Контрольные вопросы и задания
1. Назовите основные характеристики мышления.
2. В чем выражается взаимосвязь мышления и речи?
3. Расскажите о физиологических основах мышления.
4. Охарактеризуйте основные типы мышления.
5. Что общего и различного между мышлением и восприятием как познавательными процессами?
6. 2. Что такое «понятие» и как оно связано со словом?
7. 3. Почему мышление называют обобщенным познанием мира?
8. Объясните свое понимание опосредованности как характеристики мышления.
9. Как вы понимаете взаимосвязь мышления с другими познавательными процессами?
10. Охарактеризуйте понятие «интеллект». Как связан интеллект с мышлением?
11. Как вы считаете, какие качества ума необходимы для решения нестандартных проблем, нахождения выхода из неординарных ситуаций, отгадывания загадок, шарад, решений кроссвордов?
12. Какие теории и концепции развития мышления вы знаете?
Рекомендуемая литература
1. Веккер Л.М. Психические процессы. В 3-х т. Т. 1. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.
|
|
2. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1 /Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. – М.: Педагогика, 1986.
3. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. «/Под ред. В.В. Давыдова идр. – М.: Педагогика, 1983.
4. Лурия А.Р. Язык и мышление. – М.: Изд-во МГУ, 1979.
5. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2009.
6. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. – М.: Владос, 1998.
7. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.И. Рогов. – М.: Владос, 1995.
8. Психология / Под общ.ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2005.
9. Психология / Под ред. А.А. Крылова. – М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002.
11. Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: Изд-во МГУ, 1979.
Самостоятельная работа №15
ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА
Контрольные вопросы и задания
1. Что такое эмоциональная сфера психики человека?
2. Попробуйте определить основной тон своих эмоциональных состояний.
3. Какие научные основания позволили К.Д. Ушинскому сказать: «Часто, например, человеку кажется, что он бескорыстен, доброжелателен в отношении других людей и искренне любит друзей своих, но пусть он внимательно прислушается к тому, каким звуком отзовется его сердце на новость о неожиданном обогащении или возвышении его друга. Если сердце его издаст звук веселый, то он может заключить, что у него действительно доброе сердце и что он искренно любит своего друга; если же звук этот будет печален, то пусть человек изменит мнение о своем сердце и о своем отношении к друзьям» (Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 2т. -М., 1953. -Т.1.-С. 390).
|
|
4. Напишите небольшую работу на одну из двух тем: «Что такое радость умственного труда младшего школьника?», «Как ввести ребенка в мир сложных человеческих чувств?»
Рекомендуемая литература
1. Валюнас В.К. Психология эмоциональных состояний. – М., 1976.
2. Изард К.Е. Эмоции человека. – СПб.: Питер, 2000.
3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2009.
4. Психология / Под ред. Е.И. Рогова. – М.: Гуманитарный изд. центр Владос, 2005.
5. Рогов Е.И. Азбука психологии: эмоции и воля. – М., 2000.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002.
Самостоятельная работа №16
ВОЛЯ
Контрольные вопросы и задания
1. Перечислите функции воли.
2. Дайте характеристику воли как процесса регулирования поведения.
3. Охарактеризуйте препятствия, которые преодолевает человек, регулируя свои действия, поступки?
4. Какова роль общего развития человека в волевой регуляции его поведения и деятельности?
5. В чем заключается роль дополнительных мотивов и понимания значимости действий в развитии и укреплении волевого поведения?
6. Как вы думаете, каким должен быть внешний контроль со стороны взрослых за учебной деятельностью детей в контексте развития волевой регуляции школьников?
7. Раскройте содержание структурных компонентов волевого акта.
8. Укажите взаимосвязь темперамента человека и воли.
Рекомендуемая литература
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2001.
2. Ильин Е.П. Психология воли. СПб.: Питер, 2000.
3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2009.
4. Рогов Е.И. Азбука психологии: эмоции и воля. – М., 2000.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002.
Самостоятельная работа №17
ТЕМПЕРАМЕНТ
Контрольные вопросы и задания
1. Какими свойствами психической деятельности характеризуется темперамент?
2. Какое сочетание свойств высшей нервной деятельности И.П. Павлов сделал основным в своей характеристике типов темперамента?
3. Может ли темперамент человека испытывать существенные изменения в процессе жизни?
4. Можно ли оценивать темпераменты как «лучшие» и «худшие»? Почему?
5. Что такое динамическая характеристика поведения человека?
6. Попробуйте отыскать среди своих знакомых представителей того или иного темперамента. Легко вам было это сделать?
7. К какому темпераменту вы отнесли бы сами себя и можете ли вы управлять своим поведением?
Рекомендуемая литература
1. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. – Пятигорск, 1990.
2. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. – М., 1988.
3. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М., 1986.
4. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. Тексты.- М., 1982.
5. Психологические проблемы индивидуальности. – М, 1984.
6. Рогов Е.И. Азбука психологии: психология человека. – М., 2000.
7. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. – М., 1988.
8. Симонов П. В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. – М., 1984.
9. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. – М., 1982.
Самостоятельная работа №18
ХАРАКТЕР
Контрольные вопросы и задания
1. Назовите, какие факторы влияют на характер человека?
2. Что выражают черты характера?
3. Чем обусловлены типичные и индивидуальные черты характера людей?
4. Что такое физиогномика?
5. Как формируется характер человека? Каковы пути воспитания характера?
Рекомендуемая литература
1. Ананьев Б.Г. Проблема формирования характера. //Избр. Психол. труды: В 2т. –М., 1980.
2. Левитов Н.Д. Психология характера. – М., 1969.
3. Леонгард К. Акцентуированные личности.- Киев, 1981.
4. Личко А.Е. Психопатии акцентуации характера у подростков. – М., 1977.
5. Ниренберг Д., Калере Г. Читать человека как книгу. – М., 2999.
|
|
6. Рогов Е.И. Азбука психологии: психология человека. – М., 2000.
7. Симонов П. В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. – М., 1984.
Самостоятельная работа №19
СПОСОБНОСТИ
Контрольные вопросы и задания
1. Какова роль способностей в жизни человека?
2. Что способствует развитию способностей?
3. Каковы основные компоненты способностей?
4. Какие способности называют актуальными, а какие – потенциальными?
5. Как вы понимаете взаимосвязь между способностями человека и выбираемой им профессией?
6. Как измерить способности?
7. Кого можно назвать талантливым, а кого – гениальным?
Рекомендуемая литература
1. Айзенк Г. Проверьте свои способности. – М., 1972.
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современногочеловекознания. – М., 1977.
3. Вопросы психологии способностей. – М., 1973.
4. Лейтес И.С. Способности и одаренность в детские годы. – М., 1984.
5. Эфенмсон В.П. Загадка гениальности. – М., 1991.
Самостоятельная работа №20