Согласно Налоговому кодексу РФ налог -это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Экономическая сущность налогов заключается в изъятии государством части валового внутреннего продукта для формирования бюджета.
Налоги — эффективный инструмент регулирования экономики и основной источник доходов государства. К экономическим признакам налога относятся его обязательность и всеобщность, смена собственника, безвозвратность и безвозмездность.
Обязательность и всеобщность означает, что каждый должен уплачивать законно установленные налоги. При этом граждане и организации не могут отказаться от выполнения возложенных на них обязанностей по уплате налога. В случае неуплаты государством применяются соответствующие санкции.
|
|
Смена собственника подразумевает следующее: доля частной собственности (в денежной форме) переходит государству, поступая в бюджет и централизованные денежные фонды (внебюджетные фонды), в которых налоговые поступления обезличиваются.
Безвозвратность и безвозмездность означают, что налог не возвращается плательщику налога и уплативший налог не получает ничего взамен.
Налогам присущи следующие функции: фискальная, распределительная, регулирующая, стимулирующая и контрольная.
Фискальная функция (от лат. fiscus — государственная казна) является основной функцией налога. Налоги являются основным источником доходов государства. В странах с рыночной экономикой доля налоговых поступлений в доходную часть бюджета составляет 80 — 90%. Поступившие от налогоплательщиков средства расходуются на развитие экономики, поддержку внутренней и внешней политики, укрепление обороноспособности государства. Средства направляются также на финансирование учреждений культуры и здравоохранения (библиотеки, музеи, театры, поликлиники и т.д.)
Распределительная функция тесно связана с фискальной функцией налога. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение. Финансовые ресурсы перераспределяются также и по территории страны, направляются на развитие отдельных регионов. Устанавливая обязательность налогообложения физических лиц, государство осуществляет перераспределение доходов своих граждан, направляет часть финансовых ресурсов наиболее обеспеченной части населения на содержание наименее обеспеченной.
|
|
Регулирующая функция выступает как инструмент регулирования экономики. Посредством этой функции государство может повлиять на ускорение или снижение темпов развития определенных отраслей, решая при этом актуальные социальные проблемы. Маневрируя налоговыми ставками, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для развития отдельных регионов, секторов экономики. Удачным примером проявления этой функции является содействие развитию малого бизнеса. Формы такой поддержки разнообразны: создание специальных фондов, льготное финансирование и кредитование деятельности субъектов малого предпринимательства и т. п. Но главное средство оказания содействия малому бизнесу — особые льготные условия налогообложения.
Стимулирующая функция направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов и отраслей. Реализация стимулирующей функции осуществляется через систему льгот и освобождений. Сокращение налоговых изъятий направляется на развитие отдельных регионов. Наличие налоговых льгот может стать дополнительным стимулом для осуществления того или иного вида деятельности. Наиболее ярко реализация стимулирующей функции налогов осуществляется через систему налоговых льгот по различным налогам: налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, налогу на добавленную стоимость и т.д.
Контрольная функция состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику государства. Налоги выступают индикатором экономических процессов, происходящих в стране. Сопоставляя и анализируя динамику налоговых поступлений, можно сделать выводы о развитии экономики государства и отдельных ее секторов и регионов.
Перечень действующих в Российской Федерации налогов и сборов, порядок их введения и отмены, общие правила исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов определены Налоговым кодексом РФ.