Психические процесы: мышление

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите основные характеристики мышления.

2. В чем выражается взаимосвязь мышления и речи?

3. Расскажите о физиологических основах мышления.

4. Охарактеризуйте основные типы мышления.

5. Что общего и различного между мышлением и восприяти­ем как познавательными процессами?

6. 2. Что такое «понятие» и как оно связано со словом?

7. 3. Почему мышление называют обобщенным познанием мира?

8. Объясните свое понимание опосредованности как харак­теристики мышления.

9. Как вы понимаете взаимосвязь мышления с другими по­знавательными процессами?

10. Охарактеризуйте понятие «интеллект». Как связан интеллект с мышлением?

11. Как вы считаете, какие качества ума необходимы для ре­шения нестандартных проблем, нахождения выхода из неорди­нарных ситуаций, отгадывания загадок, шарад, решений крос­свордов?

12. Какие теории и концепции развития мышления вы знаете?

Рекомендуемая литература

1. Веккер Л.М. Психические процессы. В 3-х т. Т. 1. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.

2. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1 /Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. – М.: Педагогика, 1986.

3. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. «/Под ред. В.В. Давыдова идр. – М.: Педагогика, 1983.

4. Лурия А.Р. Язык и мышление. – М.: Изд-во МГУ, 1979.

5. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2009.

6. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. – М.: Владос, 1998.

7. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.И. Рогов. – М.: Владос, 1995.

8. Психология / Под общ.ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2005.

9. Психология / Под ред. А.А. Крылова. – М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002.

11. Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: Изд-во МГУ, 1979.

Самостоятельная работа №15

ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое эмоциональная сфера психики человека?

2. Попробуйте определить основной тон своих эмоциональ­ных состояний.

3. Какие научные основания позволили К.Д. Ушинскому ска­зать: «Часто, например, человеку кажется, что он бескорыстен, доброжелателен в отношении других людей и искренне любит друзей своих, но пусть он внимательно прислушается к тому, каким звуком отзовется его сердце на новость о неожиданном обогащении или возвышении его друга. Если сердце его издаст звук веселый, то он может заключить, что у него действительно доброе сердце и что он искренно любит своего друга; если же звук этот будет печален, то пусть человек изменит мнение о сво­ем сердце и о своем отношении к друзьям» (Ушинский К.Д. Со­брание сочинений: В 2т. -М., 1953. -Т.1.-С. 390).

4. Напишите небольшую работу на одну из двух тем: «Что такое радость умственного труда младшего школьника?», «Как ввести ребенка в мир сложных человеческих чувств?»

Рекомендуемая литература

1. Валюнас В.К. Психология эмоциональных состояний. – М., 1976.

2. Изард К.Е. Эмоции человека. – СПб.: Питер, 2000.

3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2009.

4. Психология / Под ред. Е.И. Рогова. – М.: Гуманитарный изд. центр Владос, 2005.

5. Рогов Е.И. Азбука психологии: эмоции и воля. – М., 2000.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002.

Самостоятельная работа №16

ВОЛЯ

Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите функции воли.

2. Дайте характеристику воли как процесса регулирования поведения.

3. Охарактеризуйте препятствия, которые преодолевает человек, регулируя свои действия, поступки?

4. Какова роль общего развития человека в волевой регуля­ции его поведения и деятельности?

5. В чем заключается роль дополнительных мотивов и пони­мания значимости действий в развитии и укреплении волевого поведения?

6. Как вы думаете, каким должен быть внешний контроль со стороны взрослых за учебной деятельностью детей в контексте развития волевой регуляции школьников?

7. Раскройте содержание структурных компонентов волевого акта.

8. Укажите взаимосвязь темперамента человека и воли.

Рекомендуемая литература

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2001.

2. Ильин Е.П. Психология воли. СПб.: Питер, 2000.

3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2009.

4. Рогов Е.И. Азбука психологии: эмоции и воля. – М., 2000.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002.

Самостоятельная работа №17

ТЕМПЕРАМЕНТ

Контрольные вопросы и задания

1. Какими свойствами психической деятельности характеризуется темперамент?

2. Какое сочетание свойств высшей нервной деятельности И.П. Павлов сделал основным в своей характеристике типов темперамента?

3. Может ли темперамент человека испытывать существенные изменения в процессе жизни?

4. Можно ли оценивать темпераменты как «лучшие» и «худ­шие»? Почему?

5. Что такое динамическая характеристика поведения чело­века?

6. Попробуйте отыскать среди своих знакомых представите­лей того или иного темперамента. Легко вам было это сделать?

7. К какому темпераменту вы отнесли бы сами себя и можете ли вы управлять своим поведением?

Рекомендуемая литература

1. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. – Пятигорск, 1990.

2. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. – М., 1988.

3. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М., 1986.

4. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. Тексты.- М., 1982.

5. Психологические проблемы индивидуальности. – М, 1984.

6. Рогов Е.И. Азбука психологии: психология человека. – М., 2000.

7. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. – М., 1988.

8. Симонов П. В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. – М., 1984.

9. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. – М., 1982.

Самостоятельная работа №18

ХАРАКТЕР

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите, какие факторы влияют на характер человека?

2. Что выражают черты характера?

3. Чем обусловлены типичные и индивидуальные черты ха­рактера людей?

4. Что такое физиогномика?

5. Как формируется характер человека? Каковы пути воспи­тания характера?

Рекомендуемая литература

1. Ананьев Б.Г. Проблема формирования характера. //Избр. Психол. труды: В 2т. –М., 1980.

2. Левитов Н.Д. Психология характера. – М., 1969.

3. Леонгард К. Акцентуированные личности.- Киев, 1981.

4. Личко А.Е. Психопатии акцентуации характера у подростков. – М., 1977.

5. Ниренберг Д., Калере Г. Читать человека как книгу. – М., 2999.

6. Рогов Е.И. Азбука психологии: психология человека. – М., 2000.

7. Симонов П. В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. – М., 1984.

Самостоятельная работа №19

СПОСОБНОСТИ

Контрольные вопросы и задания

1. Какова роль способностей в жизни человека?

2. Что способствует развитию способностей?

3. Каковы основные компоненты способностей?

4. Какие способности называют актуальными, а какие – потенциальными?

5. Как вы понимаете взаимосвязь между способностями че­ловека и выбираемой им профессией?

6. Как измерить способности?

7. Кого можно назвать талантливым, а кого – гениальным?

Рекомендуемая литература

1. Айзенк Г. Проверьте свои способности. – М., 1972.

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современногочеловекознания. – М., 1977.

3. Вопросы психологии способностей. – М., 1973.

4. Лейтес И.С. Способности и одаренность в детские годы. – М., 1984.

5. Эфенмсон В.П. Загадка гениальности. – М., 1991.

Самостоятельная работа №20


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: