Применение фильтра второго порядка для определения орбиты стационарного ИСЗ по данным автономных навигационных средств

Автономная система навигации стационарного искусст­венного спутника Земли является весьма перспективной, поскольку она позволяет разгрузить наземный командно-измерительный комп­лекс, и ее функционирование не зависит от исправности наземных навигационных средств. Однако при реализации автономной нави­гационной системы СИСЗ возникает ряд трудностей, связанных с обеспечением требуемой точности определения орбиты. Дело в том, что автономные навигационные средства обладают сущест­венно более низкой точностью и информативностью, чем наземные.. Низкая информативность автономных (бортовых) навигационных средств выражается прежде всего в малой чувствительности изме­ряемых параметров к изменению положения СИСЗ на орбите. Кроме того, соотношения, связывающие измеряемые (навигацион­ные) параметры с компонентами вектора состояния CPIC3, сущест­венно нелинейны. Наличие больших ошибок линеаризации в соче­тании со значительными систематическими и случайными ошибка­ми измерений делает невозможным применение на борту линейного и квазилинейного фильтров Калмана. В частности, если использо­вать для навигации такие параметры, как углы Солнце—СИСЗ — Земля и Полярная Звезда — СИСЗ — Земля (рис. 3.11), то в про­цессе имитационного моделирования обработки информации с по­мощью квазилинейного фильтра Калмана можно наблюдать эффекг «расходимости» процесса оценивания в том смысле, что отклонения: оценок от истинных значений оцениваемых величин возрастают^ В дальнейшем, как это принято в настоящее время при рассмотре­нии задач автономной на­вигации, измеряемые углы: будем называть СОЗ» (Солнце — объект — Земля) и 303 (Звезда — объект—Земля). Расходи­мость процесса оценива­ния иллюстрируется рис. 3.12 и 3.13. На этих рисун­ках приведены графики-изменения апостериорных: дисперсий координат по­ложения СИСЗ в эквато­риальной декартовой си­стеме координат, а также-графики изменения оши­бок оценок, соответствую-

Рис. 3.11. Схема измерений при автономной навигации СИСЗ

Рис. 3.12. Графики измерения апостериорных дисперсий при автономной нави­гации СИСЗ

щие этим дисперсиям. Исходные данные при моделировании были приняты следующими. Априорные среднеквадратичные отклонения компонент вектора состояния в декартовой экваториальной системе координат =10 км, = 20 км, = 10 км, =0,2×10-3 км/с; среднеквадратичные отклонения систематических и случайных ошибок измерения углов принималисв равными 0,9×10-3 рад.

В данной задаче опишем движение СИСЗ в декартовой эквато­риальной системе координат, так как при использовании сфериче­ской системы координат, как это было сделано в разд. 3.2.1, апо­стериорная корреляционная матрица плохо обусловлена. Это оз­начает, в частности, что ее элементы имеют большой разброс по­рядков (до 20 порядков), что приводит к значительным численным ошибкам при вычислении оценок в БЦВМ, имеющей меньшую, по сравнению с универсальной ЦВМ, длину разрядной сетки.

Остановимся на модели движения СИСЗ. В соответствии с [29] уравнения движения СИСЗ в декартовых экваториальных коорди­натах имеют вид

Рис. 3.13. Графики изменения ошибок оценок при автономной навигации СИСЗ

где f - гравитационная постоянная; М — масса Земли; - радиус-вектор СИСЗ; х, у, z — декартовы экваториальные координаты СИСЗ; и — управляющее ускорение.

В уравнениях (3.125)

В этих выражениях — гравитационные ускорения, вызванные нецентральностью и аномалиями гравитационного поля Земли, вторые слагаемые в правой части выражений (3.126) пред­ставляют собой возмущающие ускорения, вызванные притяжением. Луны и Солнца. Индексы i =l, 2 при координатах обозна­чают соответственно координаты Луны и Солнца, — расстояние между i-м возмущающим телом и СИСЗ, — расстояние между i-м возмущающим телом и центром масс Земли. В дальнейшем бу­дем считать ускорения, вызванные нецентральностью и аномалиями: гравитационного поля тяготения Земли, а также притяжением Лу­ны и Солнца, известными точно. Это означает, что как в имитаци­онной модели движения, так и в модели движения, используемой на борту СИСЗ, указанные возмущающие ускорения описываются одинаковыми выражениями и, следовательно, в дальнейшем при: имитационном моделировании процесса автономной навигации их можно не учитывать.

Системе уравнений (3.125) соответствует вектор состояния с компонентами

С учетом этих обозначений система уравнений (3.126) может быть переписана в нормальной форме:

или в векторной форме

где — вектор-функция правых частей системы (3.127). Началь­ные условия для уравнения (3.128)—гауссовский случайный вектор с характеристиками

Математическая модель управляющего воздействия совпадает с моделью, описанной в разд. 3.2.1. В частности, случайная ошибка, реализации управляющего воздействия описывается уравнением (3.64). Опишем математическую модель измерений, осуществляе­мых на борту СИСЗ.

Как уже указывалось, при формировании автономной системы: навигации СИСЗ возможен следующий состав измерений [16]: углы Солнце — объект — Земля и Полярная Звезда — объект — Земля . В соответствии с [34] соотношения для измерений име­ют вид

Для угла соотношение удобно записать в сферической эква­ториальной системе координат (чтобы избежать использования в математической модели прямоугольных координат Звезды):

где —прямое восхождение и склонение звезды; —сфери­ческие координаты СИСЗ.

Измерения, осуществляемые с помощью автономных навигаци­онных средств, искажаются аддитивными ошибками двух типов: быстро и медленно меняющимися (систематическими). Первые представляют собой последовательность статистически независи­мых гауссовских случайных векторов с математическим ожи­данием, равным нулю, и диагональной корреляционной матрицей,, элементы которой в общем случае изменяются от сеанса к сеансу. Вторые — систематические ошибки — рассматриваются как незави­симые гауссовские случайные процессы с нулевыми математически­ми ожиданиями и известными корреляционными функциями.

В частности, если корреляционная функция систематической ошибки имеет вид (3.63), т. е. характеризуется априорной диспер­сией и интервалом корреляции , то ей соответ­ствует уравнение формирующего фильтра вида (3.64). Системати­ческие ошибки образуют l -мерный вектор С. В рассматриваемой за­даче l = 2. В таком случае уравнения формирующих фильтров обра­зуют систему вида (3.70) с начальными условиями

Теперь можно ввести расширенный вектор состояния, насчиты­вающий девять компонент:

Где — вектор, определяемый системой уравнений (3.128), — ошибка реализации управления. Вектору х соответствует стохасти­ческое дифференциальное уравнение

где F(x) — вектор-функция, определяемая правыми частями урав­нений (3.127), (3.64) и (3.70); В —блочная матрица 9×3:

вектор белых шумов.

определяются из (3.70). Начальные условия для (3.131):

x(0) — гауссовский случайный вектор с характеристиками

С учетом введенных выше обозначений соотношения для измерений имеют вид

где — вектор-функция, определяемая правыми частями вы­ражений (3.129) и (3.130). Связь между сферическими координа­тами СИСЗ, входящими в (3.130), и декартовыми координатами СИСЗ, образующими компоненты вектора х, устанавливается с по­мощью соотношений

Как обычно, качество процесса оценивания проверяется с по­мощью имитационного моделирования в соответствии со схемой на рис. 3.2. В качестве алгоритма оценивания принят фильтр второго порядка, описываемый соотношениями (ЗЛ23), (3.124). Имитацион­ное моделирование проводится при различных начальных услови­ях движения, при различных мерных участках, при различных ин­тервалах корреляции систематических ошибок.

Исходные данные имитационного моделирования соответствуют следующему диапазону значений:

1. Длина мерного участка Т (в сутках)

2. Суммарное время работы измерительных средств (в часах на 1 сутки)

3. Математическое ожидание компонент вектора в декар­товой экваториальной системе координат (в км, км/с):

Этим значениям компонент вектора соответствуют следую­щие значения оскулирующих элементов орбиты СИСЗ: период Т = = 86164 с, эксцентриситет е = 0,005, наклонение i = 0,03, долгота восходящего узла = l,3, аргумент перицентра = 0,4, истинная аномалия = 4,3.

4. Априорная корреляционная матрица вектора — диаго­нальная со средними квадратичными отклонениями (в км, км/с):

5. Среднеквадратичное отклонение систематической и случайной ошибок измерения (в угловых секундах) менялись в диапазоне

Характер протекания процессов оценивания представлен на рис. 3.14, где показано изменение апостериорного среднеквадратичного отклонения пе­риода обращения СИСЗ и от­клонения оценки периода от ис­тинного значения .

Рис. 3.14. Процессы оценивания при автономной навигации СИСЗ. Длина мерного участка — 1 сутки:

— участки проведения измерения; — пассивные участки (измерения не прово­дятся)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: