Этимологический способ

· Слово «коммуникация» происходит от лат. «communico» – делаю общим, связываю, общаюсь – и означает общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т.д. Исходя из этого, коммуникацию, или общение, можно определить как специфическую форму взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности.

· Термин «лексика» происходит от греч. «lexikos» – относящийся к слову, словарный. Этот термин употребляется в нескольких значениях. Основное из них – обозначение совокупности слов, или словарного запаса, того или иного языка.

· Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» – люблю – и «sophia» – мудрость. Буквально он означает «любовь к мудрости», или «любомудрие».

· Термин «текст» происходит от лат. «textus» – ткань, сплетение, соединение – и обозначает письменное или устное речетворческое произведение, продукт (результат) речевой (речемыслительной) деятельности.

Приведите примеры объяснения терминов. Подумайте, когда используются приведённые способы (приёмы) объяснения терминов.

Выпишите из учебников и учебных пособий по вашей специальности термины и их определения.

Задание 20

1) Напишите небольшой научный текст о той области знания, которую вы изучаете. При составлении текста можете пользоваться следующей моделью.

1. Определение науки / предмета.

2. Лингвистическое происхождение названия науки, которую вы изучаете (предмета, который вы изучаете).

3. Структура науки.

4. Краткая история развития науки:

· время и предпосылки её появления;

· учёные, внесшие вклад в развитие науки, их работы.

5. Основная задача науки.

6. Методы науки.

7. Связь науки с другими науками.

8. Современный этап развития науки.

9. Значение / Роль науки в обществе.

10. Перспективы её развития.

2) Проанализируйте составленный текст:

ü определите его подстиль / разновидность; функционально-семанти­ческий тип;

ü выявите типы связей между а) абзацами, б) между предложениями;

ü определите модель построения: дедуктивная, индуктивная, рамочная, имплицитная.

3) Докажите, что это текст.

Задание 21

1) Известный современный учёный-лексиколог Л.А. Новиков написал, что «язык часто и не без основания называют языком слов». Как вы думаете, почему он так считает? Вы согласны с Л.А. Новиковым? Аргументируйте ваше мнение.

2) Разверните текст о лексике и лексикологии русского языка, взяв в качестве вступительной фразы приведённые выше слова учёного. Также можете включить в свой текст следующую информацию.

¨ Много высказываний встречается у классиков о точности и ясности выражения мысли. В.Г. Белинский писал, что знание точного значения слов и их различия между собой есть необходимое условие правильного мышления, потому что слова обозначают понятия. Чтобы точно передать понятие, необходимо знать точное значение слова. Слов недостает у людей только тогда, когда они выражают то, чего сами хорошенько не понимают. И далее В.Г. Белинский подчёркивает: «Слово отражает мысль: непонятна мысль – непонятно и слово». Человек, по мнению критика, ясно выражается, когда им владеет мысль, но ещё яснее, когда он владеет мыслью.

Знаменательно в этом отношении замечание Л.Н. Толстого: «Если бы я был царь, то издал бы закон, что писатель, который употребил слово, значение которого он не может объяснить, лишается права писать и получает сто ударов розог» (Н. Кохтев).

¨ Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной. Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает.

Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. Он запечатлел опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства. Он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлечённых и обобщающих идей и понятий. Более того, в нём таится чудесная возможность обращаться к нашей памяти, воображению, к самым разным ощущениям и чувствам, вызывая в нашем представлении живую реальность …

Какое же это необъятное и неисчерпаемое море – человеческая речь. <…>

Язык отражает глубокое знание жизни и природы, приобретенное человечеством. И не только специальный язык разных профессий – охотников, моряков, рыбаков, плотников, – но и общенародный словарь впитал в себя этот богатый и разнообразный житейский опыт. В живой народной речи запечатлелось так много накопленных за долгие века наблюдений и практических сведений из тех областей знания, которые по-учёному называются агрономией, метеорологией, анатомией и т. д. <…>

Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, – с придачей некоторого количества новых – будут служить многие столетия после нас для выражения ещё неизвестных нам идей и мыслей, для создания новых, не поддающихся нашему предвидению поэтических творений.

И мы должны быть глубоко благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие – образный, ёмкий, умный язык.

В нём самом есть уже все элементы искусства: и стройная синтаксическая архитектура, и словесная живопись. <…> (С.Я. Маршак).

¨ Каким должен быть словарный запас одного человека? Ответить на этот вопрос однозначно очень трудно. Одни исследователи считают, что для свободного общения достаточно 3-4 тыс. слов, другие, что активный словарь современного человека обычно не превышает 7-9 тыс. разных слов, по подсчётам третьих, он достигает 11-13 тыс. слов. А теперь сопоставим эти данные со словарём великих мастеров художественного слова. Например, А.С. Пушкин употребил в своих произведениях и письмах более 21 тыс. слов (при анализе повторяющиеся слова принимались за одно), причём половину этих слов он употребил только по одному или два раза. Это свидетельствует об исключительном богатстве словаря гениального поэта. Приведём сведения о количестве слов у некоторых других писателей и поэтов: Есенин – 18890 слов, Сервантес – около 17 тыс. слов, Шекспир – около 15 тыс. слов (по другим источникам – около 20 тыс.), Гоголь («Мёртвые души») – около 10 тыс. слов. А у некоторых людей запас слов бывает чрезвычайно беден. Недаром И. Ильф и Е. Петров в знаменитых «Двенадцати стульях» высмеяли Эллочку-«людоедку», которая обходилась всего тридцатью словами. И этих слов ей было достаточно, чтобы разговаривать с родными, друзьями, знакомыми и незнакомыми. Нетрудно представить себе, каким было это общение (по Л. Введенской и Л. Павловой).

3) Сформулируйте основную информацию каждого фрагмента. Определите: а) к какой разновидности научной речи можно отнести данные фрагменты; б) какова их функционально-семантическая принадлежность. Аргументируйте ваше мнение.

4) Составляя свой текст, вы можете включить в него строки русского поэта Н. Гумилёва, который так писал о роли слова:

В оный день, когда над миром новым

Бог склонял лицо своё, тогда

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города.

И орёл не взмахивал крылами,

Звёзды жались в ужасе к луне,

Если, точно розовое пламя,

Слово проплывало в тишине …

5) Вы помните, что при создании собственного текста вам следует:

· изучить каждый из текстов-источников, сформулировать для себя ещё раз их основную информацию, систематизировать её;

· определить и сформулировать основные положения, которые вы хотите раскрыть в своём тексте, составить простой или сложный план в удобной для вас форме;

· решить, для какой аудитории вы создаёте текст (то есть вспомнить разновидности научной речи);

· отобрать из текстов-источников материал для раскрытия пунктов плана, записать его в виде микротекстов, фрагментов, выбрав соответствующие языковые средства;

· объединить микротексты, фрагменты в единый связный текст, записать его;

· прочитать (про себя и вслух) написанный текст, оценить его с точки зрения а) полноты, глубины, точности раскрытия темы, ясности, логичности, связности изложения; б) соответствия языковых средств выбранной разновидности научной речи; в) соблюдения норм русского языка.

6) При составлении собственного текста полезно помнить слова русского лингвиста, специалиста в области культуры речи Е.Н. Ширяева. По его мнению, главнейшим требованием к хорошему тексту является следующее: «… из всех языковых средств для создания определённого текста должны быть выбраны такие, которые с максимальной полнотой и эффективностью выполняют поставленные задачи общения, или коммуникативные задачи». Поэтому, чтобы ваше общение было продуктивным, прежде всего следует определить, для чего, с какой целью вы создаете текст, каковы условия, то есть ситуация, его использования.

Задание 22

А теперь попробуйте выступить с составленным текстом (с сообщением) о лексике и лексикологии русского языка. Для этого вам нужно:

· восстановить по памяти написанный текст, затем проговорить его вслух, соблюдая акцентологические, орфоэпические и интонационные нормы русского языка, паузы;

· включить в текст введения одну-две фразы с целью привлечь внимание аудитории, установить с ней контакт (и не забудьте поддерживать его во время выступления);

· подобрать языковые средства для а) привлечения внимания слушателей (это обращения к аудитории, вопросы к ней, элементы образности, разговорной речи); б) обозначения перспективы (проспекции) и ретроспекции вашего сообщения, то есть того, о чём будет говориться в последующих частях, и того, о чём вы уже говорили; в) членения речевого потока в целях выделения важных, с вашей точки зрения, фрагментов текста; г) обращения к знаниям, опыту ваших слушателей. Всё перечисленное будет способствовать лучшему восприятию и осмыслению воспринятого, позволит сосредоточить внимание слушателей на важных, ключевых моментах;

· продумать средства упрощения синтаксиса в целях большей доходчивости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: