Экономическая сущность налогов, их функции

Со­гласно Налоговому кодексу РФ налог -это обязатель­ный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с орга­низаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или опера­тивного управления денежных средств в целях финансового обес­печения деятельности государства и (или) муниципальных обра­зований.

Экономическая сущность налогов заключается в изъятии государством части валового внутреннего продукта для формиро­вания бюджета.

Налоги — эффективный инструмент регулирования экономи­ки и основной источник доходов государства. К экономическим признакам налога относятся его обязательность и всеобщность, смена собственника, безвозвратность и безвозмездность.

Обязательность и всеобщность означает, что каждый должен уплачивать законно установленные налоги. При этом граждане и организации не могут отказаться от выполнения возложенных на них обязанностей по уплате налога. В случае неуплаты государ­ством применяются соответствующие санкции.

Смена собственника подразумевает следующее: доля частной собственности (в денежной форме) переходит государству, по­ступая в бюджет и централизованные денежные фонды (внебюд­жетные фонды), в которых налоговые поступления обезличива­ются.

Безвозвратность и безвозмездность означают, что налог не воз­вращается плательщику налога и уплативший налог не получает ничего взамен.

Налогам присущи следующие функции: фискальная, распределительная, регулирующая, стимулирующая и конт­рольная.

Фискальная функция (от лат. fiscus — государственная казна) является основной функцией налога. Налоги являются основным источником доходов государства. В стра­нах с рыночной экономикой доля налоговых поступлений в до­ходную часть бюджета составляет 80 — 90%. Поступившие от на­логоплательщиков средства расходуются на развитие экономики, поддержку внутренней и внешней политики, укрепление оборо­носпособности государства. Средства направляются также на фи­нансирование учреждений культуры и здравоохранения (библио­теки, музеи, театры, поликлиники и т.д.)

Распределительная функция тесно связана с фискальной функ­цией налога. Суть данной функции заключается в том, что с помо­щью налогов через бюджет государство перераспределяет финан­совые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуще­ствляет финансирование крупных межотраслевых целевых про­грамм, имеющих общегосударственное значение. Финансовые ре­сурсы перераспределяются также и по территории страны, на­правляются на развитие отдельных регионов. Устанавливая обяза­тельность налогообложения физических лиц, государство осуще­ствляет перераспределение доходов своих граждан, направляет часть финансовых ресурсов наиболее обеспеченной части населения на содержание наименее обеспеченной.

Регулирующая функция выступает как инструмент регулирова­ния экономики. Посредством этой функции государство может повлиять на ускорение или снижение темпов развития опреде­ленных отраслей, решая при этом актуальные социальные про­блемы. Маневрируя налоговыми ставками, изменяя условия нало­гообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для развития отдельных регионов, секторов эко­номики. Удачным примером проявления этой функции является содействие развитию малого бизнеса. Формы такой поддержки разнообразны: создание специальных фондов, льготное финан­сирование и кредитование деятельности субъектов малого пред­принимательства и т. п. Но главное средство оказания содействия малому бизнесу — особые льготные условия налогообложения.

Стимулирующая функция направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов и отраслей. Реализация сти­мулирующей функции осуществляется через систему льгот и ос­вобождений. Сокращение налоговых изъятий направляется на раз­витие отдельных регионов. Наличие налоговых льгот может стать дополнительным стимулом для осуществления того или иного вида деятельности. Наиболее ярко реализация стимулирующей функ­ции налогов осуществляется через систему налоговых льгот по различным налогам: налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, налогу на добавленную стоимость и т.д.

Контрольная функция состоит в том, что появляется возмож­ность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресур­сах. Благодаря контрольной функции выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику государства. Налоги выступают индикатором экономических про­цессов, происходящих в стране. Сопоставляя и анализируя дина­мику налоговых поступлений, можно сделать выводы о развитии экономики государства и отдельных ее секторов и регионов.

Перечень действующих в Российской Федерации налогов и сборов, порядок их введения и отмены, общие правила исполне­ния обязанностей по уплате налогов и сборов определены Нало­говым кодексом РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: