ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Перечислите виды единиц измерения абсолютных статистических показателей.
2. В каких единицах измерения происходит учет затрат труда на предприятии?
3. В чем состоит особенность применения условных натуральных единиц измерения?
4. Назовите единицы измерения относительных статистических показателей.
5. Назовите виды относительных показателей, построенных в форме относительных величин.
6. Охарактеризуйте взаимосвязь относительных показателей динамики, плана и выполнения плана.
7. Как рассчитываются относительные величины динамики с переменной базой сравнения (цепные)?
8. Опишите порядок расчета относительных величин динамики с постоянной базой сравнения (базисных).
9. Как связаны между собой базисные и цепные относительные величины динамики?
10. Приведите примеры расчета относительных показателей координации и структуры.
11. Чему равна сумма относительных показателей структуры, рассчитанных по одной совокупности?
12. Приведите примеры расчета относительных показателей интенсивности.
|
|
13. Приведите примеры расчета относительных показателей сравнения.
14. Какая основная цель преследуется при использовании относительных
величин уровня экономического развития?
ТЕСТЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Абсолютные показатели могут выражаться:
а) в натуральных единицах измерения;
б) процентах;
в) условно-натуральных единицах измерения;
г) денежных единицах измерения;
д) виде простого кратного отношения (в виде коэффициентов);
е) трудовых единицах измерения.
2. Относительные статистические показатели могут выражаться:
а) в виде простого кратного отношения;
б) процентах;
в) промилле;
г) трудовых единицах измерения;
д) условно-натуральных единицах измерения;
е) денежных единицах измерения.
3. Установите соответствие между показателями и видами относительных величин:
4. Установите соответствие между показателями и видами относительных величин:
5. Установите соответствие между показателями и видами относительных величин:
6. Отметьте виды относительных показателей, которые можно вычислить по следующим данным:
Показатель | 2005 г. | 2006г. |
Численность населения Численность мужчин Численность женщин | 301 520 1 32 667 | 301 670 171 952 |
а) относительный показатель сравнения;
б) относительный показатель координации;
в) относительный показатель интенсивности;
г) относительный показатель структуры;
д) относительный показатель динамики;
е) относительный показатель уровня экономического развития.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1. В базисном периоде фирма продала 200 автомобилей. По плану на текущий период намечалось продать 210 автомобилей. Фактически в текущем периоде было продано 215 автомобилей. Определите относительные показатели плана, выполнения плана и динамики.
|
|
2. В базисном периоде затраты на производство продукции составляли 1200 тыс. руб. В текущем периоде они достигли 1050 тыс. руб. при плане 1110 тыс. руб. Определите относительные показатели плана, выполнения плана и динамики.
3. В отчетном периоде планировалось снизить трудоемкость единицы продукции на 20 часов при уровне базисного периода 300 часов. Фактическая трудоемкость в отчетном периоде составила 290 часов. Определите относительные показатели плана, выполнения плана и динамики.
4. Объем производства конфет «Наташа» планировалось увеличить в 1,15 раза. Фактически объем производства этих конфет увеличился по сравнению с базисным периодом на 17,5%. Определите относительный показатель выполнения плана.
5. Производительность труда в цехе по сравнению с базисным периодом увеличилась на 5%, а по сравнению с планом — на 3,5%. Определите относительный показатель плана.
6. Планировалось повысить успеваемость по статистике на 20%. План был перевыполнен на 4%. Определите относительный показатель динамики.
7. В городе в 2004 г. по сравнению с 2003 г. количество построенных квартир увеличилось в 1,052 раза, в 2005 г. по сравнению с 2004 г. этот показатель увеличился на 6,8%, а в 2006 г. по сравнению с 2005 г. — на 10,5%. Определите, во сколько раз и на сколько процентов увеличилось количество квартир, построенных в 2006 г., по сравнению с 2003 г.
8. Имеются следующие данные о распределении работников, занятых в экономике, по формам собственности в 2005 г.
Определите относительные показатели структуры и координации.
9. На основе приведенных ниже данных о составе экономически активного населения Российской Федерации рассчитайте все возможные относительные показатели.
Численность экономически активного населения, тыс. чел.
Показатель | 2004 г. | 2005 г. |
Экономически активное население* — | ||
всего | ||
мужчины | ||
женщины | ||
в том числе: | ||
занятые в экономике" — всего | ||
мужчины | ||
женщины | ||
безработные — всего | ||
мужчины | ||
женщины | ||
Безработные, зарегистрированные в ор- | ||
ганах государственной службы занято- | ||
сти,— всего | ||
мужчины | ||
женщины | 1 273 | 1 200 |
из них безработные, которым назначено | ||
пособие по безработице,— всего | ||
мужчины | ||
женщины |
10. Имеются следующие данные о составе работающей молодежи по полу и месту проживания:
Показатель | Численность занятых, тыс. чел. | Из них в возрасте, лет | ||
15-19 | 20-24 | 25-29 | ||
Всего занято в экономике Городское население Сельское население Мужчины Женщины | 6930 1747 4606 4071 |
Определите:
· структуру работающей молодежи по полу, возрасту, месту проживания;
· структуру работающей молодежи в городах по возрасту;
· структуру занятых мужчин и женщин по возрасту;
· относительные показатели координации по полу, возрасту, месту проживания работающей молодежи;
· относительные показатели координации по полу и месту проживания лиц в возрасте 20—24 года.