реализации (от продаж) к затратам на производ­ство реализованной продукции. Этот показатель оценивает эффек­тивность издержек организации на производство строительно­-монтажных работ.

Рентабельность инвестиций отражает отношение прибыли до налогообложения к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств. Этот показатель оценивает эффективность управле­ния инвестициями.

Рентабельность активов подразумевает отношение прибыли до налогообложения к средней стоимости активов. Этот показатель определяет величину прибыли на каждый вложенный рубль в иму­щество организации.

Рентабельность оборотных активов — это отношение прибыли до налогообложения к средней величине оборотных активов. Дан­ный показатель характеризует эффективность использования обо­ротных активов.

Планирование деятельности организации.

Бизнес-планирование

Основные задачи и принципы бизнес-планирования. Назначение, состав и принципы разработки бизнес-плана в строительных организациях

Бизнес-планирование предполагает разработку бизнес-плана, который помогает очертить круг проблем, с которыми организа­ция сталкивается в рыночных условиях.

Бизнес-план — краткое, точное и понятное описание предпо­лагаемого бизнеса.

Цели и задачи бизнес-плана:

- обоснование предполагаемого бизнеса и оценка результатов за определенный период времени;

- разработка плана действий по организации и (или) развитию бизнеса;

- получение необходимых инвестиций;

- реклама для предполагаемого бизнеса, создание деловой ре­путации;

- инструмент самообучения (позволяет поднять на новый уро­вень собственный менеджмент, маркетинг, производственную и финансовую деятельность).

Основные принципы бизнес-планирования:

- гибкость — постоянная адаптация к изменениям среды, в которой функционирует организация;

- координация и интеграция усилий всех, принимающих учас­тие в данном бизнесе;

- креативность — творческий характер планирования и неодно­кратность проработки уже составленных разделов плана;

- адекватность — отражение реальных проблем и самооценки в процессе планирования;

- многовариантность, позволяющая выбрать наилучшую из аль­тернативных возможностей достижения поставленной цели;

- учет специфики отрасли.

Классификация бизнес-планов. Структура.

Бизнес-планы различают прежде всего в зависимости от на­значения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, тех­нические решения), по новой или действующей организации в целом. Бизнес-план по действующей организации может быть на­правлен на развитие всей организации или производственного подразделения, а может иметь целью финансовое оздоровление организации.

Бизнес-планы ориентированы главным образом на нововведе­ния и в отличие от стратегического плана имеют четко очерчен­ные временные границы с конкретными проработками.

Специалисты предлагают различные варианты структуры биз­нес-плана. Наиболее оптимальной представляется следующая:

1) концепция бизнеса (резюме);

2) характеристика объекта бизнеса (продукция (виды услуг));

3) оценка рынка сбыта и конкуренция;

4) организационный план;

5) план производства;

6) план маркетинга;

7) потенциальные риски;

8) финансовый план и стратегия финансирования.

Состав раздела «Концепция (резюме)» представляет собой сжатое (на 2-3 с.) изложение основных идей бизнес-плана. Сформулиро­вать их нужно так, чтобы заинтересовать потенциального инвес­тора.

Ключевыми моментами при этом являются:

1) отмечается главная цель предполагаемого бизнеса и назна­чение бизнес-плана, например, главная цель бизнеса — получе­ние прибыли за счет предложения рынку конкурентоспособной продукции (указывается, какой именно); выработка стратегиче­ских решений по всем направлениям деятельности в области пред­полагаемого строительного бизнеса;

2) убедительно обосновываются привлекательность и выгод­ность предполагаемого бизнеса. Указывается, какие главные со­бытия повлияли на появление именно этой коммерческой идеи; оценивается текущее состояние дел на данном товарном и геогра­фическом рынке и тот прогресс, которого организация хочет до­биться (завоевание рынка или определенной доли, развитие рын­ка), а также важность данного бизнеса для региона;

3) приводятся необходимые финансовые ресурсы для реализа­ции плана (собственные и заемные);

4) конкретизируются условия инвестирования (приемлемая ставка по кредиту, гарантии заемщика);

5) укладываются сроки окупаемости проекта и возможный срок возврата, способ возврата кредита (одновременно или поэтапно), график погашения кредита (процентов и основных сумм);

6) указывается ожидаемый объем продаж в ближайшие 2-3 года, ожидаемая прибыль и ее распределение;

7) приводится основная информация о создаваемой или уже созданной организации:

- название и дата основания;

- местонахождение (предполагаемое местонахождение). Отме­чаются стратегические, коммерческие преимущества местонахож­дения;

- юридический статус: форма собственности (аренда, приобре­тение на торгах, выделение, слияние, приобретение доли в дру­гих предприятиях и т.д.) и организационно — правовая форма;

- учредители;

- основной вид деятельности;

- размер уставного капитала (для акционерных обществ);

- юридический адрес, телефакс;

- банковские реквизиты.

Резюме разрабатывается после написания всего бизнес-плана.

Состав раздела «Характеристика объекта бизнеса. Продукция (вид услуг).

В соответствии с предлагаемой типологией объектом бизнеса мо­жет быть либо бизнес-линия (продукция, услуги, техническое, проектно-конструкторское решение), либо создание новой орга­низации или развитие действующей.

Характеризуя объект бизнес-линии или продукцию, предпо­лагаемую к выпуску новой организацией, следует указать:

- для кого предназначена строительная продукция (потребите­ли) и какие потребности она призвана удовлетворять;

- подробно описать основные качества и функциональные осо­бенности товара, его потребительские свойства, марочное назва­ние (бренд), если таковое предполагается, дизайн и упаковку, организацию сервиса, гарантии для потребителей. Особенно сле­дует подчеркнуть выгодное отличие товара, предполагаемого к производству, от аналогов, уже имеющихся на рынке (позицио­нирование). Представить товар наглядно (чертеж, цветной рису­нок, фотография, макет строительной конструкции и т.п.);

- какими патентами защищены особенности продукции, тех­нологии;

- предполагаемая цена (прайс-лист) и ее конкурентоспособ­ность;

- какую норму прибыли обеспечит реализация продукции (услу­ги);

- пути выхода на рынок и возможности расширения границ рынка, ассортимента и номенклатуры выпускаемых товаров, услуг.

Характеризуя организацию как объект бизнеса, необходимо приобщить более подробную информацию о ней самой, целесо­образности ее развития или создания новой.

В заключение уместно подчеркнуть ключевые факторы успеха: например, новый для данного рынка товар, выигрыш во време­ни, широкий ассортимент и возможность выбора, важность для потребителей, более низкая цена в результате снижения издер­жек при сохранении качества товара или что-то другое не менее важное.

Состав раздела «Оценка рынка сбыта. Конкуренция» .

Этот раздел является одним из наиболее трудных и важных, так как он строится на рыночных оценках, которые оказывают непосредственное влияние на фи­нансовый и производственный планы компании.

При анализе рынка сбыта используется информация, по­лученная из следующих источников:

- официальная статистическая информация регионального ста­тистического управления;

- информация из специализированных финансово-экономиче­ских периодических изданий;

- экспертные оценки специалистов, имеющих опыт работы в сфере строительного бизнеса.

В этом подразделе необходимо раскрыть:

- сегментацию рынка по географическому принципу и размер рынка;

- сегментацию рынка по продукции и потребителям, выбор и описание целевого сегмента (сегментов);

- емкость рынка (объем спроса на предстоящий период): опре­деляется на основе объема продаж товара за предыдущий год и среднегодового прироста объема продаж данного строительного товара на указанном рынке в течение предыдущих трех лет с уче­том прогнозов экспертов на предстоящий период;

- уровень рыночной привлекательности (обосновать перспек­тивность рынка);

- тип рыночной конкуренции (характеристика рынка);

- собственный прогнозируемый объем продаж по сегментам рынка в натуральном и денежном выражении на ближайшие 2-3 года и оценка собственной доли на данном географическом рын­ке; перспективы развития рынка. Доля рынка (в процентах) опре­деляется как отношение объема продаж товара фирмы за год к общему объему продаж аналогичного товара на данном рынке за год, умноженное на 100;

- позиционирование товара (фактор конкурентоспособности).

Данные по объемам продаж целесообразнее оформлять в виде таблицы.

При оценке конкуренции необходимо ответить на ряд воп­росов.

Кто является основными конкурентами организации?

Что представляет собой их продукция (основные потребитель­ское характеристики, уровень качества, дизайн, мнение покупа­телей, сервис, разнообразие ассортимента)?

Каков их объем продаж и прибыльность деятельности?

Внедряют ли они новшества?

Как продвигают и рекламируют свой товар? Каков уровень цен и ценовая политика конкурентов (ценовая стратегия и тактика)?

Одновременно оцениваются и достоинства (без преуменьше­ния) и недостатки конкурентов (без преувеличения).

В результате анализа вырабатывается собственная конкурент­ная стратегия.

Состав раздела «Организационный план».

Его разработка имеет особое зна­чение при создании новой организации или новых стратегиче­ских хозяйственных подразделений в действующей организации.

В этом разделе необходимо раскрыть следующие вопросы:

- привести организационную структуру предприятия или стратегического хозяйственного подразделения, где будет четко видно, кто и чем занимается, кто кому непосредственно админи­стративно подчиняется, как осуществляется функциональное вза­имодействие, координация;

- разработать штатное расписание с указанием должности, ко­личества штатных единиц, величины оплаты труда (включая до­платы и надбавки), а также месячный фонд оплаты труда;

- дать краткую характеристику управленческого персонала (воз­раст, образование, послужной список, квалификация и стаж ра­боты по специальности);

- сформулировать систему мотивации сотрудников, предпола­гаемые льготы (социальный пакет);

- определить, каким образом будут привлекаться необходимые специалисты, и охарактеризовать возможное увеличение численно­сти сотрудников в дальнейшем при развитии и расширении бизнеса.

Подразделом «Организационного плана» может быть «Право­вое обеспечение деятельности организации», в котором приво­дится вся информация о правовых аспектах деятельности: сведе­ния о регистрации, учредительные документы, форма собствен­ности, законодательные ограничения, особенности налогообло­жения, патентной защиты и т.д.

Состав раздела «План производства».

В случае если объектом бизнеса является продукция:

1) приводится описание производственного процесса с указа­нием операций, поручаемых субподрядчику (наименование фир­мы, местоположение и адрес).

Пример.

Схема производства керамического кирпича методом полусу­хого прессования: Карьер глины -> Склад глины —» Глинорыхлитель ^ Ящичный питатель -> Транспортер № 1 Камневыдели­тельные вальцы -» Транспортер № 2 -> Транспортер №3-> Су­шильный барабан -» Измельчение глины на пресс-порошок -> Два пресса ИСТ-213 —» Узел загрузки кирпича на поддоны -» Две печи обжига кирпича —> Узел разгрузки кирпича —» Упаковка в пакеты Склад готовой продукции

Примечание. При необходимости указывается трудоемкость каж­дого вида работ (в процентах);

2) указывается прогнозируемый объем производства (табл. 4) Прогнозируемый объем реализации продукции (услуг) приведен в табл. .3:

- указывается потребность в производственных помещениях, потребность в земельных участках: местоположение, площадь, сроки предоставления (собственность или аренда), необходимость ремонта или реконструкции;

- указывается потребность в оборудовании и технических сред­ствах, материальных ресурсах с указанием основных поставщиков (табл. 5; 6);

- производится расчет средств на оплату труда, исходя из штат­ного расписания (табл. 7);

3) определяется общая потребность в инвестициях. При необ­ходимости разрабатывается таблица потребности в инвестициях по годам планируемого периода;

4) описывается система контроля качества продукции, систе­мы охраны окружающей среды, утилизации отходов, обеспече­ние безопасности жизнедеятельности;

5) рассчитываются издержки производства и себестоимости производимой продукции (табл. 8). Группировка статей затрат необходима для расчета условий безубыточности производства.

При планировании строительства зданий и сооружений расчет издержек производства осуществляется постатейно: прямые за­траты (материалы, заработная плата рабочих основного произ­водства, расходы на эксплуатацию оборудования, прочие прямые затраты); накладные расходы (административно-хозяйственные расходы, расходы, связанные с организацией труда, организаци­ей производства, прочие накладные расходы).

Прилагается вся необходимая проектно-конструкторская, орга­низационно-технологическая документация.

Состав раздела «План маркетинга»

В нём приводится план мероприятий по достижению намечаемого объема продаж и получению максимальной прибыли путем удовлетворения рыночных потребностей. Этот раздел должен быть четко ориентирован на потребителя: знание его запросов, уникальности и адресности продукции (услуг), вы­сококачественный сервис, привлекательная цена, надежность, своевременность поставок и т.п.

Если объектом бизнеса является организация или специализи­рованное хозяйственное подразделение, рекомендуется разрабо­тать стратегию его развития. Разработанный комплекс маркетинга (табл. 9) должен быть нацелен на реализацию стратегических и тактических планов предприятия.

Товарная стратегия предполагает эффективное, с коммерче­ской точки зрения, формирование ассортимента:

- разработку «пионерного» товара, который может быть лиде­ром на ближайшие годы;

- разработку программ по модификациям продукции (страте­гия дифференциации).

Стратегия ценообразования увязывается с кратко- и долгосроч­ными целями и может базироваться:

- на издержках производства (затратные методы, метод опреде­ления цены на основе анализа безубыточности и целевой прибы­ли): например:

Ц = С + А + Р(С + А),

где Ц — цена (с возмещением издержек); С — фактические издер­жки на единицу продукции; А — административные расходы и расходы на реализацию единицы продукции; Р — средняя норма прибыли в отрасли на данном рынке;

- спросе на продукцию. На рынке строительства жилья, осо­бенно в Москве и Санкт-Петербурге, в последнее время гос­подствует именно этот метод ценообразования: при высоком и постоянно растущем спросе на жилье рыночная цена квадрат­ного метра постоянно растет и намного превышает его себесто­имость;

- ценах конкурентов. Организация выходит на рынок с ценой, отличной от цен конкурентов: либо ниже (стратегия прочного внедрения на рынок), либо выше. Второй вариант целесообразен при условии, что хотя бы половина потенциальных потребителей верит, что товар организации лучше, чем ее конкурентов.

Ценовая тактика может предусматривать:

- использование гибких цен — разнообразной системы скидок (надбавок);

- использование психологически привлекательных цен (не 1 ООО р., а 999 р.);

- включение транспортных расходов в состав цены;

- взаимосвязь цены и качества.

Сбытовая стратегия предполагает выстраивание различных ка­налов распределения, т. е. доведения товара до конечного потре­бителя:

- прямой сбыт — организация-производитель (строитель) на­прямую реализует товар конечному потребителю;

- непрямой сбыт — организация распространяет свой товар че­рез посредников (оптовых и розничных торговцев). Например, строительная фирма продает построенный дом или его часть агент­ству недвижимости, которое в свою очередь реализует квартиры конечным потребителям.

Сбытовая стратегия предполагает также и определенный ком­плекс услуг — сервисную политику, включающую, например, предпродажные, послепродажные и дополнительные услуги.

Стратегия продвижения товара (промоушн) требует разработки системы мероприятий, направленных на информирование о то­варе и убеждение в необходимости его приобрести (реклама, стимулирование сбыта, пропаганда и личная продажа). В бизнес-плане необходи­мо указать, какие из этих видов продвижения будут использо­ваться (и какие их разновидности) и как они будут увязаны во времени.

В заключение необходимо привести предполагаемые затраты на маркетинг.


Сейчас читают про: