Пояснительная записка

Государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Архангельский медицинский колледж»

Мурадеева Г.В., Серова С.С., Шандрагулина С.В.

Основы лабораторной

Диагностики

Учебно-методическое пособие

Архангельск 2008


Рецензенты:

Нечаева О.А. – преподаватель терапевтических дисциплин высшей категории ГОУ СПО «Архангельский медицинский колледж».

Юрьева Н.М. – главный внештатный специалист департамента здравоохранения Архангельской области по лабораторной диагностике, врач высшей категории.

Мурадеева Г.В., Серова С.С., Шандрагулина С.В. Основы лабораторной диагностики: Учебно-методическое пособие. – Архангельск: ГОУ СПО «АМК», 2008.

В учебно-методическом пособии рассмотрены основные методы лабораторных исследований, применяемые в современных клинико – диагностических лабораториях в лечебно – диагностическом процессе. Последовательно освещены вопросы по лабораторным методам исследования пациента: общеклиническим, гематологическим, биохимическим и микробиологическим. Пособие содержит рекомендации для самостоятельной внеаудиторной и аудиторной работы студентов по дисциплине.

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с примерной программой дисциплины «Основы лабораторной диагностики», утвержденной МЗ РФ ГОУ, Всероссийским учебно-методическим центром по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию, 2004 по специальности 060109 «Сестринское дело», базовый уровень среднего профессионального образования, квалификация - медицинская сестра.

Учебно-методическое пособие рассмотрено и утверждено на заседании цикловой методической комиссии фармацевтических и лабораторных дисциплин.

© Г.В. Мурадеева, С.С. Серова, С.В. Шандрагулина.

© Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Архангельский медицинский колледж», 2008.

Усл. печ. л. 12,3

Содержание Стр.
1. Введение: Пояснительная записка Регламентирующие документы Тематический план Минимум практических знаний и умений по дисциплине  
2. Учебно-методическое пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:  
Раздел «Гематологические исследования» Тема 1.Гематологические методы исследования: исследование красной крови Информационные материалы Задания для самоподготовки Рекомендуемая литература Эталон ответов  
Тема 2. Гематологические методы исследования: исследование белой крови. Взятие крови на общий анализ Информационные материалы Задания для самоподготовки Рекомендуемая литература Глоссарий терминов по разделу «Гематологические исследования» Эталон ответов  
Раздел «Общеклинические исследования» Тема 3.Общеклинические методы исследования: исследование мочи. Общий анализ мочи Информационные материалы Задания для самоподготовки Рекомендуемая литература   Глоссарий терминов по разделу «Общеклинические исследования» Эталон ответов  
Раздел «Биохимические исследования» Тема 4. Основы биохимических лабораторных исследований. Определение глюкозы в цельной крови Информационные материалы Задания для самоподготовки Рекомендуемая литература Глоссарий терминов по разделу «Биохимические исследования» Эталон ответов  
3. Учебно-методическое пособие для самостоятельной аудиторной работы студентов:  
Раздел «Гематологические исследования» Тема 1.Гематологические методы исследования: исследование красной крови Цели занятия План самостоятельной работы Контрольные вопросы Рекомендуемая литература  
Тема 2. Гематологические методы исследования: исследование белой крови. Взятие крови на общий анализ Цели занятия План самостоятельной работы Контрольные вопросы Ситуационные задачи Рекомендуемая литература Приложения к пособию для самостоятельной аудиторной работы студентов по разделу «Гематологические исследования» Эталон ответов  
Раздел «Общеклинические исследования» Тема 3. Общеклинические методы исследования: исследование мочи. Общий анализ мочи. Цели занятия План самостоятельной работы Ситуационные задачи Контрольные вопросы Приложение Приложение по теме «Общеклинические методы исследования. Исследование мочи на общий анализ»    
Раздел «Биохимические исследования» Тема 4. Основы биохимических лабораторных исследований. Определение глюкозы в цельной крови Цели занятия План самостоятельной работы Контрольные вопросы Рекомендуемая литература Приложение по теме «Биохимические методы исследований»    
Раздел «Микробиологические исследования» Тема 5. Основы микробиологической лабораторной диагностики Цели занятия План самостоятельной работы Контрольные вопросы Информационные материалы    
Тема 6. Основы микробиологической лабораторной диагностики Цели занятия План самостоятельной работы Рекомендуемая литература Информационные материалы Тестовый контроль Приложение к пособию по теме «Основы микробиологической лабораторной диагностики»    
4. Заключение    
5. Приложение Действующие нормативные документы по организации работы клинико – диагностических лабораторий (приказы, ОСТы, методические указания, инструкции)    
6. Список использованных источников    
7. Список условных сокращений    

Введение.

Пояснительная записка.

Лабораторные методы исследования являются методами объективной оценки состава и свойств биологического материала, дают объективные сведения о состоянии здоровья пациента, формируют дифференциально-диагностические критерии, индивидуальныепризнаки патологического процесса, способствуют выработке правильной лечебной тактики и контролируют эффективность лечения.

Лабораторные исследования являются дополнительным методом, одной из важнейших частей обследования пациента. В ряде случаев их данные оказывают решающее значение при постановке диагноза. Самостоятельное значение имеют вопросы подготовки пациента к лабораторным исследованиям, правила техники сбора биоматериала, подлежащего исследованию, знания о влиянии медикаментов на результаты лабораторных исследований.

Для выполнения своих функциональных обязанностей медицинская сестра должна обладать определенным объемом знаний и умений по подготовке пациента к лабораторным клиническим методам исследования. Неправильная подготовка пациента может привести к типичным ошибкам в результатах лабораторных анализов мочи, крови и другого биологического материала.

Специалистам со средним медицинским образованием необходимо иметь представление о современных лабораторных технологиях, их стоимости, структуре лабораторной службы в учреждениях здравоохранения.

Настоящее пособие может содействовать повышению качества сестринского ухода, престижа медицинской сестры. Рекомендуется в качестве учебно-методического пособия по дисциплине «Основы лабораторной диагностики» для студентов базового и повышенного уровня по специальности 060109 «Сестринское дело» и 060101 «Лечебное дело», 060102 «Акушерское дело» медицинских училищ, колледжей, а так же практикующих медицинских сестер.


Дидактические задачи дисциплины:

1. Систематизация знаний по методам исследования состава и свойств биологических материалов при различных заболеваниях, формирование устойчивых навыков применения лабораторных исследований в лечебно - диагностическом процессе.

2. Формирование у студентов ответственности за качество подготовки пациента к лабораторным клиническим методам исследования, от которой зависит постановка диагноза – конечный результат.

3. Осознание студентами своей будущей профессии, так как нарушение правил сбора, хранения и транспортировки биологического материала может явиться серьезной причиной возникновения диагностической ошибки.

4. Овладение умениями выполнять минимум экспресс – исследований, выявлять возможные отклонения от нормы в составе и морфологии биологического материала при физиологических и патологических процессах.

Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной внеаудиторной и аудиторной работы студента по шести темам, соответствующим календарно – тематическому плану.

Занятия проводятся в учебных лабораториях колледжа. Форма занятий: семинарско – практические. Продолжительность: 4 часа. Оценка знаний – контроль усвоения знаний. На семинарско – практических занятиях усвоение теоретического материала закрепляется индивидуальной самостоятельной практической, исследовательской работой студентов.

В предлагаемом учебно-методическом пособии реализуются внутрипредметные и межпредметные связи.

1. Внутрипредметные связи:

- правила подготовки пациента к лабораторным методам исследований

- хранение и доставка исследуемого материала в лабораторию

- выписка направлений на общеклинические, гематологические, биохимические, бактериологические исследования.

- приготовление нативных и окрашенных препаратов для микроскопического исследования

- соблюдение санитарно – противоэпидемического режима при работе с кровью и другими биологическим жидкостями; инфекционная безопасность при работе с заразным материалом

- клиническая оценка результатов исследования биоматериала

- регистрация результатов анализа.

2. Межпредметные связи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: