Глава 1. Теоретические основы развития критического мышления у старшеклассников

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Курсовая работа по педагогике

Исполнитель:

Студент заочного отделения № группы 7-22

Дедюрин Сергей Валерьевич

Научный руководитель:

Постникова Наталья Ивановна

Шадринск,2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………...……...3

Глава 1. Теоретические основы развития критического мышления у старшеклассников

1.1. Сущность понятия «критическое мышление» …………………………...5

1.2. Развитие критического мышления в старшем школьном возрасте…………………………………………………………………....11

Выводы по главе 1…………………………………………………….………...17

Глава 2. Технология развития критического мышления

2.1. Определение технологии развития критического мышления и методы развития критического мышления……………………………………………...19

2.2.Практические рекомендации по использованию методов развития критического мышления в старшем школьном возрасте………………..………………………………………………………….26

Выводы по главе 2………………………………………..………………….…..40

Заключение…………………………………………………………………….....41

Список используемых источников…...………………………………………...43

ВВЕДЕНИЕ

В многочисленных психолого-педагогических и социально-педагогических исследованиях убедительно доказывается, что человек демократического общества должен обладать критическим мышлением, которое необходимо в ситуациях выбора и принятия решения, осмысления прогнозов и интерпретации информации, оценки различных мнений и точек зрения.

Критическое мышление помогает личности ориентироваться в современном быстро меняющемся мире, противостоять угрозе, исходящей из слепой веры в авторитеты, не быть пассивным ретранслятором стереотипов и объектом манипуляции со стороны средства массовой информации, общественных групп, политических партий. Таким образом, критичность выступает как атрибут развивающегося, активно познающего мир человека.

Критическим мышление (в широком смысле) будем называть мышление, выполняющее особую работу по своеобразной «проверке на прочность» уже имеющихся продуктов мышления, процедур и, наконец, мыслительной деятельности в целом. Оно «надстраивается» над мышлением и деятельностью с целью выявления основательности, возможных вариантов улучшения и для оценки их адекватности и эффективности. Критическое мышление используется в ситуациях принятия решения, выбора, формулирования альтернатив и их оценки, осмысления прогнозов, интерпретации и оценки мнений и точек зрения, ведения переговоров и разрешения конфликтов.

Анализ научно-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что имеется небольшое количество исследований, посвященных развитию критического мышления старшеклассников, недостаточно разработаны практические аспекты применения критического мышления. С другой стороны одной из наиболее актуальных остается проблема активизации познавательной деятельности учащихся в старшей школе.

Потребность в разрешении этих противоречий, актуальность, теоретическая и практическая значимость этой проблемы определили тему исследования – «Методы развития критического мышления старшеклассников».

Объектом исследования является проявление критического мышления у старшеклассников.

Предмет исследования – процесс развития критического мышления у старшеклассников.

Цель исследования охарактеризовать процесс развития критического мышления у старшеклассников.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы.

Теоретической основой для написания работы стали исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов А.В. Брушлинского, М.И. Станкина, Е.Д. Божовича, Д.Б. Эльконина, Д. Халперна, Д. Клустера, П. Пиаже.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список источников.

Глава 1. Теоретические основы развития критического мышления у старшеклассников


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: