маркетинговые стратегии, которые могут использоваться строительными организациями
1)Более глубокое внедрение на рынок — рост продаж конкретного товара конкретной группе покупателей, т.е. работа с существующими товарами на существующем рынке. Например, строительная организация строит только панельные дома с квартирами экономкласса для людей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и могущих позволить себе покупку самых недорогих квартир. Как в подобном случае глубоко внедриться на этот рынок?
Для решения проблемы можно рекомендовать следующее:
• использовать стратегию низких издержек (анализ и оптимизация производственно-технологического процесса, повышение производительности труда, наращивание объемов производства строительной продукции, поиск поставщиков более дешевого сырья (не обязательно низкого качества), что приведет к снижению себестоимости продукции и, соответственно, цены);
• расширить каналы сбыта, увеличить расходы на рекламу и активизировать ее, используя приемы стимулирования сбыта, самим разрабатывать схемы кредитования потенциальных покупателей;
• предложить комплекс услуг, который не предлагает ни одна другая конкурирующая фирма, и т.д.
2)Расширить границы рынка означает найти для уже существующего товара новый рынок (рынки) сбыта. Для этого необходим обзор прежде всего географических рынков (какие области, регионы, страны можно охватить), обзор рынка предприятий, изучение других сегментов рынка.
3)Разработка товара — предложение новых товаров уже существующим рынкам или модификация, совершенствование, дифференциация товаров: новая расфасовка, новый аромат, новые компоненты, новая упаковка, новая марка, использование новых материалов и т. п. Например, строительная организация продавала на рынке квартиры без отделки, а затем стала предлагать квартиры «под ключ», полностью решая все проблемы клиента, связанные с товаром.
4)Диверсификация — предложение новых товаров новым рынкам. Строительная организация открывает или покупает новое производство, никак не связанное с ее деятельностью в пределах отрасли. Например, организация, которая занималась строительством зданий и сооружений, предложила рынку хранение и переработку нефтепродуктов или строительство, реконструкцию и содержание федеральных дорог. Некоторые считают, что главное — «оторвать» новую заманчивую область, а не искать успеха в непривилегированной отрасли. Это не всегда справедливо, но верен тезис, что надо в чем-то быть первым.
4.Комплексное исследование рынка включает:
• изучение и прогнозирование конъюнктуры рынка;
• изучение потребителя;
• изучение деятельности конкурентов;
• товароведение.
Конъюнктура —соотношением спроса и предложения на товары данного вида, уровнем и динамикой цен на них. Это состояние экономики в целом, отдельной отрасли и отдельного товарного рынка (например, рынка строительных материалов или рынка сухих строительных смесей). Анализ общеэкономической ситуации заключается в определении стадии, в которой находится экономика:
• кризис: рост эффективности производства приводит к перепроизводству товаров, превышению предложения над спросом и, как следствие, падению прибылей, курсов акций, сокращению вложений в основной капитал, безработице, уменьшению объемов производства. Выживает тот, кто производит адекватную ситуации продукцию и в адекватном количестве. В это время легче удержаться на плаву, если выпускать товары, удовлетворяющие нижние уровни потребностей. Инвестируются деньги в те сферы, где выше скорость их оборота. Строительство замораживается;
• депрессия — фаза, следующая за кризисом: застой, приостанавливается падение производства, рассасываются товарные запасы, отсталые производства перестают существовать;
• оживление — увеличение инвестиций в основной капитал, замена старого оборудования на современное, увеличение спроса на определенные товары, в первую очередь сырье, рост в ряде отраслей, в том числе в строительной, не превышающий высшую точку предыдущего цикла;
• подъем — промышленное и строительное производство превышает высший уровень предыдущего цикла. Это в свою очередь может привести к перепроизводству товаров и повторению цикла.
Изучение конъюнктуры конкретного товарного (строительного) рынка предполагает выявление конъюнктурообразующих факторов и на этой основе показателей конъюнктуры.
Конъюнктурообразующие факторы подразделяются на постоянно действующие и временные, случайные.
К постоянно действующим факторам относятся: научно-технический прогресс; уровень монополизации рынка; государственное урегулирование; состояние информационных систем; валютная и кредитно-денежная ситуация; энергетические и экологические проблемы.
В состав временных и случайных конъюнктурообразующих факторов включают: сезонность; политические и социальные конфликты; стихийные бедствия.
Научно-технический прогресс приводит к появлению принципиально новых товаров, строительных материалов, технологий, машин, а также расширению новых рынков. Наиболее быстро развивается сфера высоких технологий, которая проникает во все отрасли, в том числе и в строительную. 25 % изделий появились не раньше последних 4 — 5 лет. Однако при этом выявляются и отрицательные стороны — обострение конкуренции, увеличение безработицы в устаревших областях, которые попросту исчезают.
Высокая инфляция губительна для строительства, так как цены на готовую продукцию растут медленнее, чем на сырье и энергоносители. Не следует слишком бояться внедряться на перспективный рынок, где властвует монополист или высока конкуренция: всегда можно найти свою рыночную нишу на рынке, сегменте — не занятое конкурентами пространство (не удовлетворенную в должной мере группу потребителей), грамотно позиционировав свой товар.
Влияние на конъюнктуру государства осуществляется по следующим направлениям: через покупку и продажу товаров и услуг; через административные и экономические рычаги, т.е. кредит, бюджет, законы, которые влияют на динамику производства и уровень платежеспособного спроса.
Показатели материального производства характеризуют предложение товара.
Факторами, сдерживающими рост показателей жилищно-строительного производства, являются в современных условиях рост цен на участки под строительство, отсутствие на них инженерных коммуникаций, промышленной инфраструктуры, новые законы
о жилищном строительстве.
Показатели спроса — платежеспособной потребности в товаре — характеризуют динамику потребления товаров. На них влияет: цена товара и ее изменение; численность населения и его изменение; распределение населения по возрасту, полу и его изменение; распределение населения по уровню душевого дохода и его изменение; динамика ставок заработной платы; изменение индекса стоимости жизни — сравнительной (с предыдущим годом) стоимости набора товаров и услуг, приобретаемых «средней семьей» за год; распределение потребительских расходов и его изменение; цены на товары-заменители и на дополнительные товары.
Строительный рынок, в частности, рынок строительства жилья в Российской Федерации, безусловно, перспективен, но это не означает, что складывается безоблачная конъюнктурная ситуация для продавцов. После так называемого «перегрева» рынка 2004 г., когда цены были искусственно завышены, возник феномен «отложенного» спроса: потенциальные покупатели (по оценкам экспертов 9—10%), имея средства на покупку, решили повременить с ней до более благоприятной ситуации. Кроме того, достаточно массовым стало явление, когда состоятельные люди в условиях достаточно высокой инфляции приобретают квартиры не для личного пользования, а с целью вложения свободных денежных средств. Эти квартиры снова выставляются на продажу, покупатели переходят в разряд продавцов, влияя, таким образом, на конъюнктуру рынка.
Важное значение имеют показатели валютной и кредитно-денежной ситуации: курс акций (является показателем деловой активности); учетный процент, или ставка рефинансирования Банка России — процент, под который Банк России кредитует коммерческие банки, а те, в свою очередь, увеличив ставку, кредитуют организации; количество банкротств (банкротства обычно знаменуют начало кризиса); соотношение валютных курсов.
Интегральным показателем конъюнктуры рынка являются цены, которые сложно анализировать ввиду их множественности.
При изучении потребителя изучению подлежит процесс принятия решения о покупке как на потребительском рынке, так и на рынке предприятий. Процесс принятия решения о покупке товаров широкого потребления состоит из следующих этапов: возникновение и осознание потребности; поиск информации о товаре, который может удовлетворить эту потребность; оценка вариантов удовлетворения; выбор варианта и совершение покупки; реакция на покупку.
Кратко охарактеризуем эти этапы.
Человек не будет покупать товар, если у него не возникло побудительной причины — мотива покупки. Мотивами служат прежде всего нужды и потребности, а также интересы, идеалы, вкусы, чувства, влечения.
В менеджменте и маркетинге наиболее популярна классификация потребностей (по существу, нужд) А.Маслоу, согласно которой развитие потребностей человека осуществляется от низших потребностей (1,2 уровни) к высшим (3, 4, 5 уровни), причем потребность более высокого уровня не возникает, если не удовлетворена потребность предыдущего уровня:
5.потребность в самореализации, самовыражении;
4.потребность в уважении, признании, успехе, престиже;
3.потребность в общении, дружбе, любви, семье;
2.потребность в безопасности: в сохранении жизни, здоровья, жилища, стабильности источников существования;
1.физиологические потребности в пище, воде, сне …
Формирование потребностей и их специфику у разных людей определяют следующие факторы (разделение достаточно условно):
• факторы культуры: культура общества, субкультура — культура конкретной социальной группы (например молодежь), принадлежность к общественному классу (высший, средний, низший);
• социальные факторы: семья, жизненный цикл семьи. Этот фактор имеет для жилищно-строительного бизнеса особое значение (молодые одиночки, молодая семья без детей, молодая семья с одним ребенком, двумя, многодетная семья, пожилые супруги с детьми, пожилые супруги без детей, одинокие), референтные группы — люди, которым человек хочет подражать, социальные роли (например, руководитель, отец, муж и т.д.) и статус — положение в обществе, уважаемое или не очень;
• личностные факторы: возраст, пол, род занятий, образ жизни, экономическое положение, тип личности и представление о себе (совокупность отличительных характеристик человека);
• психологические факторы: мотивация (интересы, склонности, вкусы, чувства, идеалы и т.п.), восприятие строительных товаров, рекламы строительной продукции, самого продавца-организации и конкретного лица; запоминание и усвоение информации (исследования показывают, что необходимо в среднем не менее 7 раз показать рекламу, чтобы человек ее воспринял и запомнил), формирование отношения к товару (положительное или негативное) и убеждение в его нужности или ненужности.
При осознании насущной потребности, что и является мотивом покупки, потенциальный покупатель начинает сбор информации о товарах и услугах, способных удовлетворить возникшую потребность. В качестве основных источников информации, значимость которых зависит от товара или личностных характеристик покупателя, можно выделить: мероприятия по формированию спроса и стимулированию сбыта: реклама, пропаганда, выставки, ярмарки, упаковка, действия посредников и т.д.; случайные, личные источники: оценка знакомых, родственников, соседей и т.д.; собственный опыт: визуальное восприятие, осязание, изучение и т.д.
Оценка вариантов удовлетворения потребности осуществляется, как правило, в ходе рассмотрения следующих параметров товаров: качество (набор характерных свойств: утилитарность, долговечность, экологичность и т.д.); цена потребления (цена рынка + расходы в период эксплуатации, срок службы); образ марки (складывается из репутации фирмы и ее имиджа); дизайн — эмоционально воспринимаемая характеристика товара, и ее нельзя недооценивать: достаточно часто товар приобретают исключительно под влиянием эмоций: нравится, красиво, престижно.
Для того чтобы, выбрав вариант, человек совершил покупку, необходимо обеспечить необходимый уровень сбыта и сервиса.
Дальновидные предприниматели, работающие на перспективу, обязательно учитывают реакцию покупателя на купленный товар. Недовольных нельзя оставлять без внимания: по исследованиям, один недовольный в среднем «уводит» у фирмы 40 потенциальных клиентов, формируя плохую репутацию организации. Необходимо вернуть деньги либо заменить товар, либо переделать его. Довольных товаром можно сделать постоянными клиентами, предложив системы скидок, льгот, а также попросить рекомендовать вашу организацию родственникам и знакомым. Потенциальные покупатели гораздо больше доверяют своим знакомым, незаинтересованным людям, чем рекламе и продавцам.
Исследование конкурентов. При данном исследовании важно определить цели и последовательность изучения конкурентов.
К целям исследования относятся: разделение сфер влияния на рынке; ослабление конкурентной борьбы (поиск своей ниши рынка).
Последовательность изучения предполагает следующие этапы: выявление конкурентов и их классификацию, т.е. формирование банка данных о конкурентах; анализ показателей хозяйственной деятельности конкурентов, выявление сильных и слабых их сторон.
Организации-конкуренты классифицируются по следующим признакам: фирмы, производящие (реализующие) абсолютно аналогичные товары, например, цемент, силикатный кирпич; фирмы, производящие (реализующие) аналогичные товары, но других сортов и марок; фирмы, производящие (реализующие) товары-заменители.
При анализе показателей деятельности определяют объем производства и размер прибылей — количественные показатели, организацию сбыта — качественный показатель. Выявление сильных и слабых сторон организации-конкурента осуществляется с точки зрения потребителя.
Товароведение. Товароведение заключается в изучении строительных товаров, аналогичных производимым организацией и выявлении их достоинств и недостатков с точки зрения потенциальных потребителей.
Комплекс обеспечивающих элементов связан с условиями эксплуатации строительной продукции. Это может быть монтаж и наладка оборудования, организация технического обслуживания объектов, развитая промышленная и социальная инфраструктура.
Товар как элемент комплекса маркетинга должен быть разработан на трех уровнях:
1) товар по замыслу. В основу проектно -строительного замысла должны быть положены реальные потребности (нужды) потенциальных потребителей (например, жилище, обеспечивающее безопасность);
2) товар в реальном исполнении — товар с набором потребительских свойств, удовлетворяющий архитектурно-строительные и дизайнерские представления потребителя (например, повышенная тепло- и звукоизоляция, планировка, трехметровые потолки, стеклопакеты и др.), его требования к местоположению, экологии и т.п.;
3) товар с подкреплением, т.е. с дополнительными выгодами: сдача объекта «под ключ», длительная гарантия нормальной эксплуатации, послепродажное обслуживание, система кредитования и скидок.
5.Анализ внутренней среды организации и позиционирование товара
Чтобы обоснованно выбрать рыночно привлекательный вариант стратегических действий, необходимо оценить рыночные возможности, подходят ли они вашей организации, соответствуют ли ее целям и ресурсному потенциалу (финансовые ресурсы, технология, материалы и оборудование, персонал, информация).
Если ресурсов недостаточно, то необходимо выяснить, можно ли получить их с допустимыми издержками.
Позиционирование товара начинается с сегментации рынка и выбора целевого сегмента.
Сегментация рынка — разделение рынка на группы потребителей по определенным признакам осуществляется в процессе анализа рыночных возможностей. Необходимость сегментации рынка диктуется тем фактом, что покупатели, как отдельные лица, так и фирмы, характеризуются разными потребностями и разными возможностями приобретения, а универсальных однородных товаров, подходящих всем, особенно на строительном товарном рынке, крайне мало. Следовательно, необходимо выделить конкретную группу (или группы) потребителей, объединенную схожими потребностями и возможностями (сегмент рынка), и приспособить для них свой товар, чтобы он полностью их удовлетворял. Если товар обращен «в никуда» и отправлен без четкого адреса, строительную и любую другую компанию ждет крах (существует выражение: сегментируйте рынок или рынок «сегментирует» вашу фирму).
Основными признаками сегментации потребительского рынка строительной продукции являются:
• социально-демографические признаки: возраст, пол, национальность, жизненный цикл семьи, образ жизни (например, люди, предпочитающие тихий сельский образ жизни в собственном коттедже, на природе, но вблизи города, или любители центральных городских районов, где жизнь бьет ключом), культурные традиции (например, при оформлении интерьера), социальное положение;
• экономические признаки: душевой доход, уровень обеспечения жильем, уровень потребления товара, размер сбережений, наличие подсобного хозяйства;
• географические признаки: страна, регион, природно-климатическая зона, город (сельская местность);
• психологические признаки: отношение к товару (степень приверженности определенной фирме, марке товара), отношение к новому (новаторы, любители всего нового — 2,5 %; ранние последователи — 13,5 %; раннее большинство — 34 %; запоздалое большинство — 34 %; отстающие — 13,5 %; консерваторы — 2,5 %), отношение к покупке (закон Парето: 20 % активных покупателей — любящих покупать скупает 80 % товаров, а 80 % неактивных — 20 % товаров), отношение к рекламе (от доверчивого отношения — некоторые покупают только то, что рекламируется, до негативного — наоборот, то, что активно рекламируется, не покупают по принципу — хорошее в рекламе не нуждается), отношение к здоровью, отношение к престижу (от трепетного до безразличного), увлечения, вкусы, склонности;
• потребительские признаки: цена, качество, сервис, экономичность, долговечность, дизайн, уровень профессионализма в потреблении, марка.
Сегментирование рынка строительных организаций чаще осуществляется по географическому признаку, по потребительским признакам (для кого-то важнее цена, для кого-то качество, для кого-то сервис), по статусу пользователя (производственно-строительные организации, оптовые и розничные торговцы), по степени приверженности определенной марке.
Например, потребительский рынок жилья можно разделить на группы по географическому признаку: город — сельская местность; городских жителей, нуждающихся в жилье, в свою очередь, можно разделить по конструктивно-технологическим (качественным) предпочтениям:
• дома старого жилого фонда, не прошедшие капитального ремонта;
• реконструированные дома старого фонда;
• так называемые «сталинские» дома;
• дома нового поколения индустриального домостроения — 1960-е гг.;
• дома второго поколения индустриального домостроения — 1970 — 80-е гг.;
• современные крупнопанельные дома;
• кирпичные и кирпично-монолитные дома;
• монолитные дома;
• дома коттеджного типа, малоэтажные секционные дома.
Далее тех, кто, допустим, предпочитает кирпичные дома, можно разделить по социально-демографическому признаку: одинокие (трудоспособные) — молодая семья без детей, семья с одним ребенком, большая семья; затем все семьи можно разделить по экономическому признаку (хотя он уже отчасти заложен в сегментацию по качественным предпочтениям) и т.д.
Специалисты выделяют три варианта охвата рынка (типа маркетинга):
1) недифференцированный маркетинг — строительная организация предлагает один вариант товара максимально широкому сегменту рынка. Например, фирма производит силикатный кирпич или определенную марку клея;
2) дифференцированный маркетинг — строительная фирма предлагает несколько разновидностей товара для разных сегментов рынка. Например, строительная компания занимается и промышленным, и гражданским строительством (причем последнее также рассчитано на различные сегменты рынка, в частности по доходам), и производством строительных материалов. Наиболее популярный тип маркетинга;
3) целевой маркетинг — предлагается строительный товар для одного-двух сегментов рынка. Например, строительная фирма занимается проектированием и строительством коттеджей для состоятельных и богатых клиентов и стремится получить на этих субрынках большую долю. Каждый вариант маркетинга имеет как достоинства, так и недостатки.
Как правило, ни один сегмент не обеспечивает идеальных условий для деятельности строительной организации, поэтому необходимо выбрать тот сегмент, который в большей степени отвечает особенностям организации и позволяет ей проявить свои сильные стороны, накопленный опыт.
Заключительной стадией сегментации рынка является позиционирование товара: необходимо решить, как проникнуть в выбранный сегмент, ибо, если сегмент уже устоялся, на нем обязательно есть конкуренция, и задача строительной организации ответить на вопрос: почему потребители будут покупать товар у нее, а не у конкурентов?