Развитие концепции ВСОКО - 548

Созданная и апробированная модель ВСОКО- 548 сегодня предложена в качестве основы сетевого взаимодействия школ в рамках Городской экспериментальной площадки «Эффективное управление образовательными ресурсами школы в условиях сетевого взаимодействия». В составе площадки обледенены следующие образовательные учреждения Южного округа г. Москвы: ГОУ СОШ № 540, 544, 1171, 932, 982, 983, 985, 1451, 1472, 1178, 1158, 936, 1466, 204, МУК № 25, Гимназия № 1582, НОУ «Перспектива», «Премьер».

Развитие процесса организации межшкольной системы оценки качества образования рассматривается как один из важнейших вопросов гарантии качества и эффективности образовательного учреждения. Для руководителей школ, которые включаются в программу межшкольного взаимодействия, результаты учащихся, показывающие их успехи, и качественные показатели учебного процесса и его обеспечение имеют большое стимулирующее значение и практическую пользу. В этом, во многом, и заключается подтекст значимости межшкольной системы оценки качества, в основе которого лежит три основных «логики».

1. Экономическая логика: экономика обучения, модель администрирования и руководства, а также создание системы независимой оценки могут обеспечить сопоставимость затрат результатам обучения.

2. Подотчетная логика: школы отчитываются перед заинтересованным сообществом, родителями, а взамен получают от них общественное доверие, которое оказывается учителям и школьным руководителям.

3. Логика школьного улучшения: наличие процесса критики, диалога и заботы в школе свидетельствует об ее отличной работе.

При этом качество образования всегда описывается в двух значениях - в значениях процесса - услуги и в значениях комплекса свойств, сформированных у выпускника – результата. Следовательно и стратегия межшкольной оценки качества направлена в двух направлениях – взаимооценка результатов обучения и оценка качества составляющих образовательного процесса.

Реализация идей качества и управления качеством в школьной практике имеет ряд трудностей: проблемы качества в образовании решаются в отрыве от всеобщих вопросов качества. Но очевидно, что сложные аспекты качества школьного образования можно исследовать и решить, применяя междисциплинарный подход, используя потенциал и понятийный аппарат педагогики, квалитологии, теории управления, теории систем и учитывая богатый опыт, накопленный в других сферах человеческой деятельности.

Все эти моменты не разделимы, но каждый из них может легко стать превалирующим и движущим мотивом. Если один из мотивов начинает превалировать и нарушается баланс, это, безусловно, сказывается на качестве обучения. Например чрезмерное внимание к правильной отчетности, как элементу демонстрации качественности и результат и процесса, даже в процессе дружественного аудита коллегами, обнаруживает недостаточное профессиональное участие и энергичность учителей. Хотя само по себе школьное улучшение, невозможно без отчетности и достаточного внимания к затраченному времени и возможностям.

Современное улучшение школы, как фактор влияющий на оценку качества определено главными направлениями модернизации школьного образования, среди которых рассматриваются как наиболее существенные:

- разработка и совершенствование школьных стандартов, оптимизация содержания образования по каждой из учебных дисциплин с учетом перехода на профильное обучение, высвобождение времени для развития творческих способностей учеников, усиления практико-ориентированного подхода и функции контроля в обучении;

- стандартизация заданий для формата единого государственного экзамена, которые позволяют выявить уровень формирования общеучебных и ключевых компетенций выпускников;

- введение профильного обучения в старшей школе, при котором личная образовательная траектория обеспечивается не только потенциалом одной конкретной школы, а сетью учреждений;

- модернизация системы педагогического образования и подготовки и переподготовки педагогических и управленческих кадров;

Рассматриваемая система межшкольной оценки качества корреспондируется с положениями федеральной системы ОСОКО и может рассматриваться как ее если не составная, то дополняющая часть. Тем более, что необходимость построения такой научно обоснованной межшкольной системы оценки качества образования подтверждается анализом зарубежного опыта. Чтобы обеспечить соответствующее качество образовательных программ и услуг, объективность контроля и надежность оценивания результатов познавательной деятельности в современных условиях на всех уровнях образования, требуется формирование государственно-общественной системы оценки качеств, действующей независимо от органов управления образованием.

Проблема создания такой системы рассматривается как формирование совокупности организационных и функциональных структур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных достижений школьников, а также выявление факторов, влияющих на образовательные результаты.

Важнейшими задачами такой системы являются:

- осуществление внешней оценки учебных достижений обучающихся на всех уровнях и ступенях образования;

- проведение системного и сравнительного анализа качества услуг, предоставляемых разными учреждениями образования округа;

- обеспечение открытости объективной информации в сфере результатов образовательной деятельности, доступности всем категориям пользователей образовательной статистики;

- проведение сопоставительного мониторинга учебных достижений учащихся, корреспондирование результатов с образовательными достижениями обучающихся других школ, муниципалитетов и регионов в рамках педагогических исследований.

Таким образом, концепция построения межшкольной системы оценки качества (далее МСОКО) основывается на следующих основных принципах: профессионализм, объективность, гласность, прозрачность, справедливость, периодичность, преемственность, подотчетность, непрерывность развития и сотрудничество.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: