1. роль коллективов в формировании личности.
2. типология коллективов.
3. признаки детского коллектива.
4. основные концепции воспитательного коллектива.
1.
Одним из основных принципов советской педагогики был принцип воспитания личности в коллективе и через коллектив. Однако с начала 90-х годов появились работы, авторы которых отрицают этот принцип как чудовищное порождение тоталитарной политической системы. Идея воспитания в коллективе сложилась еще в 18 веке. Ее реализовали в детских приютах Песталоцци, затем в нетрадиционных школах Ушинский и Толстой, в школах-коммунах Макаренко и Шацкий. Необходимость влияния коллективной жизни на ребенка обосновывается коллективной формой организации жизни (племя, род, семья). Особо много внимания влиянию коллектива на личность уделяется отечественной педагогикой в начале 20 века. Луначарский писал: «Мы хотим воспитать человека, который был бы коллективистом, жил бы общественной жизнью больше, чем личными интересами». Также он доказывал, что наиболее развитого человека можно сформировать только в коллективе, так как индивидуальность ярче проявляется на фоне коллективного в единстве или при сравнении индивидуального и общественного. Крупская (идеология детского воспитания) обосновывает идею детских организаций, активная позиция личности в коллективе, связь детского коллектива в социуме. Общепринятую в советской педагогике теорию воспитывающего коллектива сформулировал Макаренко.
В современной педагогике к принципу влияния коллектива на личность выделяются различные подходы. Рассмотрим последние учебники. Учебник Безруковой и учебник Подласова – этот принцип отрицается, критикуется с той позиции, что коллектив нивелирует личность, личность в коллективе утрачивает своеобразие. В некоторых пособиях, таких как Амонашвили этот принцип вообще не упоминается. В учебниках Сластенина, Лихачева, Вульфова утверждается, что личность воспитывается, расцветает только в коллективе.
Вообще, слово «коллектив» от лат. колективус – «собирательный» - это объединенная группа людей, объединенных общими целями, профессиональными и социальными интересами, ценностными ориентациями, совместной деят-тью и общением, взаимной ответственностью.
Детский или ученический коллектив – это реальность, для которой характерно:
·общая сфера жизнедеятельности
·сфера самоутверждения и самовыражения
·сфера общения
·гарант защищенности и поддержки
Вместе с тем, коллектив – это модель общества, носитель социально-нравственных норм и ценностей и духовная общность людей.
2.
Единой классификации коллективов в настоящее время не существует. Но выделяются различные группы коллективов по следующим основаниям:
1) по содержанию объединяющей деят-ти. Выделяются коллективы: учебные, трудовые, научные, общественно-политические, художественно-творческие, клубные (по интересам), спортивные.
2) По внешне заданным функциям: производственные и воспитательные.
3) По степени сложности структуры: первичные и вторичные. Первичные – это те, которые являются неделимыми. Вторичный коллектив можно подразделить на коллективы.
4) По юридическому статусу: формальные и неформальные.
5) По длительности функционирования: постоянные, временные, и ситуативные.
3.
Большая роль в воспитании личности принадлежит воспитательному коллективу и в частности детскому ученическому коллективу (класс), для которых характерно:
Ø Содержание деят-ти – учебная.
Ø Первичный коллектив – класс, является частью вторичного коллектива – школы.
Ø И классный и школьные коллективы могут распадаться на различные временные и ситуативные коллективы по трудовому, спортивному или иному виду деят-ти.
Ø В коллективе складываются отношения ответственной зависимости, т.е. личность ответственна перед коллективом, а коллектив ответственен перед личностью, строит свою деят-ть, систему отношений с учетом интересов конкретной личности.
Ø В коллективе существует равенство прав и при разделении ролей и делегировании своих полномочий органам самоуправления.
Ø Общие социально значимые цели и перспективы и совместная деят-ть, направленная на их реализацию.
Ø В коллективе складываются отношения сплоченности, т.е. определенная степень единства коллектива, обусловленная общими целями.
Выделяются этапы развития детского коллектива:
этапы | Задачи и позиция актива | Хар-ка внутренних отношений | Отношения с другими коллективами | Задача восп-ля, эволюция требований |
Актив только выявляется, уровень самостоятельности его членов низкий | Преобладают личные часто конфликтные отношения | Проявляются слабо или отсутствуют | Активное узнавание детей, выявление актива, требования прямые и категоричные | |
Актив становится авторитетным, вырабатывает свои требования, растет его самостоятельность | Лидерство актива. Устойчивые отношения взаимной ответственности, развиваются деловые и зарождаются гуманистические отношения | Формируется коллективное самосознание (мы - коллектив). Складываются отношения с другими коллективами | Расширить актив, вовлечь всех в деят-ть, требования опосредованные через актив | |
Полная самостоятельность и самоуправление | Формируются гуманные отношения, единые ценности, складываются эмоциональные комфорт и защищенность | систематические | Поддерживать и стимулировать самоуправление, интерес к другим коллективам, требования в форме общественного мнения | |
Побуждение к самовоспитанию, развитие творческой индивидуальности каждого | Статус каждой личности высок, положение благоприятное | Расширяются и совершенствуются | Требования предъявляет каждый по отношению к самому себе |
1 этап – воспитатель – субъект воспитания
2 этап – актив – субъект воспитания
3 этап – коллектив – субъект воспитания
4 этап – личности – субъект самовоспитания
Основными путями формирования детского коллектива являются:
§ Умелое предъявление требования
§ Воспитание актива
§ Организация перспектив коллективной жизни. По Макаренко, должно быть три перспективы: ближняя, средняя, дальняя.
§ Принцип параллельного действия личности и коллектива (воспитатель --- коллектив --- личность – опосредованное или параллельное действие). ((Прямое действие или обычное: воспитатель --- личность --- коллектив))
§ Складывание и влияние традиций
§ Создание оптимистического настроя - «Тон - мажор».
4.
Антон Семенович Макаренко.
Он разработал основные законы жизнедеятельности коллектива и коллективного воспитания.
1) Закон параллельного действия: воспитатель --- коллектив --- личность.
2) Закон развития или движения коллектива. «Форма бытия свободного человеческого коллектива – движение вперед, форма смерти - остановка».
3) Закон перспективных линий. «Суть его в организации новых перспектив в исполнении уже имеющихся, в постепенной подготовке более ценных».
Ближняя цель --- средняя цель --- дальняя цель --- дальняя цель 1 --- …
Ближняя цель --- средняя цель --- дальняя цель --- …
4) Целеустремленность. Будут реализованы цели при желании и готовности дойти до конца.
5) Закон целостности воспитательной деят-ти. «Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически и отдельно средство может быть и положительным и отрицательным, решающим моментом является не прямая логика, а логика и движение всей системы средств, гармонически организованных».
6) Закон взаимной ответственности, а также проявление определенного тона и стиля отношений в коллективе.
Теория Лутошкина Анатолия Николаевича.
Этапы развития детского коллектива:
1) Песчаная россыпь.
2) Мягкая глина (коллектив – это материал, с которым легко работать).
3) Мерцающий маяк (есть внутренняя сплоченность в коллективе, выделяются лидеры. Плохо: активность периодическая).
4) Алый парус (есть общая устремленность, желание работать, но иногда у актива нет желания признавать свои ошибки).
5) Горящий факел (лидер ради коллектива готов делать все).
Новикова и Куракин.
Детский коллектив это:
v Своеобразный инструмент, создание которого обуславливается необходимостью воспитания всех и каждого в отдельности.
v Создается в связи с созданием воспитательной системы, что позволяет организовывать систему деят-ти и отношений. В связи с этим детский коллектив – это единство общего особенного (группового) и единичного (личного).
v Детский коллектив – это общность людей, основанная на общих интересах, и выступает как субъект и объект воспитания.
v Взаимодействие личности и коллектива – это двухсторонний процесс, включающий идентификацию личности с коллективом и ее обособление в коллективе.
v Для детского коллектива характерен общинный тип взаимодействий.
Взаимодействуя с коллективом, педагог должен уметь:
· Осуществлять его диагностику
· Определять цели и перспективы развития коллектива
· Планировать и стимулировать коллективную деят-ть
· Сочетать педагогическое руководство с развитием инициативы
· Организовывать коллективное самоуправление
· Применять адекватные методы, приемы, технологии управления общением и коллективной деят-тью.