Основные компоненты микросреды рассмотрим на рисунке 4.4.
Рис. 4.4. Основные компоненты микросреды
1. Поставщики - это фирмы и отдельные лица, обеспечивающие компанию и ее конкурентов материальными ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг.
2. Маркетинговые посредники - это лица и фирмы, помогающие компании в продвижении, сбыте и распространении ее товаров среди клиентуры.
К ним относятся:
- торговые посредники (фирмы, помогающие компании подыскивать клиентов и непосредственно продавать им ее товар);
- фирмы-специалисты по организации товародвижения (помогают компании создавать запасы своих изделий и продвигать их от места производства до места назначения)
- агентства по оказанию маркетинговых услуг (это фирмы маркетинговых исследований, рекламные агентства, фирмы по производству средств рекламы и консультационные фирмы по маркетингу);
- кредитно-финансовые учреждения (банки, кредитные и страховые компании, помогают фирме финансировать сделки и страховать себя от риска).
|
|
Маркетинговые посредники выполняют четыре основные функции: выявление рынков сбыта; продвижение товаров от производителей к потребителю, обеспечение системы информационных связей; переговоры и передача права собственности.
3. Клиенты. Фирме необходимо тщательно изучать своих клиентов. К типам клиентурных рынков можно отнести следующие виды рынков:
- потребительский рынок - отдельные лица, приобретающие товары и услуги для личного потребления,
- рынок производителей - организации, приобретающие товары и услуги для использования их в процессе производства.
- рынок промежуточных продавцов - организации, приобретающие товары и услуги для последующей перепродажи их с прибылью для себя.
- рынок государственных учреждений - организации, приобретающие товары и услуги либо для последующего их использования в сфере коммунальных услуг, либо для передачи этих товаров и услуг тем, кто в них нуждается.
- международный рынок - покупатели за рубежом страны, включая зарубежных потребителей, производителей.
4. Контактные аудитории - любая группа, которая проявляет реальный или потенциальный интерес к организации или опаивает влияние на ее способность достигать поставленных целей. Различают благотворные и нежелательные по отношению к фирме аудитории.
Благотворная аудитория - группа, интерес которой к фирме носит очень благотворный характер.
Искомая аудитория - та, чьей заинтересованности фирма ищет, но не всегда находит.
Нежелательная аудитория - группа, интереса которой фирма старается не привлекать.
|
|
Типы контактных аудиторий:
- финансовые круги (банки, инвестиционные компании, брокеры, акционеры);
- средства массовой информации;
- государственные учреждения;
- гражданские группы действий (создаются для поддержания контакта фирмы со всеми потребительскими группами);
- местные контактные аудитории (специалист по связям с общественностью);
- широкая публика (ее отношения к товарам и к деятельности фирмы);
- внутренние контактные аудитории (рабочие и служащие компании).
5. Конкуренты. Онивоздействуют на выбор фирмой маркетинговых посредников, поставщиков, формирование ассортимента товаров и на весь комплекс маркетинговой деятельности.
Существуют четыре типа конкурентов в зависимости от способности удовлетворять потребности клиентов:
- желания-конкуренты, т.е. желания, которые потребитель, возможно, захочет удовлетворить;
- товарно-родовые конкуренты;
- товарно-видовые конкуренты, т.е. разновидности одного и того же товара, способные удовлетворить конкретное желание покупателя (например, летние туфли, босоножки, сандалии и т.д.);
- марки-конкуренты, т.е. разные марки одного и того же товара, способные удовлетворить желание.