Оценивание школьных результатов выполняется на специфических принципах посредством отбора, комбинирования и использования определенных специальных методологий: принципов, стратегий, форм, технологий, методов, техник и способов.
Методологические принципы включают в себя:
- строго положительное оценивание: не ставятся отрицательные оценки при нормативном оценивании, каждая оценка отражает определенный уровень подготовки;
- динамичный характер оценивания: оценивание устанавливает индивидуальный прогресс/ регресс в формировании или развитии определенных способностей, что поддерживает прогресс в обучении;
- соотношение целей оценивания с целями и стандартами образования (как российскими, так и выработанными в ходе межшкольного обсуждения);
- соотношение содержания оценивания с содержаниями преподавания/обучения;
- соответствие действий оценивания типу знаний, характерных для школьной дисциплины, и языку их познания;
- соотношение действий оценивания процессу обучения учеников конкретной школе в рамках данной дисциплины;
- единство действий оценивания и дидактически-образовательных;
- единство нормативного и формативного оценивания: они будут скон-центрированы на тех же компетентностях и обучающих стандартах;
- рациональное и пропорциональное использование времени, предоставленного для соответствующего оценивания: рациональное сокращение для нормативного оценивания и рациональное увеличение времени для формирующего оценивания;
- рациональное и пропорциональное оценивание учебного коэффициента (ускорения индивидуального прогресса) и оценивание учебного прогресса по общему значению: для сопоставлены результатов оценивания на разных уровнях по классу для того, чтобы отметить прогресс учащегося в формировании знаний и соотнести его индивидуальные достижения с индивидуальной характеристикой школы;
- увеличение числа активных и интерактивных методов оценивания и инструментов оценивания, без существенного уменьшения роли традиционных методов);
В качестве основных методов, используемых при проведении ОШР можно определить:
-систематическое наблюдение действий и поведения ученика;
-компьютеризированное оценивание;
-исследование особых педагогических случаев;
-проект, портофолио;
-концептуальные карты учащихся, демонстрирующие их ключевые характеристики;
-рефлексивный журнал учителя (резюме, качественные оценки, размышления о природе образовательных успехов и неудач);
-метод КЯ (кто я?) – саморефлексия учащегося;
-метод определения ценностей ученика и т. д.;
Основными средствами системы МСОК могут быть:
-листок оценивания;
- дневник самооценивания (для регистрации прогресса ученика),
- реферат (для идентификации некоторых элементов достижения учеников);
- гибридный тест нового поколения (с комбинированными или усложненными по форме и структуре заданиями, неструктурные или специфичные темы, которые раскрывают определенные компетентности как синтез знаний, способностей и прикладного характера деятельности) и т. д.;
- научные формы, праксиологические и социально-образовательные средства оценивания;
Не рекомендуется в рамках МСОКО оценивание учащегося при зачислении в I класс, чтобы исключить их отбор. При этом в процессе оценки учащихся начальной школы в процессе формирующего оценивания не рекомендуется выставляться оценки. В процессе нормативного оценивания в I - IV классах, рекомендуется выставлять качественные отметки: отлично, очень хорошо, хорошо, удовлетворительно и т.д.
Типы и формы оценивания в рамках МСОКО в зависимости от выбранных критериев:
1. В зависимости от поставленной цели:
- нормативное (контрольная - проверочная);
- формативное (выполнена от сформированного содержания);
- формирующее (выполнена от формирующего содержания).
2. В зависимости от цели оценивания:
- единообразно или многообразно;
- оценивание достижений, достигнутых индивидуально, в группах или группой;
- оценивание того, что изучалось в школе или того, что изучалось вне школы.
3. В зависимости от задачи измерения:
- подтверждение и проверка результатов;
- классификация;
- объявление результатов;
- сертифицирование уровня знаний и умений;
- отбор;
- школьная и профессиональная ориентация;
- диагностика: реализуется описательный анализ, который состоит в выявлении пробелов и ошибок в знаниях и умениях, но и «сильных точек», и заключение, которое выявляет причины, приведшие к данным недостаткам;
- прогнозирование, как ученик сможет отвечать учебной программе в будущем.
4. В зависимости от формы проведения:
- устное,письменное,практическое;
- прямое или /косвенное;
- диагностическое, диалоговое;
- статичное,динамичное (процессуальное);
- стандартное /дифференцированное/поливалентное.
6. В зависимости от задачи МСОКО в дидактике образовательного процесса ОУ:
- оценивание в начале учебного процесса для выявления уровня, на котором находится учащийся, что позволяет как учителю, так и ученику составить правильное представление существующей ситуации и требования, на которые нужно будет опираться. Необходимость первичного оценивания определяется:
а) различным уровнем подготовки учащихся;
б) обеспечением последовательности в усвоении содержания;
в) необходимостью предвидеть процесс преподавания (образования), адекватный возможностям обучения учащегося;
- формативное или динамичное оценивание (текущее), которое сопровождает дидактический процесс, организуя систематические проверки среди всех учащихся по всему материалу, что позволяет понять способы обучения учащегося, исправление ошибок и трудностей в обучении (проводится через непрерывное формативное и суммирующее оценивание);
- нормативное оценивание (суммирующее и конечное), проводится в конце периода обучения учебного времени (триместр, четверть, полугодие, год, учебная ступень), после усвоения большого объема содержания, в целях установления уровня формирования и развития знаний,
7. В зависимости от ситуации оценивания:
- оценивание, проводимое в обычных условиях, основанное на наблю-дениях за действиями учащегося;
- специфическое оценивание, проводимое в специально созданных условиях, которое предполагает разработку и использование некоторых проб, при котором участники, вовлеченные в данный процесс, осознают важность процесса данной проверки и проводимого оценивания (мотивированность на оценивание).
8. В зависимости от примененной науки в оценивании:
- доминирующее педагогическое оценивание, визируя в сущности то, что субъекты усвоили, то, что знают и умеют делать, и какие способности и качества сформировались;
- доминирующее психологическое оценивание относительно психических функций, использованных в учебной деятельности.
- комплексное оценивание констатирует склонности субъекта к учебе, т. е. то, что может делать.
9. В зависимости от поставленного акцента на процесс или систему:
- оценивание процесса: относится к достижениям учащихся;
- оценивание системы: ударение ставится на систему, в которой прово-дится учебный процесс.
10. В зависимости от области:
- оценивание в психомоторной области: способности, склонности, умения;
- оценивание в социо-аффективной области: отношения;
- оценивание в когнитивной области: знания.
11. В зависимости от способа действия результатов:
- количественное оценивание: результаты определяются в зависимости от набранных очков;
- качественное оценивание: результаты не могут быть определены ко-личеством набранных очков.
12. В зависимости от концепции критерия:
- традиционный
- экспериментальный
Таким образом, основной задачей деятельности МСОКО является получение предоставление образовательным учреждениям достаточной информации для оценки уровня и качества подготовки учащихся, полученной следующими методами:
-посредством текущей проверки;
-через экзамены;
-через тестирование;
-через устные пробы;
-через письменные пробы;
-через практические занятия;
-через исследование случая;
-посредством карточек для индивидуальной работы;
-через портофолио;
-через концептуальные карты;
-через исследование;
-посредством текущего наблюдения за поведением;
-посредством рефлексивного журнала;
-с помощью средств обучения, компьютера;
-через планирование и т. д.;
Техника оценивания призввана включать и ориентировать полученную информацию (ответы) в соответствие с поставленными целями и бывает 2-х видов.
- техника формального оценивания, куда относятся:
-техника двойственного выбора:
-техника пар;
-техника множественного выбора,
-техника упорядочения,
-техника краткости ответов,
-техника структурных вопросов,
-техника типа решение задач;
-техника эссе;
-техника опроса мнений,
-техника формального интервью;
- техника неформального оценивания:
-техника вопросов и ответов;
-техника диалога;
-диспута,
-дебатов,
-бесед (для достижения консенсуса);
-полемика,
-техника устного изложения.
Каждая школа создает собственную, уникальную методологическую систему оценивания (специализацию) в рамках модели межшкольного взаимодействия и может проводить неформальное оценивание других школ по их запросам. Результатом такого взаимодействия может быть оценочный баланс между точками зрения разных школ на оцененные результаты, что повысить объективность и практическую применимость полученных данных. При этом школы, участвующие системе МСОКО наравне с классическим опросником (письменно, устно), контрольной работой, диктантом, экзаменом и т. д. должны стремится к использовани современных инструментов оценивания: тест, проект (планирование), портофолио, эссе, творческая или исследовательская работа и т.
Процесс организации межшкольного оценивания представляет собой последовательность следующих этапов:
-определение задач и планирование форм и порядка взаимодействия,
- содержательная и организационная подготовка,
-проведение,
-использование и интерпретация результатов,
- обсуждение и размышление о дальнейшем планировании измрений.
Этап понимания и проектирования (планирования) предполагает прежде всего совместное формулирование целей школой или школами которые выполнять инспекторскую функцию и школой которая заинтересована в такой процедуре. Посредством этого диалога определяется, какими решениями (способами) будут использоваться результаты и цели оценивания, при помощи которых будет выбор между процессом накопления знаний (оценивание с помощью знаний/обучения) и результатом обучения, формулируются поулчаемые эффекты оценивания; определение информации, которая будет получена в ходе сбора в процессе оценивания, а также констатирующие и разъясняющие позиции этой процедуры. Разъясняющая информация служат для описания того, каким должен быть объект оценивания, а констатирующая информация - каким будет на самом деле объект оценивания.
Разъясняющими информациями являются:
- образовательные стандарты, сформулированные в рамках компетен-ции (разъясняющие оценивания).
- императивные цели школ(их сочетание).
- статистические данные (нормы) (например, средний балл класса);
- индивидуальные данные (нормы), (предыдущие результаты учащегося);
Констатирующие информации могут быть:
- наблюдения поведения ученика или выполнения действий;
- прослушивание устного изложения (разговора);
- чтение письменных ответов;
- результаты предыдущего оценивания.
Подготовительный этап осуществляется в ходе диалога школ и предполагает составление и отбор инструментов (способов) оценивания, элементы психологической подготовки субъектов оценивания (учащиеся, дидактические кадры), знакомство субъектов оценивания с целями и критериями оценивания, формулирование системы индикаторов (схем и т. д.).
Все мероприятия по оценке качества школьных результатов обучения проводятся по решению педагогического совета или руководителя дирекции учебного заведения). В конце ступеней образования (начального, среднего, лицейского) в рамках МСОКО может проводится конечное оценивание исключая вступительные экзамены с использованием некоторых критериев с едиными требованиями (ЕГЭ).
В результате деятельности МСОКО появляется возможность ответить на главный вопрос: Зачем школе использовать процедуры независимой внешней оценки МСОКО?
- Для улучшения успехов тех, кого оцениваем;
- Для улучшения механизмов оценивания;
- Для улучшения методов, средств и стратегий оценивания;
- Для сертификации уровня знаний и основных навыков учащихся по завершении ступеней образования.
- Для организации отбора;
- Для изучения успехов и прогресса;
- Для корректировки результатов;
- Для формирования навыков самооценки; |
- Для выявления недостатков или дисфункций и выработки правильной стратегии;
- Для изучения исходной стадии и прогнозирования дальнейших действий.
- Для оптимизации полученных результатов в преподавании, обучении и оценивании;
- Для выработки корректирующих прогрессивных программ в случае неудовлетворительных результатов;
Конечная цель такого оценивания должна дать ответ школе на вопрос - Как дальше улучшить свою деятельность?
Критерии, используемые для оценки обучения, учения, характерных черт и превосходства, образуют комплекс, отражающий различные интересы, нужды и направления. Эти критерии обладают свойством калейдоскопа, так как они не постоянны, но постоянно изменяются, зависят как от изменений учащихся, учителей, так и изменений самой школы. Именно благодаря соприкосновению самых важных интересов учащихся, учителей, родителей, управляющих, начинается диалог между ними и именно это рождает потребность в объективной внешней оценке. Дружественная внешняя инспекции – это процесс, включающий в себя диалог, разработку новых способов видения и действия, этот процесс жизненный и продолжающийся, потому что он располагается в самом ядре школьной образовательной жизни. Взаимооценка это продолжающееся стремление к ясности ситуации, призыв к тому, чтобы подходить критически к некоторым очевидным вещам, понимание того, что это сущность образованного общества, «умной» школы, школы, которая обучает.
Включение в межшкольное взаимодействие, профессиональный диалог и следование ему, неизбежно создает трения между теми, кто непосредственным образом занимается этой работой и вышестоящими политиками. Именно, через процесс взаимообследования и просвещенный диалог (важно, что он осуществляется с поддержкой конструктивных критиков), развивается уверенность в том, что необходимо отделять важное от неважного, необходимо знать, как правильно уступить, когда необходимо пойти на уступку, и как быть творчески разрушительным, когда разрушение действительно необходимо. С такой точки зрения, взаимомооценка является достаточно рискованным делом. Уверенность в качестве работы школы начинается с самой школы, и она требует дополнений в виде обзоров работы школы, осуществляемых посторонними людьми, основной задачей которых является поддержка и увеличение значимости процесса взаимной оценки. Именно в этом заключается самая ценная роль внешней оценки.