Плата за пользование водой

Платность является одним из основных принципов природопользования. Этим преследуют две цели: во-первых, плата за пользование природными ресурсами является источником пополнения государственного и местного бюджетов, а также экологических фондов; во-вторых, стимулирование природопользователей к рациональному использованию тех ресурсов, за которые они платят, и повышению эффективности их природоохранительной деятельности.

Платность водопользования является основным принципом экономического регулирования использования, восстановления и охраны водных объектов. Регулируется платность природопользования в гл.12 Водного кодекса РФ. Система платежей, связанных с пользованием водными объектами, включает (ст. 123 ВК РФ):

- плату за пользование водными объектами (водный налог);

- плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов. Платежи, связанные с пользованием водными объектами, осуществляют граждане и юридические лица, имеющие лицензию на водопользование.

Плата за пользование водными объектами (водный налог) поступает в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, на территориях которых осуществляется использование водных объектов. При этом в федеральный бюджет поступает 40%, а в бюджет субъекта РФ - 60% (ст.124 ВК РФ).

Важное экологическое значение имеют целевые платежи, направляемые на восстановление и охрану водных объектов. Такие платежи поступают на специальные счета федерального бюджета и бюджеты субъектов РФ, на территориях которых осуществляется использование водных объектов. Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, взимается за:

- изъятие воды из водных объектов в пределах установленного лимита;

- сверхлимитное изъятие воды;

- использование водных объектов без изъятия воды в соответствии с условиями лицензии на водопользование;

- сброс сточных вод нормативного качества в водные объекты в пределах установленных лимитов. 40% таких платежей поступает в федеральный бюджет и 60% - в бюджеты субъектов РФ. При этом за сверхлимитное изъятие воды устанавливается повышенная плата.

В соответствии со ст. 125 ВК РФ плат, поступающая в федеральный бюджет, направляется на формирование федерального целевого бюджетного фонда восстановления и охраны водных объектов. Плата, поступающая в бюджеты субъектов РФ, используется для финансирования мероприятий по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов.

Использование этих финансовых средств может быть лишь целевым: для реализации федеральных и территориальных государственных программ использования, восстановления и охраны водных объектов; защиты от вредного воздействия вод; осуществления научно- исследовательских и проектных работ, а также для иных целей, связанных с рациональным использованием, восстановлением и охраной водных объектов.

Водный кодекс РФ (ст. 128) устанавливает некоторые льготы по платежам, связанным с пользованием водными объектами. В частности, льготные предельные размеры платы, направляемой на восстановление и охрану водных объектов, устанавливаются государственным организациям, осуществляющим свою деятельность в социальной сфере, а также водопользователям, использующим водные объекты для сельского хозяйства. Льготы названным водопользователям, а также льготы другим категориям водопользователей по платежам, связанным с пользованием водными объектами и направляемым в бюджеты субъектов РФ, могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ в пределах сумм, поступающих в их бюджеты.

Есть еще один вид платежей - за загрязнение окружающей среды.

Определение размеров и взимание платы за загрязнение окружающей среды регламентируется на федеральном уровне достаточно подробно документом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г., который называется Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнением окружающей природной среды, размещением отходов, другие виды вредного воздействия. На основании Закона «Об охране окружающей природной среды» и Порядка Минприроды РФ утвердило Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей среды от 1 февраля 1993 г.1

Водный кодекс РФ устанавливает некоторые специфические требования относительно платы за загрязнение водных объектов сточными водами. Согласно ст. 125, плата за сброс в водные объекты сточных вод, содержание вредных вещества в которых превышает установленные нормативы, и сброс в водные объекты сточных вод нормативного качества сверх установленных лимитов поступает не во внебюджетные государственные экологические фонды, а в федеральный бюджет (10%), в бюджеты субъектов РФ (30%) и в местные бюджеты (60%).

При этом плата, поступающая в федеральный бюджет, направляется на формирование федерального целевого бюджетного экологического фонда. Плата, поступающая в федеральный целевой бюджетный экологический фонд, бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты, должна использоваться не менее чем на 80% для финансирования мероприятий по восстановлению и охране водных объектов. Порядок расходования средств федерального целевого бюджетного фонда восстановления и охраны водных объектов и федерального целевого бюджетного экологического фонда определяется Правительством РФ (ст. 125 ВК РФ).

Принятие федерального закона о плате за пользование водными объектами позволяет говорить о законодательном закреплении механизма самофинансирования службы водного хозяйства. Вместе с тем, здесь существует ряд проблем, которые необходимо решать путем дальнейшего развития нормативной правовой базы:

- ограничения на минимальную и максимальную ставки платы не основаны на реальной оценке затрат для воспроизводства водных ресурсов в конкретных региональных условиях;

- деление поступивших средств от платы за водопользование между федеральным бюджетом и бюджетом субъектов Российской Федерации затрудняет эффективное использование средств.

Предлагается 100 % платы за пользование водными объектами зачислять в бюджет субъектов Российской Федерации. Имея необходимые средства, взяв на себя ответственность за водные объекты на своей территории, субъекты Российской Федерации будут их содержать, поддерживать и максимально вкладывать средства в воспроизводство водно-ресурсного потенциала.

Создание экономического механизма, обеспечивающего стимулирование рационального водопользования, финансирования водохозяйственных работ, активизацию инвестиционного и инновационного процессов, является важнейшим условием реализации государственной водохозяйственной политики. При этом должно быть обеспечено:

- разработка стимулирующей системы водопользования;

- поступления в бюджетную систему доходов от платы за пользование водными объектами и использование их через реализацию целевых программ;

- создание рынка страховых услуг в водном хозяйстве;

- реализация механизма предоставления лицензий на водопользование на платной основе и введение оборота лицензий в соответствии с рыночными условиями.

 

Заключение

Россия обладает достаточным водным потенциалом, распределенным, однако, по территории страны неравномерно. Поэтому в отдельных регионах наблюдается ее устойчивый дефицит. Этот дефицит усугубляется недостаточно рациональным использованием водных ресурсов: большим расходом свежей воды в отдельных отраслях, ее неоправданными потерями. Экономии воды препятствуют действующие технологии, а также низкие цены на нее как в производственном, так и особенно в коммунальном потреблении.

Для разработки экономической политики, принятия правильных экономических решений важно знать экономическую ценность природных ресурсов и услуг. Сейчас большинство этих факторов или вообще не имеют цены, или имеют заниженную цену/оценку, что часто приводит к принятию природоемких антиэкологических решений. Недоучет экологических параметров приводит к искаженному измерению экономического развития через традиционные показатели ВВП, ВНП и др., за ростом которых может скрываться деградация окружающей среды.

В эколого-экономической оценке территории важно учитывать, что любой природный ресурс, возобновляемый или невозобновляемый, используется, как правило, не изолированно, а в связи с. другими ресурсами. Существующие схемы и технологии использования земных ресурсов настолько сложно взаимосвязаны, что использование каждого природного источника (земли, воздуха, волы, растительного и животного мира, недровых минеральных ресурсов) неизбежно влияет на объемы использования многих других ресурсов.

К настоящему времени основные проблемы, сложившиеся в водном хозяйстве, состоят в следующем:

1. Ухудшение качества воды.

Поверхностные водные объекты являются не только поставщиками воды, но и хранилищем всех водных отходов. В большинстве регионов воды рек классифицируются как загрязненные и грязные, что обусловлено снижением эффективности работы очистных сооружений в виду износа оборудования, нехватки реактивов, сокращения затрат на строительство и эксплуатацию водоохранных сооружений.

2. Углубление тенденций расточительного водопользования.

Ослабление контрольных и регулирующих функций государства привело к тому, что существовавшая ранее тенденция постоянного снижения расхода свежей воды, сброса сточных вод и загрязняющих веществ на единицу продукции сменилась на противоположную. Практически прекратился рост доли оборотного водоснабжения и мощностей очистных сооружений.

3. Возрастание материального ущерба от вредного воздействия вод.

Недостаточное финансирование предупредительных мероприятий, ослабление регулирующих функций государства, нестабильное финансовое состояние многих водопользователей приводят к ухудшению технического состояния защитных сооружений.

4. Обострение вопросов хозяйственно-питьевого водоснабжения.

Около 50% населения вынуждено употреблять воду, не отвечающую санитарно-гигиеническим требованиям.

5. Ухудшение информационного и научного обеспечения водохозяйственной деятельности.

Необходимо усиленное внимание к экологическим проблемам и, в частности, к охране водных ресурсов (рек, озер, морей, подземных вод, водно-болотных угодий и т.д.).

Несовершенство современного экономического механизма в мире приводит к негативным последствиям как для природы, так и всего социально-экономического развития.

 

 

Список литературы

1. Водный кодекс РФ. // РГ. 16.11.1995

2. Бринчук М.М. Экологическое право. - М.: Юристъ, 1998

3. Глухов В.В., Лисочкина Т.В., Некрасова Т.П. Экономические основы экологии: Учебник. - Санкт-Петербург: Специальная литература, 1995

4. Нестеров П.М., Нестеров А.П. Экономика природопользования и рынок: Учебник для вузов. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997

5. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов. - М.: УИНИТИ, 1992

6. Экономика природопользования. Материалы к практическим и семинарским занятиям. - КемГУ, кафедра общей и региональной экономики.

7. Электронная библиотека с диска.

 

 

Тест

1)Экологизация экономических законов приводит к:

-возникновению новых экономических законов

-изменению и развитию уже действующих законов

-возникновению интегральных природно-экономических законов

-возникновению эколого-экономических закономерностей

Ответ: изменению и развитию уже действующих законов

2)Платежи в природопользовании -это:

-форма экономической реализации собственности на ресурсы природы

-наказание за нерациональное природопользование

-цена природного ресурса

-согласование спроса и предложения ресурсов

Ответ: наказание за нерациональное природопользование

 

Задача

Дано:

1=1740 т.

2=31 т.

A1=0.09 усл. т/т

A2=16 усл. т/т

3=49 тыс. ден. ед.

C=161 усл. ед./усл. т.

Найти: Гу, M, Э.

Решение:

M=A1*m1+A2*m2=0,09*1740+16*31=156,6+496=652,6

Гу=161*1*652,6= 105068,6 ден.ед/год

Э=У/З=105068,6/49000=2,144

Э>1 значит предприятие выгодно.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: