Как мобильный телефон изменяет отношение индивида к группе?

Где-то между опасениями Филиппа Бретона и удачным опытом Натали лежит реальность отношений онлайн: бесплотных, но потенциально обогащающих... при условии что виртуальный мир не затянет вас с головой. В действительности именно избыток отношений он-лайн приводит к некому перекосу. Как напоминает Филипп Бретон, «инструмент не может быть причиной социальности. Интернет — это как бистро: он делает возможным определенный тип отношений, но он не является их причиной. Не следует путать причину и следствие». Эта точка зрения вторит мнению психоанали-


1. Машина для производства зомби

тика Сержа Тиссерона, автора многочисленных произведений о медиа для молодежи. Для него технологические объекты представляют собой создания людей, выдуманные для того, чтобы утолить свое горе вследствие расставания. Мобильный телефон тем не менее изменил одновременно реальные отношения с группой (отныне можно держаться на расстоянии и отвечать на вызов, не рискуя прослыть полным хамом), воображаемые отношения с группой (человек в общем чувствует себя достаточно уверенно, потому что он всегда может к ней присоединиться, нащупав в кармане мобильник, который свяжет его с любимыми существами), отношения к пространству (собеседник должен спросить у него, где он находится в момент разговора, есть ли кто-то рядом или он один) и отношение к интимности (сотовый телефон, как камеры программы «За стеклом», вводит посторонних в нашу ванную комнату или в спальню). Другими словами, социальные затруднения предшествовали технологиям. Последние только разоблачили первые. Впрочем, сотовый в качестве знака социального признания скорее составляет прогресс по отношению к плееру: он требует общения, обмена с другими людьми, тогда как уокмэн приводил к тотальной изоляции в общественном месте.

Интернет не создает изоляции, он ее раскрывает? Возможно, именно вокруг констатации этого факта и располагается сегодня единственный консенсус: исследователи и практики, чьи мнения зачастую расходятся, хотя бы в этом вопросе настроены на одну волну. Аннет Дюме-ниль, которая не рассыпается в похвалах Интернету, тем не менее рассказывает историю ребенка, проводившего все свое время на сайте Kazibao. Удивленная таким явным перебором, она в конце концов стала задавать ему вопросы. Оказалось, что мальчик был сыном чиновников высокого ранга, которые слишком часто отсутствовали дома. «Этот мальчик проводил все свое свободное время наедине с компьютером. Чат стал лакмусовой бумажкой для его проблем».


Дети процессора

«Не станем рассуждать как если бы у этих детей не было родителей, — заключает психолог. — Роль родителей как раз и состоит в том, чтобы присматривать за своим ребенком, наблюдать за тем, какое применение он нашел Интернету *. Настоящая проблема не в существовании Интернета, а в том, что 65% детей впервые знакомятся с ним в одиночку..» Чат сам по себе не настолько опасен. Он даже может стать поводом для глубоких отношений, которые с трудом можно представить в повседневной жизни. Но он также требует некоторого опыта. Натали, хотя и очень довольная теми отношениями, которые она завязала он-лайн, допускает, что ей «понадобилось время, чтобы понять, что за псевдонимами, возникавшими на [ее] мониторе, скрывались люди из плоти и крови». Родители должны взять на себя труд объяснить это ребенку с самого начала, чтобы он не увлекся прогрессирующей «дереализацией» своих собеседников или игрой в многочисленные личности, которая может привести к двойственным отношениям.

* См. приложение 1: «Руководство для встревоженных родителей».


|Q КАК ДВАЖДЫ ДВА

Компьютер и игры делают ребенка идиотом, или способствуют его интеллектуальному развитию?

Семилетний Кевин должен дважды в неделю посещать медико-психо-педагогический центр «Зеленая Мельница» в XVIII округе Парижа, чтобы пройти терапевтические сеансы. Перед тем как отправиться на сеанс, он не может усидеть на месте, натягивает пальтишко еще до того, как его об этом попросят, и не дает покоя матери, поторапливая сборы. Курс лечения вызывает зависть у его приятелей: он играет в «Супер Марио»!

Преподаватель, встревоженный его школьными результатами, настоял, чтобы Кевин встретился с психологом. Кевин — холерический, беспокойный ребенок, он постоянно в движении, и его хватает только на то, чтобы написать свое имя. Он никогда не видел своего отца, а матери удалось вырастить их с сестрой только благодаря RMI *. Малыш и представить себе не мог, что лечение будет заключаться в том, что его усадят за игровую приставку. В первый раз он едва дотащился до кабинета, но сегодня никто не сможет убедитьего отказаться от сеансов. Они растянутся на два или три года, и прогресс не будет ни

* RMI (revenue minimum d'insertion) — денежный минимум, форма социальной помощи, предоставляемой наиболее нуждающимся лицам старше 25 лет в течение 3—12 месяцев, а также по окончании права на пособие по безработице.


Дети процессора

немедленным, ни явным, но у Кевина, как заверяет его терапевт, есть отличные шансы на улучшение координации и способности сконцентрироваться благодаря видеоиграм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: