Налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, общие принципы взимания которого устанавливаются Налоговым кодексом РФ, а особенности исчисления и уплаты — законодательными актами субъектов Российской Федерации. Дан­ный налог относится к прямым налогам, плательщиками которо­го являются строительные организации и организации, имеющие в собственности основные средства.

Плательщиками налога признаются российские и иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Фе­дерации через постоянные представительства и имеющие в соб­ственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации.

Объектом налогообложения является движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владе­ние, пользование, доверительное управление или внесенное в совместную деятельность), учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным по­рядком ведения бухгалтерского учета.

При этом земельные участки и иные объекты природопользо­вания не являются объектом обложения налогом.

Налоговая база по налогу на имущество определяется как сред­негодовая стоимость облагаемого имущества. При этом облагае­мое налогом имущество учитывается по остаточной стоимости в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета.

Налоговая база определяется отдельно в отношении имуще­ства, подлежащего обложению по местонахождению организации, и в отношении имущества обособленных подразделений.

Налогоплательщики определяют налоговую базу самостоятельно.

Налоговый период по налогу на имущество составляет кален­дарный год, отчетными периодами являются квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Россий­ской Федерации и не могут превышать 2,2 %. При этом допускает­ся установление дифференцированных ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков или объекта налогооблагаемого имущества.

Налоговым кодексом РФ предусмотрены налоговые льготы. Освобождаются от налогообложения:

• организации и учреждения уголовно-исполнительной систе­мы в отношении имущества, используемого для осуществления соответствующих функций;

• религиозные организации в отношении имущества, исполь­зуемого для религиозной деятельности;

• общероссийские организации инвалидов при соблюдении уста­новленных условий;

• организации — в отношении памятников истории и культуры федерального значения;

• имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;

• имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юриди­ческих консультаций;

• имущество государственных научных центров;

• другие объекты.

В настоящее время действует следующий порядок исчисления и уплаты налога. Сумма налога за налоговый период определяется как произведение налоговой ставки (выраженной в доле едини­цы) и налоговой базы. При этом по итогам налогового периода в бюджет вносится исчисленная за налоговый период сумма налога за минусом сумм уплаченных авансовых платежей. Сумма авансо­вого платежа определяется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой от произведения средней стоимости имущества, рассчитанной за отчетный период, и установленной налоговой ставки, выраженной в долях единицы.

Сроки уплаты налога и авансовых платежей устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Налогоплательщики должны представлять в налоговые органы по месту своего учета и по местонахождению обособленных подразделений налоговые рас­четы по авансовым платежам не позднее 30 дней после окончания отчетного периода, а налоговые декларации — не позднее 30 мар­та года, следующего за истекшим периодом.

Транспортный налог

Транспортный налог является региональным налогом, который в соответствии с Налоговым кодексом РФ вводится в действие законами субъектов Российской Федерации. Общие принципы взи­мания налога регулируются гл. 28 НК РФ. Конкретные особенно­сти налогообложения, в частности налоговая ставка, порядок и сроки уплаты налога, определяются законодательными органами субъектов Российской Федерации. Это прямой имущественный налог, который уплачивается владельцами транспортных средств. Налог в основном выполняет фискальную функцию.

Плательщиками данного налога являются, в частности, строи­тельные организации, на которые в соответствии с законодатель­ством зарегистрированы транспортные средства, являющиеся объектом налогообложения.

Объектом налогообложения являются автомобили, мотоциклы, автобусы, другие машины на пневматическом или гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, ка­тера, мотосани, моторные лодки и другие водные и воздушные транспортные средства.

Налоговая база определяется:

- в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, — как мощность двигателя в лошадиных силах;

- в отношении несамоходных (буксируемых) средств — как ва­ловая вместимость в регистровых тоннах;

- в отношении других транспортных средств — как единица транспортного средства.

Налоговым периодом по транспортному налогу признается ка­лендарный год.

Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощно­сти двигателя, валовой вместимости транспортных средств или категории транспортных средств в рублях на одну лошадиную силу, одну регистровую тонну или единицу транспортного средства.

Базовые ставки налога установлены Налоговым кодексом РФ, в соответствии с которым они могут быть увеличены или умень­шены, но не более чем в 5 раз, законами субъектов Российской Федерации. Кроме того, Налоговый кодекс РФ допускает уста­новление дифференцированных ставок в отношении каждой ка­тегории транспортных средств или с учетом срока их полезного использования.

Налоговый кодекс РФ определяет следующий порядок исчисле­ния и уплаты транспортного налога. Сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение налоговой базы и соответствующей налоговой ставки.

Налогоплательщики-организации определяют сумму налога самостоятельно. Сумма налога, подлежащего уплате налогопла­тельщиками, являющимися физическими лицами, рассчитывает­ся налоговыми органами на основании сведений, представлен­ных органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.

В случае регистрации или снятия с регистрации транспортного средства в течение налогового периода сумма налога определяет­ся с учетом коэффициента, исчисляемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. Органы, осуществляющие регист­рацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые орга­ны о зарегистрированных и снятых с учета транспортных сред­ствах.

Порядок и сроки уплаты транспортного налога устанавлива­ются законами субъектов Российской Федерации. Налогоплательщики-организации представляют в налоговый орган налоговую декларацию в сроки, определяемые законодательством субъек­тов Российской Федерации. Налогоплательщикам, являющимся физическими лицами, не позднее 1 июня текущего года вруча­ются налоговые уведомления с указанием суммы, подлежащей уплате.

Пример. Мощность транспортного средства 150 л. с. Налогоплательщик заменил и зарегистрировал двигатель 5 мая 2004 г. Мощность дви­гателя составила 180 л.с. Законом субъекта Российской Федера­ции установлена ставка транспортного налога для данной катего­рии транспортного средства в размере 50 р. за 1 л. с.

Решение.Сумма транспортного налога за 2006 г. в рассматриваемом слу­чае составит 8 500 р.:

[(150 - 4 + 180-8): 12-50].

Земельный налог

Земельный налог относится к местным налогам, устанавливает­ся гл. 31 Налогового кодекса РФ и нормативными правовыми ак­тами представительных органов местного самоуправления. Налог обязателен к уплате на территориях соответствующих муниципаль­ных образований.

К плательщика м земельного налога относятся, в частности, строительные организации и физические лица, являющиеся соб­ственниками земли, землевладельцами или землепользователями. Строительные организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, также яв­ляются плательщиками земельного налога.

Объектами налогообложения земельным налогом являются зе­мельные участки, части земельных участков, земельные доли (при общей долевой собственности на земельный участок), предостав­ленные строительным организациям и физическим лицам в соб­ственность, владение или пользование.

Земельный налог взимается в расчете на год облагаемой нало­гом земельной площади. В облагаемую налогом площадь включа­ются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно­защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим организациям и физи­ческим лицам. За земельные участки, предназначенные для об­служивания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких организаций или физических лиц, земельный налог начисляется отдельно пропорционально площади строения, на­ходящегося в их раздельном пользовании. Если земельные участ­ки, предназначенные для обслуживания строения, находятся в общей собственности нескольких организаций или физических лиц, земельный налог начисляется каждому из этих собственни­ков соразмерно их доле на эти строения.

За земельные участки, неиспользуемые или используемые не по целевому назначению, ставка земельного налога устанавлива­ется в двукратном размере.

Налоговой базой является кадастровая стоимость земельных уча­стков, облагаемых налогом.

Ставки налога. Налоговые ставки устанавливаются норматив­но-правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:

· 0,3 % в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производ­ства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инф­раструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключени­ем доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или пре­доставленных для жилищного строительства; предоставленных для личного подсобного хозяйства, садо­водства, огородничества или животноводства;

• 1,5 % в отношении прочих земельных участков.

Порядок исчисления и уплаты налога. Основанием для установ­ления налога является документ, удостоверяющий право собствен­ности, владения или пользования (аренды) земельным участком. Земельный налог исчисляется строительным организациям и фи­зическим лицам исходя из налоговой базы (кадастровой стоимос­ти земельного участка), утвержденных ставок земельного налога и налоговых льгот.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: