Взаимоотношения беднее, чем лицом к лицу?

Другое преимущество, которое подчеркивает Аннет Дюмениль: часто такая переписка по-настоящему обогащает. Происходит привыкание к различиям, задаются вопросы. «Однажды, — объясняет психолог, — онлайн происходила безобидная дискуссия. Одна из вновь прибывших вдруг рассказала нам, что она заперта в своей комнате. Оказалось, она вела разговор из Саудовской Аравии. Мы очень живо побеседовали о женской доле. Могу сказать, что после этого маленькие француженки перестали жаловаться на то, что они не могут ходить в кино всякий раз, как им этого захочется». Таким образом, он-лайн происходят и очень серьезные разговоры, едва ли возможные в реальной жизни. Аннет Дюмениль вспоминает также случай четырнадцатилетнего подростка, активного участника диалогов на Kazibao, который страдал от рака в финальной стадии. «Мы говорили о его болезни, о страдающем теле, о смерти. Я не знаю, в каких еще обстоятельствах дети смогли бы пообщаться на эту тему».

В Интернете разговаривать гораздо легче. Этот факт постоянно констатирует Николь Вьялла, руководитель отдела коммуникаций в SOS Амитье. Начиная с 1 мая 2001 года это общество проводит эксперимент, «выслушивая» своих респондентов с помощью и-мэйл. Вместо того чтобы звонить по телефону, молодежь может подать сигнал бедствия, послав сообщение по электронной почте благодаря системе, которая гарантирует им анонимность. «Многие молодые люди гораздо более свободно обращаются с компьютером, нежели с телефоном. Их послания очень откровенны. Они бьют прямо в цель. Их проблемы проявляются буквально с первых же слов». Даже самую горькую правду намного легче сказать в Сети. Таким образом, виртуальный мир вовсе не стерилен. В некоторых случаях встречи со свер-


__ _____________________1. Машина для производства зомби

стниками становятся, при всей их деликатности, фактором, способным обогатить и расширить внутренний мир подростка.

Существование настоящих свиданий в Сети подтверждается еще одним исследованием, проведенным американским институтом Pew Internet & American Life Project, опубликованным в конце октября 2001 года5. Тип молодежи, которому посвящено это исследование, назван «cyber groupies». Речь идет о 84% американских пользователей Интернета (90 миллионов человек на момент проведения исследования), которые заявили, что используют Интернет, чтобы войти в контакт с тем или иным сообществом людей или получать от него информацию. 50% этих «киберфанатов» (то есть 42% пользователей) утверждают, что их участие в электронном общении помогло им познакомиться с людьми, которых они ни за что бы не встретили ни при каких других обстоятельствах. Примечательно, что дело вовсе не идет о знакомствах внутри одной социальной среды. Так, 37% «киберфанатов» завязали контакты с людьми другой возрастной группы, а 27% уверяют, что завели знакомства в совершенно отличных «расовых, этнических или экономических» группах. Так что же, Интернет, выходит, представляет собой не что иное, как плавильный котел?

У молодежи эти цифры еще более высоки. Так, среди молодыхлюдей 18—24лет47% опрошенных считают, что Интернет облегчает знакомства с людьми других возрастов; 42% говорят, что с помощью Сети у них появились отношения с представителями других «этнических групп»; и, наконец, 36% утверждают, что познакомились с людьми из другой экономической среды.

В качестве иллюстрации к этому «социализирующему» фактору Сети может служить на первый взгляд убедительное исследование, проведенное во Франции Kazibao и Луи Арри для Madame Figaro. Опрос был проведен в мае

5 Online communit: Networks that nurture long-distance relationships and local ties, 31 octobre 2001.


Дети процессора

2001 года, охватил 2500 молодых людей и показал, что электронная дружба является реал ьностью для 8—16-летних. На вопрос «Вы с кем-нибудь подружились в Интернете?» 25% подростков (от 12 до 16 лет) ответили утвердительно. У младшей группы респондентов (8—11 лет) эта цифра увеличивается до 38%.

Остается узнать, что же именно означает понятие «друг»... Можно ли говорить о «социальности», как говорят исследователи, или же речь идет о некоем эрзаце человеческих отношений? Социолог Паскаль Вейль, анализируя типы общения, появившиеся в цифровую эпоху, выделила «легкую социальность». Это особая форма отношений, которая ни к чему не обязывает, которая обходится без каких бы то ни было последствий. И в самом деле, нет ничего легче, чем выразить сочувствие тому, с кем никогда не увидишься, реальные взлеты и падения которого — лишь пустой звук. Друг в классическом смысле, тот, что разделяет минуты радости и помогает переносить удары судьбы, разве есть у него что-то общее с типом, скрытым под псевдонимом, который заявляет о своем понимании, несмотря на то что ни разу не смотрел вам в глаза?

Такое замечание сформулировал социолог Филипп Бретон, автор серии исследований, посвященных новому типу поведения, порожденному цифровыми технологиями. Его послание совершенно прозрачно: человеческие киберотношения говорят лишь об «иллюзии социальности». Пример? Студент коллежа, упомянутый выше, тот, что страдает от одиночества из-за своей тучности. Смог ли он на самом деле решить проблему интеграции, став звездой на сайте Kazibao? Для Филиппа Бретона ответ будет скорее отрицательным: «Это лишь временное облегчение. Закономерно спросить, не сделает ли это еще более сложной его интеграцию в реальную жизнь?»

Слова социолога особенно пессимистичны в его произведении «Культ Интернета, угроза социальным связям?»6.

6 Philippe Breton, Le Culte de L'Internet, une menace pour le lien social?Editions Ы Decouverte, 2000.


________________,_____________1. Машина для производства зомби

Написанная как реакция на период эйфории в отношении новых технологий (2000 год), эта работа представляет возникшее страстное поклонение им как невысказанное стремление американцев покончить раз и навсегда с настоящими человеческими отношениями. Так ли уж нелепа эта мысль?

Позволим Филиппу Бретону объясниться. Прежде всего, в чем смысл прекращения живых межличностных отношений? Да в том, что это лучший способ отделаться от стесняющего, даже излишнего человеческого тела. «Американское общество, — объясняет Филипп Бретон, — характеризуется отдалением тел. В теле присутствует некая неотделимая от него внутренняя нечистота». А в нашем, в европейском обществе? Он находит в нем значительное отличие: исторически телесная близость воспринималась как данность. В качестве примера он напоминает, что в XVI веке считалось совершенно обычным делом, когда путешественник «арендовал» на ночь место в большой кровати, чтобы переночевать бок о бок с незнакомым ему человеком. Этот факт заставил Эразма написать, что одно из правил искусства жить состоит в том, чтобы не задевать друг друга ночью. Далее, большие семьи зачастую жили в одной комнате, нередко можно было видеть отправление естественных надобностей прямо на улице. «Ситуация Соединенных Штатов совершенно иная, поскольку дистанция между телами там намного больше. Это общество, воспитанное пуританизмом. Тело почти архаично. Это культ мыла. Запахи, волосяной покров почти непереносимы. Отсюда и идея отодвинуть тело на некоторое расстояние». Но как долго продлится эта разница между нашими цивилизациями?

Человеческие отношения без необходимости телесного присутствия, согласно Филиппу Бретону, и есть та утопия, которая питает очарование перед Интернетом. Впрочем, список «преимуществ» виртуального общения этим не ограничивается. С Интернетом исчезает еще одна трудность реальных взаимоотношений: единственность, неизменность личности. Тогда как человеческие отношения

2 Дети процессора


Дети процессора

традиционно требуют определенной константы темперамента и мышления, что вынуждает каждого из нас проделывать некоторую работу над собственной непоследовательностью, разговоры «под ником» находятся на противоположном полюсе. Один и тот же индивид может прикидываться овечкой под классическим идентификатором (например, своим настоящим именем), а затем влезать в шкуру другого, более загадочного персонажа, чтобы высказаться на совсем другие темы. И никто ни за что на свете не сможет установить связи между двумя этими личностями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: