Государственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
«Архангельский медицинский колледж»
Мурадеева Г.В., Серова С.С., Шандрагулина С.В.
Основы лабораторной
Диагностики
Учебно-методическое пособие
Архангельск 2008
Рецензенты:
Нечаева О.А. – преподаватель терапевтических дисциплин высшей категории ГОУ СПО «Архангельский медицинский колледж».
Юрьева Н.М. – главный внештатный специалист департамента здравоохранения Архангельской области по лабораторной диагностике, врач высшей категории.
Мурадеева Г.В., Серова С.С., Шандрагулина С.В. Основы лабораторной диагностики: Учебно-методическое пособие. – Архангельск: ГОУ СПО «АМК», 2008.
В учебно-методическом пособии рассмотрены основные методы лабораторных исследований, применяемые в современных клинико – диагностических лабораториях в лечебно – диагностическом процессе. Последовательно освещены вопросы по лабораторным методам исследования пациента: общеклиническим, гематологическим, биохимическим и микробиологическим. Пособие содержит рекомендации для самостоятельной внеаудиторной и аудиторной работы студентов по дисциплине.
|
|
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с примерной программой дисциплины «Основы лабораторной диагностики», утвержденной МЗ РФ ГОУ, Всероссийским учебно-методическим центром по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию, 2004 по специальности 060109 «Сестринское дело», базовый уровень среднего профессионального образования, квалификация - медицинская сестра.
Учебно-методическое пособие рассмотрено и утверждено на заседании цикловой методической комиссии фармацевтических и лабораторных дисциплин.
© Г.В. Мурадеева, С.С. Серова, С.В. Шандрагулина.
© Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Архангельский медицинский колледж», 2008.
Усл. печ. л. 12,3
Содержание | Стр. | |
1. Введение: Пояснительная записка Регламентирующие документы Тематический план Минимум практических знаний и умений по дисциплине | ||
2. Учебно-методическое пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов: | ||
Раздел «Гематологические исследования» Тема 1.Гематологические методы исследования: исследование красной крови Информационные материалы Задания для самоподготовки Рекомендуемая литература Эталон ответов | ||
Тема 2. Гематологические методы исследования: исследование белой крови. Взятие крови на общий анализ Информационные материалы Задания для самоподготовки Рекомендуемая литература Глоссарий терминов по разделу «Гематологические исследования» Эталон ответов | ||
Раздел «Общеклинические исследования» Тема 3.Общеклинические методы исследования: исследование мочи. Общий анализ мочи Информационные материалы Задания для самоподготовки Рекомендуемая литература Глоссарий терминов по разделу «Общеклинические исследования» Эталон ответов | ||
Раздел «Биохимические исследования» Тема 4. Основы биохимических лабораторных исследований. Определение глюкозы в цельной крови Информационные материалы Задания для самоподготовки Рекомендуемая литература Глоссарий терминов по разделу «Биохимические исследования» Эталон ответов | ||
3. Учебно-методическое пособие для самостоятельной аудиторной работы студентов: | ||
Раздел «Гематологические исследования» Тема 1.Гематологические методы исследования: исследование красной крови Цели занятия План самостоятельной работы Контрольные вопросы Рекомендуемая литература | ||
Тема 2. Гематологические методы исследования: исследование белой крови. Взятие крови на общий анализ Цели занятия План самостоятельной работы Контрольные вопросы Ситуационные задачи Рекомендуемая литература Приложения к пособию для самостоятельной аудиторной работы студентов по разделу «Гематологические исследования» Эталон ответов | ||
Раздел «Общеклинические исследования» Тема 3. Общеклинические методы исследования: исследование мочи. Общий анализ мочи. Цели занятия План самостоятельной работы Ситуационные задачи Контрольные вопросы Приложение Приложение по теме «Общеклинические методы исследования. Исследование мочи на общий анализ» | ||
Раздел «Биохимические исследования» Тема 4. Основы биохимических лабораторных исследований. Определение глюкозы в цельной крови Цели занятия План самостоятельной работы Контрольные вопросы Рекомендуемая литература Приложение по теме «Биохимические методы исследований» | ||
Раздел «Микробиологические исследования» Тема 5. Основы микробиологической лабораторной диагностики Цели занятия План самостоятельной работы Контрольные вопросы Информационные материалы | ||
Тема 6. Основы микробиологической лабораторной диагностики Цели занятия План самостоятельной работы Рекомендуемая литература Информационные материалы Тестовый контроль Приложение к пособию по теме «Основы микробиологической лабораторной диагностики» | ||
4. Заключение | ||
5. Приложение Действующие нормативные документы по организации работы клинико – диагностических лабораторий (приказы, ОСТы, методические указания, инструкции) | ||
6. Список использованных источников | ||
7. Список условных сокращений |
Введение.
|
|
Пояснительная записка.
Лабораторные методы исследования являются методами объективной оценки состава и свойств биологического материала, дают объективные сведения о состоянии здоровья пациента, формируют дифференциально-диагностические критерии, индивидуальныепризнаки патологического процесса, способствуют выработке правильной лечебной тактики и контролируют эффективность лечения.
Лабораторные исследования являются дополнительным методом, одной из важнейших частей обследования пациента. В ряде случаев их данные оказывают решающее значение при постановке диагноза. Самостоятельное значение имеют вопросы подготовки пациента к лабораторным исследованиям, правила техники сбора биоматериала, подлежащего исследованию, знания о влиянии медикаментов на результаты лабораторных исследований.
Для выполнения своих функциональных обязанностей медицинская сестра должна обладать определенным объемом знаний и умений по подготовке пациента к лабораторным клиническим методам исследования. Неправильная подготовка пациента может привести к типичным ошибкам в результатах лабораторных анализов мочи, крови и другого биологического материала.
|
|
Специалистам со средним медицинским образованием необходимо иметь представление о современных лабораторных технологиях, их стоимости, структуре лабораторной службы в учреждениях здравоохранения.
Настоящее пособие может содействовать повышению качества сестринского ухода, престижа медицинской сестры. Рекомендуется в качестве учебно-методического пособия по дисциплине «Основы лабораторной диагностики» для студентов базового и повышенного уровня по специальности 060109 «Сестринское дело» и 060101 «Лечебное дело», 060102 «Акушерское дело» медицинских училищ, колледжей, а так же практикующих медицинских сестер.
Дидактические задачи дисциплины:
1. Систематизация знаний по методам исследования состава и свойств биологических материалов при различных заболеваниях, формирование устойчивых навыков применения лабораторных исследований в лечебно - диагностическом процессе.
2. Формирование у студентов ответственности за качество подготовки пациента к лабораторным клиническим методам исследования, от которой зависит постановка диагноза – конечный результат.
3. Осознание студентами своей будущей профессии, так как нарушение правил сбора, хранения и транспортировки биологического материала может явиться серьезной причиной возникновения диагностической ошибки.
4. Овладение умениями выполнять минимум экспресс – исследований, выявлять возможные отклонения от нормы в составе и морфологии биологического материала при физиологических и патологических процессах.
Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной внеаудиторной и аудиторной работы студента по шести темам, соответствующим календарно – тематическому плану.
Занятия проводятся в учебных лабораториях колледжа. Форма занятий: семинарско – практические. Продолжительность: 4 часа. Оценка знаний – контроль усвоения знаний. На семинарско – практических занятиях усвоение теоретического материала закрепляется индивидуальной самостоятельной практической, исследовательской работой студентов.
|
|
В предлагаемом учебно-методическом пособии реализуются внутрипредметные и межпредметные связи.
1. Внутрипредметные связи:
- правила подготовки пациента к лабораторным методам исследований
- хранение и доставка исследуемого материала в лабораторию
- выписка направлений на общеклинические, гематологические, биохимические, бактериологические исследования.
- приготовление нативных и окрашенных препаратов для микроскопического исследования
- соблюдение санитарно – противоэпидемического режима при работе с кровью и другими биологическим жидкостями; инфекционная безопасность при работе с заразным материалом
- клиническая оценка результатов исследования биоматериала
- регистрация результатов анализа.
2. Межпредметные связи.