Положения, выносимые на защиту

1. Динамика становления ПВК практических психологов в процессе профессиональной деятельности представляет собой процесс накопления и укрепления функциональных качеств особого порядка и представляет собой поэтапный процесс: I-й этап: определение цели посредством решения профессиональных задач в условиях организации и трудового поста; II-й этап: самооценка эффективности опыта практической деятельности и своих личностных качеств; III-й этап: совершенствование профессиональной компетентности и ПВК; IV-й этап: развитие самостоятельного выбора способов и методов повышения профессиональной компетентности и ПВК.На I-м этапе практические психологи осваивают деятельность под руководством наставника и осуществляют наработку первичных навыков и умений. ПВК находятся на низком уровне развития.На II-м этапе практические психологи самостоятельно оценивают и корректируют свои действия на основе индивидуального опыта. ПВК получают дальнейшее развитие и находятся на среднем уровне.На III-м этапе практические психологи свободно ориентируются в профессиональных способах и технологиях осуществления психологической помощи, формируя индивидуальный стиль деятельности. Структура ПВК изменяется, а их содержание обогащается.На IV-м этапе практические психологи имеют высокую степень профессионального мастерства, могут выступать в различных ролях (заказчика, исполнителя, консультанта, эксперта и т.п.) в рамках своей специализации. Ведущие ПВК на данном этапе находятся на высшем уровне развития. Практические психологи переходят к системе ПВК, основанной на личном опыте.

2. Структура ПВК практических психологов представляет собой своеобразную «пирамиду»:

- нижним «ярусом» которой являются свойства индивидуальности (темперамент): эргичность психомоторная (ЭРМ); пластичность психомоторная (ЭМ); эргичность коммуникативная (ЭРК); скорость психомоторная (СМ); скорость коммуникативная (СК); эргичность интеллектуальная (СИ);

- средним «ярусом» являются личностные характеристики: ответственность; обязательность; исполнительность; порядочность; честность; доброжелательность; бескорыстие;

- верхний «ярус» составляют профессиональные качества: коммуникативная компетентность; наблюдательность; эмпатия; интуиция; стиль мышления.

3. Модель становления ПВК практических психологов представляет собой системный и многогранный процесс, испытывающий на различных этапах влияние факторов положительной и отрицательной модальности.

4. На различных этапах профессионального становления прослеживаются процессы стагнации и регресса некоторых ПВК. Основными источниками (причинами) данных явлений является наличие факторов трудовой деятельности, негативно влияющих на динамику становления ПВК. Среди них: организационно-экономические; социальные характеристики деятельности; рабочие характеристики деятельности.

5. Организация оптимальных условий профессиональной деятельности, а именно: запрет на привлечение практических психологов к выполнению должностных обязанностей специалистов других профессий; прикрепление молодого специалиста к наставнику; обязательный учет специализации психологов; организация процесса обучения и повышения квалификации специалистов; обеспечение специально организованным рабочим пространством в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оказанию психологической помощи; соблюдение норм рабочей нагрузки способствующих нейтрализации негативных организационно-экономических и социальных факторов и обеспечивающих оптимальную динамику становления ПВК практических психологов.

6. Разработанная программа по формированию у руководителей навыков организации оптимальных условий трудовой деятельности путем опосредованного влияния на динамику становления ПВК практических психологов доказала свою эффективность и может быть использована в различных организациях, имеющих в своей структуре психологическую службу.

Структура диссертации. Работа состоит из Ведения, трех глав, Заключения, библиографического списка и 7 Приложений. Библиография включает 221 источник на русском и иностранном языках. В работе имеется 15 рисунков, 23 таблицы. Объем диссертации составляет 197 страниц.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, определяются цель, предмет, объект исследования, формулируются задачи и основные гипотезы, указываются применяемые методы и этапы исследования, раскрываются научная новизна и практическая значимость работы, сформулированы положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Теоретико-методологические основы изучения профессионально важных качеств специалистов» посвящена анализу эволюции взглядов отечественных и зарубежных ученых на сущность, структуру и содержание ПВК. Выявлено, что изначально ПВК представлялись системой качеств и особенностей, а не совокупностью отдельно взятых характеристик субъекта, участвующих в выполнении деятельности. До настоящего времени в современной психологической литературе нет единого подхода к обозначению профессиональных качеств человека труда. Анализ отечественных психологических словарей (электронный ресурс) показывает, что в большинство из них понятие ПВК не входит. Результаты изучения исторического аспекта исследований ПВК и сходных феноменов представлен в Таблице 1. Содержательный анализ того, что понималось авторами в том или ином определении, еще раз показал, что нет единства и ясности в понимании феномена ПВК. Так, весь спектр рассуждений на эту тему можно свести к нескольким подходам: общенаучному, профессиологическому (характеристики субъекта деятельности), смешанному и собственно психологическому. В каждом из этих подходов речь идет не о конкретике качеств человека труда, а об источниках (набора источников) их становления, развития и функционирования у специалистов вообще. Такое обобщенное толкование явления, по всей вероятности, способствовало тому, что в современной научной литературе чаще всего стало использоваться словосочетание «ПВК». Другие выражения типа ПЗК, ПЦК и др. можно оценивать как синонимы. Популярности этих выражений сопутствует и сложность их содержательного наполнения.

Таблица 1

Эволюция взглядов на ПВК

Название профессионального качества Год Автор
ПЗК (профессионально значимое качество) Конец ХIХ в. П.Ф. Каптерев
ПВП (профессионально важный признак)   С.Г. Геллерштейн
Качества   Е.Э.Смирнова
ПВС (профессионально важные свойства)   М.А. Дмитриева, А.А. Крылов, А.И. Нафтульев
ППС (психические профессиональные способности)   К.К. Платонов
ПВК (профессионально важные качества)   В.Д. Шадриков
ПВФ (профессионально важные функции)   В.И. Медведев
ПЦК (профессионально ценные качества)   Е.А. Климов
Индивидуально личностные особенности   М.В. Клищевская,Г.Н.Солнцева

Анализ немногочисленных зарубежных научных трудов по прикладной психологии, известных в России, свидетельствует о том, что идеи зарубежных ученых-психологов, таких как В. Штерн Г. Мюнстерберг, В. Бернари, О. Липман и многих других, оказали существенное влияние на развитие мировой психологии, а их труды были известны в разных странах, в том числе и в России. Но они не получили целостного и глубокого систематического анализа в литературе по изучению ПВК.

В современной отечественной психологической литературе под ПВК принято понимать любые качества субъекта, включенные в процесс деятельности и обеспечивающие эффективность ее выполнения по параметрам производительности, качеств труда и надежности. С этой точки зрения ПВК могут выступать свойства нервной системы, свойства психических процессов, особенностей личности, характеристики направленности, знания и убеждения.

В настоящее время фиксируются различные подходы к содержательному наполнению понятия ПВК. Это содержательное наполнение можно структурировать на общенаучное, профессиологическое, смешанное и собственно психологическое. Во всех вышеперечисленных подходах фактически нет места исследованиям качеств, которые сопутствуют «гуманитарным профессиям». Тому есть объективные и субъективные причины. Объективная причина – малоизученность данной области, обусловленная сдерживающими факторами в развитии психотехники вообще. Субъективная причина заключаются в том, что ПВК изначально рассматривались в рамках технических профессий. Обобщая работы, посвященные исследованию ПВК, можно сделать вывод о том, что профессиональную деятельность практического психолога трудно себе представить без наличия коммуникативных свойств, эмпатии, интуиции, эмоциональной (нервно-психической) устойчивости, высоких морально-нравственных свойств и др. В этой связи, представляется целесообразным исследовать ПВК практического психолога в рамках профессиологического подхода с элементами изучения личностных свойств, которые, по нашему мнению, являются своеобразным «базисом» ПВК практических психологов и предопределяют выбор помогающей профессии. По сути дела, таким образом, строилась работа в исследованиях структуры ПВК В.Д. Шадрикова, А.В. Бодрова, В.Л. Марищука Е.А. Климова.

Во второй главе «Эмпирическое исследование динамики становления профессионально важных качеств практических психологов» представлены основные результаты эмпирического исследования ПВК практических психологов, схема, процедуры исследования и использованный аппарат математической статистики. Уточнено понятие ПВК практических психологов, доказывается практическая значимость выделения данного понятия. Обозначена сущность, состав и структура ПВК практических психологов.

Исследование ПВК проводилось на основе анализа функций, которые выполняет практический психолог в текущей деятельности предприятия, воинской части, школы, детского сада и т.д. Источником получения информации о таких функциях является психологическая служба и процесс психологического обеспечения в деятельности специалиста. Ведомственные психологические службы в своей работе опираются на нормативную базу, которая включает положения, руководства, приказы, должностные инструкции психологов. Следовательно, репрезентативная выборка этих нормативных документов и их изучение позволили уточнить характер и направленность функций (должностных обязанностей) психологов. В свою очередь, анализ функций дал возможность выделения соответствующих им ПВК. Всего проанализировано 203 документа нормативно-правовой базы практических психологов по ряду регионов РФ, а также некоторым странам СНГ.

Изучение функциональных обязанностей с выделением соответствующих дифференцирующих признаков проводилось на основе контент-анализа.

Качественному анализу подверглись функции, отраженные в должностных обязанностях практических психологов и получившие сравнительно высокие количественные оценки. Для этого был использован метод экспертно-групповой оценки значимой функции и определения соответствующих ей ПВК психолога. Итогом экспертно-группового исследования стало выделение 11 функций, которые частично или полностью содержательно совпали с результатами, полученными в ходе контент-анализа. В дальнейшем экспертам было предложено выбрать ПВК, используемые практическими психологами в процессе профессиональной деятельности из «Перечня основных профессионально важных качеств, используемых при составлении аналитической профессиограммы» (модификация разработки Е.М. Ивановой). Результаты выбора функции и оценки соответствующего ей ПВК регистрировались по семибальной шкале Шиана, предназначенной для оценки яркости (четкости) представлений по всем модальностям, градация которой определена словесно, проранжирована и модифицирована нами для оценки ПВК практических психологов. В итоге экспертами-психологами были выделены 16 основных ПВК практического психолога: специальные знания (высшее психологическое образование); практические умения (категория); профессиональный и жизненный опыт (стаж работы, возраст); эмпатия; коммуникативная компетентность; наблюдательность; интуиция; свойства индивидуальности; стиль мышления; ответственность; обязательность; исполнительность; порядочность; честность; доброжелательность; бескорыстие. Эти ПВК были условно разделены на неспецифические и специфические. Специфические ПВК подверглись качественной оценке с помощью психодиагностических методик, направленных на определение уровня выраженности вышеперечисленных ПВК.Для отслеживания динамики становления ПВК были обследованы практические психологи на различных этапах профессионального становления в соответствии с периодизацией В.Д. Шадрикова: вхождения в деятельность, первичной профессионализации; стабилизации; вторичной профессионализации. А также исходя из Положения «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», отраженного в Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 24 марта 2010 г. № 209, а также в соответствии с методическими рекомендациями Т.В. Ждановой. Испытуемые были условно разделены на 4 группы: 1-ю группу составили практические психологи с высшим психологическим образованием, специализацией и имеющие опыт практической деятельности не более 3 лет (52 чел.); 2-ю группу составили практические психологи с высшим психологическим образованием, специализацией, повышением квалификации, имеющие II-ю категорию и опыт практической деятельности 4-6 лет (52 чел.): 3-ю группу составили практические психологи с высшим психологическим образованием, специализацией, повышением квалификации, имеющие I-ю категорию и опыт практической деятельности 7-9 лет (51 чел.); 4-ю группу составили практические психологи с высшим психологическим образованием, специализацией, имеющие как минимум 2 повышения квалификации, высшую категорию и опыт практической деятельности более 10 лет (54 чел.).

Анализ полученных данных позволил сделать вывод о том, что профессиональное становление практических психологов предполагает изменение уровня выраженности ПВК на различных этапах профессионального становления. Наглядно динамика становления ПВК в послевузовском профессиогенезе выглядит следующим образом (Рисунок 1). I-й этап включает в себя овладение целями и задачами деятельности (опыт работы до 3 лет). Практический психолог осваивает деятельность, исходя из должностной инструкции, под руководством наставника и осуществляет наработку первичных навыков и умений. На этом этапе ПВК практических психологов находятся в «зачаточном» состоянии. ПВК, необходимые для выполнения профессиональной деятельности (коммуникативная компетентность, эмпатия, наблюдательность, интуиция, стиль мышления), находятся на низком уровне развития. На первый план выступают личностные ПВК, число которых ограничено (доброжелательность, честность, бескорыстие), а также ряд свойств темперамента (эргичность психомоторная, пластичность психомоторная, скорость психомоторная).

Рис. 1. Динамика развития ПВК практических психологов на I, II, III и

IV-м этапах профессионального становления

II-й этап: самооценка эффективности опыта практической деятельности и своих личностных качеств. Практический психолог самостоятельно оценивает и корректирует свои действия (опыт работы 3-7 лет). Из Рисунка 1 видно, что на II-м этапе уровень развития большинства ПВК находится на среднем уровне развития. На данном этапе, по мере приобретения индивидуального опыта, происходит развитие ПВК первого этапа. Возрастает роль личностных ПВК таких как: порядочность, доброжелательность. Большинство свойств индивидуальности по мере адаптации к условиям труда частично стабилизируется. III-й этап: совершенствование профессиональной компетентности и ПВК. Практический психолог свободно ориентируется в профессиональных способах и в технологиях осуществления психологической помощи (опыт работы 7-10 лет). На этом этапе ПВК практических психологов находятся в состоянии «разворачивания». На первый план выступают ПВК, необходимые для выполнения профессиональной деятельности (коммуникативная компетентность, интуиция) и большинство личностных ПВК (ответственность, обязательность, исполнительность, порядочность, доброжелательность, бескорыстие), в то время как часть ПВК уходит на задний план (честность). Свойства темперамента (эргичность психомоторная, пластичность психомоторная, эргичность коммуникативная, скорость психомоторная, скорость коммуникативная, эмоциональность интеллектуальная) стабилизируются. При этом деятельность практического психолога начинает реализовываться в индивидуальном способе ее выполнения. Практический психолог обращает больше внимания на планирование и прогнозирование профессиональной деятельности по сравнению с ее выполнением. IV-й этап: развитие самостоятельного повышения профессиональной компетентности и ПВК. Практические психологи отличаются высокой степенью профессионального мастерства, могут выступать в различных ролях (заказчика, исполнителя, консультанта, эксперта и т.п.) в рамках своей специализации (опыт работы 10 и более лет). ПВК практических психологов находятся в состоянии максимального «раскрытия». ПВК, необходимые для реализации профессиональной деятельности, находятся на уровне совершенства. При этом происходит смена приоритетности некоторых ПВК. Практические психологи переходят к индивидуальной системе ПВК, основанной на личном опыте. На первый план выступают ПВК, необходимые для выполнения профессиональной деятельности (наблюдательность, эмпатия, интуиция, стиль мышления) и большинство личностных ПВК (ответственность, обязательность, исполнительность, порядочность, доброжелательность), в то время как часть ПВК уходит на задний план (честность). Свойства темперамента (эргичность психомоторная, пластичность психомоторная, эргичность коммуникативная, скорость психомоторная, скорость коммуникативная, эмоциональность интеллектуальная) стабилизируются и приобретают статичный характер, в соответствии с профессиональными требованиями.

Таким образом, ПВК практических психологов, как функциональные образования, меняются в процессе профессионального становления. Под влиянием требований деятельности они видоизменяются, приходят в движение и приспосабливаются к этим требованиям. Все вышесказанное обусловлено требованиями и особенностями профессиональной деятельности. По мере достижения профессионального мастерства и усложнения содержания деятельности, ее успешная реализация возможна только при наличии высокого уровня развития определенных ПВК. Из сопоставления отдельных ПВК по уровню развития следует, что в процессе освоения профессии происходит смена доминирующих качеств, т.е. на разных этапах профессионального становления разные качества имеют максимальный (минимальный) уровень развития. В ходе профессионализации изменяется компонентный состав структуры ПВК. Исследование показало, что полная профпригодность наступает по прошествии 10 лет профессиональной деятельности.

Анализ динамики становления основных ПВК практических психологов в ходе их профессионального становления позволил определить структуру ПВК. По нашему мнению, структура ПВК практических психологов представляет собой своеобразную «пирамиду» (Рис. 2). Нижним «ярусом» являются врожденные свойства индивидуальности (темперамент), которые являются своеобразным «базисом» ПВК практических психологов и относятся к способностям (эргичность коммуникативная, эргичность интеллектуальная, эргичность психомоторная, пластичность психомоторная, скорость психомоторная, скорость коммуникативная). Средний «ярус» «пирамиды» надстраивается над нижним и

Личностные особенности Ответственность, обязательность, исполнительность, порядочность, честность, доброжелательность, бескорыстие  
Профессиональные качества Коммуникативная компетентность, наблюдательность, эмпатия, интуиция, стиль мышления  


Свойства индивидуальности (темперамент) Эргичность психомоторная (ЭРМ), пластичность психомоторная (ПМ), эргичность коммуникативная (ЭРК), скорость психомоторная (СМ), скорость коммуникативная (СК), эргичность интеллектуальная (СИ)    

Рис. 2. Структура ПВК практических психологов

составляет личностные особенности (ответственность, обязательность, исполнительность, порядочность, честность, доброжелательность, бескорыстие). Эти качества, полученные в процессе воспитания, надстраиваются над врожденными свойствами индивидуальности (темперамента), что, по нашему мнению, впоследствии предопределяет выбор помогающей профессии. Верхний «ярус» «пирамиды» надстраивается над средним и составляет профессиональные качества. Данные качества формируются в процессе обучения в вузе и получают дальнейшее развитие в ходе послевузовского профессиогенеза. Это качества, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности практических психологов (коммуникативная компетентность, наблюдательность, эмпатия, интуиция, стиль мышления). Объединяясь, они образуют целостную структуру личности практического психолога, которая развивается в процессе профессионального становления.

В третьей главе «Оптимизация становления профессионально важных качеств практических психологов» представлены: модель становления ПВК практических психологов, факторыпрофессиональной деятельности, влияющие на динамику становления ПВК практических психологов, программа реализации оптимальных условий становления ПВК практических психологов.

Исследование динамики становления и выделение структуры ПВК послужило предпосылкой для проектирования модели становления ПВК практических психологов. При построении модели становления ПВК практических психологов мы учитывали результаты теоретических и экспериментальных исследований, выполненных отечественными и зарубежными авторами, а также результаты собственных исследований. Исходя из этого модель становления ПВК практических психологов представляет собой системную взаимосвязанную и взаимообусловленную композицию, которая может быть представлена 7 основными блоками (Рис. 3). Социальный заказ раскрывает содержание деятельности практических психологов, отраженных в руководящих документах (должностные обязанности практических психологов, положения о психологической службе, приказы и т.д.). Структура ПВК практических психологов представлена в виде «пирамиды», нижний «ярус» которой составляют свойства индивидуальности, являющихся своеобразным «базисом» ПВК практических психологов. Средний «ярус» «пирамиды» включает личностные особенности, приобретенные в процессе воспитания. Верхний «ярус» представлен собственно профессиональными качествами, которые формируются в процессе обучения в вузе и получают дальнейшее развитие в ходе послевузовского профессиогенеза. Организационно-экономические и социальные характеристики деятельности раскрывают факторы социального характера, влияющие на динамику становления ПВК практических

СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ (должностные обязанности, положения и т.д.)  
СТРУКТУРА ПВК  
Организационно-эконо-мические и социальные характеристики деятельности -структура (взаимосвязи, источники информации др.); - управление (формы подчинения, степень автономности и др.); -стимулы труда (моральные, материальные); - социальные факторы (статус, ролевые отношения и др.); -служба персонала(отбор, подготовка, продвижение)    
Профессиональные качества коммуникативная компетентность, наблюдательность, стиль мышления, эмпатия, интуиция  
Рабочие характеристики деятельности -содержание труда (задачи,способы решения, критерии оценки и др.); - средства труда (адекватность задачам,эргономичность и др.); -санитарно-гигиеничесие условия(вредность,помехи); -социальные условия (психологический климат, конфликты); -организация процесса труда (рабочая нагрузка)    
Личностные особенности ответственность, обязательность, исполнительность, порядочность, доброжелательность, бескорыстие честность,  
Свойства индивидуальности (темперамент) эргичность психомоторная (ЭРМ), пластичность психомоторная (ПМ), эргичность коммуникативная (ЭРК), скорость психомоторная (СМ), скорость коммуникативная (СК), эргичность интеллектуальная (ЭИ)    
Индивидуальные характеристики деятельности -профессиональные (подготовленность, опыт и др.); -морально-нравственные и организационные(ответственность, инициативность и др.); -психологические (мотивационные, эмоционально-волевые, когнитивные и др.); -физиологические (уровень функциональных резерврвов, состояние здоровья и др.); -профессиональное сознание (рефлексия)    
ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ  
I ЭТАП
IV ЭТАП
III ЭТАП
II ЭТАП
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ПВК
низкий
высокий
средний


Рис. 3. Модель становления ПВК практических психологов

психологов: структура (взаимосвязи, источники информации и др.); управление (формы подчинения, степень автономности и др.); стимулы труда (моральные, материальные); социальные факторы (статус, ролевые отношения и др.); служба персонала (отбор, подготовка, продвижение). Рабочие характеристики деятельности раскрывают факторы экологического и профессионального характера, влияющие на динамику становления ПВК практических психологов: содержание труда (задачи, способы решения, критерии оценки и др.); средства труда (адекватность задачам, эргономичность и др.); санитарно-гигиенические условия (вредность, помехи); социальные условия (психологический климат, конфликты); организация процесса труда (рабочая нагрузка). Индивидуальные характеристики деятельности раскрывают факторы психологического характера, влияющие на динамику становления ПВК практических психологов: профессиональные (подготовленность, опыт и др.) морально-нравственные и организационные (ответственность, инициативность и др.); психологические (мотивационные, эмоционально-волевые, когнитивные и др.; физиологические (уровень функциональных резервов, состояние здоровья и др.); профессиональное сознание (рефлексия). Этапы профессионального становления раскрывают эволюцию структуры ПВК практических психологов. Уровень развития ПВК (низкий, средний и высокий) включает параметры и характеристики ПВК практических психологов.

Модель становления ПВК практических психологов ярко демонстрирует влияние факторов положительной и отрицательной модальности на динамику становления ПВК практических психологов. Результаты эмпирического исследования показали, что динамика становления ПВК практических психологов сопровождается процессами стагнации и регресса. Причинами данных явлений могут быть факторы профессиональной деятельности, негативно влияющие на динамику становления ПВК практических психологов.

В ходе исследования (анкетирования) этих негативных факторов приняли участие 32 практических психолога, находящиеся на II-м этапе профессионального становления. Получены следующие результаты. Все участники исследования (100%) указали на то, что руководители организаций привлекают их к выполнению должностных обязанностей специалистов других профессий. У 80% отсутствует наставник. 65% указали на высокую рабочую нагрузку, а 63% на отсутствие учета специализаций практических психологов. Более половины участников исследования (53%) указали на отсутствие возможности повышения профессиональной компетентности, 50% - на прямое подчинение специалисту другой профессии. Еще примерно половина считает, что в организациях отсутствуют специально оборудованные рабочие пространства для оказания психологической помощи.

В исследовании проанализирован опыт по оказанию психологической помощи лицам, имеющим последствия негативного влияния факторов рабочей среды на состояние субъекта труда, а, следовательно, и их влияния на динамику становления ПВК. Установлено, что разработанные программы направлены на коррекцию уже имеющихся у субъектов труда последствий влияния негативных факторов рабочей среды. На наш взгляд работа в данном направлении должна быть направлена на психологическую профилактику, т.е. устранение негативных факторов трудовой деятельности. Именно поэтому была разработана программа по созданию оптимальных условий трудовой деятельности для совершенствования динамики становления ПВК практических психологов.

Исследовательская практика с практическими психологами свидетельствуют о том, что большинство руководителей не уделяет должного внимания обеспечению их эффективной профессионализации по причине собственной неосведомленности. Исходя из этого, была поставлена задача введения руководителей организаций, в структуру которых входит психологическая служба, в проблематику становления ПВК практических психологов средствами психологического просвещения. В целях оптимизации динамики становления ПВК практических психологов и, следовательно, улучшения качества психологической помощи была специально разработана авторская программа «Психологическое обеспечение эффективной профессионализации практических психологов», предназначенная для руководителей организаций, в структуру которых входит психологическая служба. Данная программа направлена на устранение негативных организационно-экономических и социальных характеристик деятельности, а также рабочих характеристик деятельности. Руководители испытуемых экспериментальной группы приняли участие в разработанной нами программе. Работа с такими руководителями предполагала приобретение ими знаний об особенностях трудовой деятельности практических психологов и создание в организациях оптимальных условий трудовой деятельности, способствующих совершенствованию динамики становления ПВК практических психологов и повышению качества оказываемой психологической помощи. Программа состоит из 2 блоков, длительностью 4-5 часов каждый. Для закрепления опыта и знаний, полученных в результате прохождения программы, руководителям предлагались конкретные практические рекомендации по организации оптимальных условий трудовой деятельности и создать их на местах. Среди них: не привлекать практических психологов к выполнению должностных обязанностей специалистов других профессий; обеспечить прикрепление молодого специалиста к наставнику; обеспечить учет специализации психологов; организовать процесс обучения и повышение квалификации специалистов; обеспечить специально организованным рабочим пространством в соответствие с требованиями, предъявляемыми к оказанию психологической помощи; соблюдать нормы рабочей нагрузки. После проведения формирующего эксперимента с участием руководителей испытуемых экспериментальной группы в разработанной программе, а затем организации ими на местах необходимых условий трудовой деятельности с целью оптимизации динамики становления ПВК практических психологов была проведена контрольная психодиагностика показателей ПВК практических психологов. Экспериментальной площадкой исследования стали подразделения НИИ Министерства труда и социального развития Москвы и Оренбурга (филиал). В исследовании приняли участие 30 практических психологов, находящихся на II-м этапе профессионального становления принимавших участие в эмпирическом исследовании. Они были разделены на контрольную группу (КГ) и экспериментальную группу (ЭГ) по 15 практических психологов каждая. Исследование проводилось в течение 6 месяцев. Для отслеживания динамики ПВК в специально организованных оптимальных условиях трудовой деятельности из 16 выделенных в исследовании ПВК было выбрано 5 ПВК необходимых для выполнения профессиональной деятельности практических психологов: коммуникативная компетентность; эмпатия; наблюдательность; интуиция; стиль мышления. Проведение констатирующего эксперимента не потребовалось, так как имелись результаты эмпирического исследования. Для оценки достоверности различий по средним значениям применялся t-критерий Стьюдента. К оценке результатов в ЭГ применялась формула расчета критерия для связных выборок. Полученные результаты подтвердили гипотезу о целесообразности учета выявленных условий трудовой деятельности практических психологов. Используемая в эксперименте программа «Психологическое обеспечение эффективной профессионализации практических психологов» помогает руководителям в организации оптимальных условий их трудовой деятельности. Для сравнения результатов КГ и ЭГ использовалась формула расчета критерия для несвязных выборок. Эти данные статистически подтвердили различия между показателями ПВК: коммуникативная компетентность; эмпатия; наблюдательность; интуиция; стиль мышления в группах, где учитывались и не учитывались оптимальные условия трудовой деятельности практических психологов, доказывающие эффективность выявленных нами условий. Следовательно, гипотеза о целесообразности организации оптимальных условий трудовой деятельности, способствующих совершенствованию динамики становления ПВК практических психологов, подтвердилась на уровне статистической значимости. Это значит, что реализация программы «Психологическое обеспечение эффективной профессионализации практических психологов» помогает руководителям в организации оптимальных условий трудовой деятельности практических психологов.

В Заключении диссертационного исследования обобщаются основные теоретические и эмпирические результаты, приводятся выводы, определяются перспективы дальнейшего изучения рассматриваемой проблемы.

Выводы по результатам исследования:

1. Динамика становления ПВК практических психологов представляет собой поэтапный процесс: I-й этап: овладение целями и задачами деятельности (опыт работы до 3 лет). II-й этап: самооценка эффективности опыта практической деятельности и своих личностных качеств(опыт работы 3-7 лет). III-й этап: совершенствование профессиональной компетентности и ПВК (опыт работы 7-10 лет). IV-й этап: развитие самостоятельного повышения профессиональной компетентности и ПВК (опыт работы 10 и более лет).

2. Структура ПВК практических психологов может быть рассмотрена как своеобразная «пирамида». Ее нижним «ярусом» являются врожденные свойства индивидуальности (эргичность коммуникативная, эргичность интеллектуальная, эргичность психомоторная, пластичность психомоторная, скорость психомоторная, скорость коммуникативная). Средний «ярус» составляют личностные особенности (ответственность, обязательность, исполнительность, порядочность, честность, доброжелательность, бескорыстие). Верхний «ярус» включает собственно профессиональные качества, которые формируются в процессе обучения в вузе и получают дальнейшее развитие в ходе послевузовского профессиогенеза (коммуникативная компетентность, наблюдательность, эмпатия, интуиция, стиль мышления). Все эти качества, объединяясь, образуют целостную структуру личности практического психолога, которая развивается в процессе профессионального становления.

3. Модель становления ПВК практических психологов представляет собой системную взаимосвязанную и взаимообусловленную композицию, которая может быть представлена 7 основными блоками. Социальный заказ раскрывает содержание деятельности практических психологов, отраженных в руководящих документах (должностные обязанности практических психологов, положения о психологической службе, приказы и т.д.). Структура ПВК представлена в виде «пирамиды» с тремя «ярусами». Организационно-экономические и социальные характеристики деятельности образуют факторы социального характера. Рабочие характеристики деятельности представлены факторами экологического и профессионального характера. Индивидуальные характеристики деятельности раскрывают факторы психологического плана.

4. Динамика становления ПВК практических психологов может сопровождаться явлениями стагнации и регресса, порождаемых рядом негативных факторов организационного и содержательного плана. Однако они могут быть нейтрализованы реализацией определенных условий оптимизации динамики становления ПВК практических психологов. Это: недопустимость привлечения практических психологов к выполнению должностных обязанностей специалистов других профессий; обеспечение прикрепления молодого специалиста к наставнику; обеспечение учета специализации практических психологов; организация процесса обучения и повышения квалификации специалистов; обеспечение специально организованного рабочего пространства для оказания психологической помощи, соблюдение норм рабочей нагрузки.

5. Программа «Психологическое обеспечение эффективной профессионализации практических психологов» позволяет формировать у руководителей умение организовать оптимальные условия трудовой деятельности, способствующие совершенствованию динамики становления ПВК практических психологов.

III. Основные публикации автора по теме диссертации:

А. Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ:

1. Плахута О.Г. Анализ истории изучения профессионально важных качеств специалистов в отечественной и зарубежной науке / О.Г. Плахута, Н.В. Сокольская [Текст] // Инновации в образовании. 2012. № 12. С. 167-186, 1,4 п.л.

2. Плахута О.Г. Технология исследования профессионально важных качеств практического психолога и инновации в обучении / О.Г. Плахута [Текст] // Инновации в образовании. 2013. № 3. С. 126-131, 0,5 п.л.

3. Плахута О.Г.Психологическое обеспечение эффективной профессионализации практических психологов / О.Г. Плахута [Текст] // Инновации в образовании. 2013. № 12. С.136-139, 0,3 п.л.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: