Анализ – деятельность, предпринимаемая для установления пригодности, адекватности, результативности рассматриваемого объекта для достижения установленных целей.
Статистический анализ включает в себя 8 основных этапов:
1. Симптомы
2. Осознание
3. Статистическая разработка материала
4. Действия
5. Контакт
6. Оценка (анализ)
7. Внедрение/Стандартизация
8. Завершение
1 этап Симптомы
1.1 Утрата удовлетворенности потребителей
1.2 Потеря дополнительной ценности потребителя
1.3 Неэффективное использование ресурсов
1.4 Снизился спрос на продукцию или услуги на рынке
1.5 Повысился процент дефектности продукции и услуг в производстве
1.6 Усилились дополнительные требования потребителей на продукцию и услуги
1.7 Увеличилась частота разладок процессов производства
1.8 Увеличились затраты на компенсацию по поручительствам и гарантиям и т.д
2 этап. Осознание
2.1 Собрать как можно больше информации по предполагаемой проблеме (идей, мнений или вопросов)
2.2 Определить форму сбора и регистрации информации, например: диаграмма сродства, метод «мозгового штурма» и т.д.
|
|
2.3 Прогенерировать собранную информацию и принять решение, какую проблему необходимо изучить для повышения эффективности предприятия и т.д.
3 этап. Мобилизация энергии или планирование
3.1 Обозначить проблему для дальнейшего изучения
3.2 Установить сроки начала и окончания проведения работы по изучению проблемы
3.3 Определить необходимые ресурсы для проведения работ по изучению проблемы (трудовые, финансовые, технические, материальные и т.д.)
3.4 Определить конкретных исполнителей работы по изучению проблемы
3.5 Определить и получить необходимые полномочия в период проведения работы по изучению проблемы
3.6 Установить взаимосвязь с цехами, службами и отделами по изучаемой проблеме, в том числе с поставщиками и потребителями
3.7 Получить поддержку в лице руководителей цехов, служб и отделов, поставщиков и потребителей на время проведения работ по изучению проблемы
3.8 Провести разъяснительную работу с работниками цеха, службы, отдела, а также поставщиков и потребителей о необходимости проведения работы по изучению проблемы и т.д.
4 этап. Действия
4.1 Определить значение параметров и характеристик изучаемой проблемы, например:
а) связанные с точностными характеристиками процесса;
б) связанные с использованием процесса по назначению;
в) связанные с ресурсными характеристиками процесса;
г) обобщенные параметры и характеристики процесса;
д) с сертификацией продукции и процесса;
е) стоимостные и затратные показатели и т.д.
4.2 Определить наличие и укомплектованность документации и ее состояние по изучаемой проблеме
|
|
4.3 Провести профилактическую работу по корректировке по изучаемой проблеме
4.4 Выбрать и проверить средства и устройства для мониторинга и измерений
4.5 Установить точки для сбора необходимой информации и оценить их эффективность
4.6 Произвести отбор, измерение и регистрацию исходной информации
4.7 Уточнить достаточность исходной информации для изучения выбранной проблемы
4.8 Осуществить обработку исходной информации графическим или аналитическим методом и т.д
5 этап. Контакт
5.1 Оценить полученные результаты по изучаемой проблеме на разных уровнях (цеха, отдела, службы, предприятия, а также с поставщиком и потребителем)
5.2 Сообщить непосредственным исполнителям процесса полученные результаты
5.3 Осуществить обмен опытом в области использования статистических методов в менеджменте предприятия на разных уровнях по управлению процессами
6 этап. Оценка (анализ)
6.1 Сделать интерпретацию полученных результатов применительно к реальной ситуации работы предприятия
6.2 Сопоставить полученные результаты с требованиями нормативной и технической документации или образцами
6.3 Сделать корректировку полученных результатов с учетом корректировки процесса (при необходимости)
6.4 Решить вопрос, добились ли результатов, которых ожидали в результате проведения работ по изучению проблемы: что оставить как есть, а что следует улучшить или изменить, в каком направлении, в какие сроки, кто должен это сделать, какими силами и средствами
7 этап. Внедрение/Стандартизация
7.1 Принять решение: сохранить или нет полученные результаты в том виде, как они есть
7.2 Осуществить апробацию полученных результатов при решении данной проблемы или других аналогичных проблем
7.3 Принять другое решение по данной проблеме или осуществить повторное изучение с использованием более эффективных методов
7.4 Разработать план мероприятий по реализации полученных результатов или откорректировать процесс
7.5 Провести обучение работников процесса и предприятия в целом по вопросу изучаемой проблемы
8 этап. Завершение
8.1 Завершить работу по изучению данной проблемы, поскольку полученные результаты достаточны и убедительны
8.2 Продолжить работу по изучению данной проблемы, поскольку полученные результаты недостаточны и неубедительны
для принятия решения
8.3 Можно перейти к решению других проблем по использованию статистических методов управления в менеджменте предприятия
Статистические методы бывают двух форм: нечисловые и числовые.
Нечисловые
• метод мозгового штурма
• диаграмма Исикавы
• диаграмма сродства
• диаграмма в виде дерева
• карта процесса
• метод конкурентоспособности
Числовые
• диаграмма Парето
• Контрольный листок
• Контрольная карта
• Карта статанализа
• диаграмма расслоения
• гистограмма
• диаграмма разброса
• оценка точности, стабильности
• оценка воспроизводимости