Их сущность, взаимосвязь и использование в образовательном процессе

Принципы воспитания и обучения тесно взаимосвязаны между собой, функционируют как целостная система. Только совокупное действие всех принципов обеспечивает успешное определение задач, отбор содержания, выбор форм, методов, средств деятельности педагога и педагогически целесообразную деятельность воспитанников.

Принцип научности всегда выступает в единстве с требованием доступности и посильности; принцип сознательности и активности неразрывно связан с требованием управляющей роли педагога; принцип прочности и действенности результатов, в свою очередь, предполагает обеспечение сознательности и активности и т.д.

Основные задачи воспитания и их взаимосвязь. Содержание воспитания: сущность, ценности, формы реализации, требования ФГОС общего образования. (характеристика одного из направлений воспитания по выбору экзаменуемого).

Цель воспит. – фор-ние разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Задачи воспитания: - формирование гражданственности, патриотизма и нацио­нального самосознания на основе государственной идеологии; подготовка к самостоятельной жизни и труду; формирование нравственной, эстетической и экологической культуры; овладение ценностями и навыками здорового образа жизни; форми-ние культуры семейных отношений;создание условий для социализации и саморазвития личности обучающегося. Традиционными составными частями воспитания называют умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое. 1.Умственное воспитание вооружает обучаемых системой знаний основ наук. В ходе и в результате усвоения научных знаний закладываются основы научного мировоззрения. Мировоззрение — это система взглядов человека на природу, общество, труд, познание Задачи:усвоение определенного объема научных знаний; развитие познавательных интересов; форм. познавательной активности;развитие потребности постоянно пополнять свои знания,повышать уровень общеобразовательной и специальной подготовки. 2.Физическое воспитание — неотъемлемая составная часть почти всех воспитательных систем. Физическое воспитание также способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

Задачи укрепление здоровья, повышение умственной и физической работоспособности; формирование гигиенических навыков;воспитание нравственных качеств, развитие стремления быть здоровым 3.Трудовое воспитание и политехническое образование. Трудовое начало воспитания — важный, проверенный веками принцип формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Политехническое образование направлено на ознакомление с основными принципами всех производств. Правильно поставленное политех. Образов. развивает трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, готовит к осознанному выбору профессии. 4.Нравственное воспит. подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества. 5. Эстетическое воспит. —еще один базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников(воспитание эстетической культуры; развитие эстетических чувств; формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, делах, поступках, внешнем виде).Задачи включения в эстетическую деятельность предполагают активное участие каждого воспитанника в созидании прекрасного своими руками: практические занятия живописью, музыкой, хореографией, участие в творческих объединениях, группах, студиях и т. п.

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом фгос общего образ. процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Таким образом, духовно-нравственное развитие граждан России является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой социальный заказ для общего образования.

Духовно-нравственное(Д-Н)развитие гражданина России – это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.

Д-н развитие личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом.

Д-н разв. Осущ. в пед. организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:

-семейной жизни;

-культурно-регионального сообщества;

-культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей традиционных российских -религий;

-российской гражданской нации;

-мирового сообщества.

Д-н разв. представляет собой постепенное расширение ценностно-смысловой сферы личности под влиянием процессов обучения, воспитания и социализации.

Д-н развитие в общеобразовательной школе обеспечивается программами воспитания и социализации российских школьников. Для каждой ступени: начального, среднего, старшего (полного) общего образования – разрабатываются особые программы воспитания и социализации обучающихся.

Программы воспитания и социализации должны иметь непрерывный и комплексный характер, быть интегрированы со всеми компонентами образовательного и социально-воспитательного пространства.

Воспитание и социализация школьников, обеспечивающие их д-н развитие, интегрируют все основные виды их деятельности:

-урочную;

-внеурочную (культурные практики);

-внешкольную (социальные практики);

-семейную;

-общественно полезную.

Д-н воспитание учащихся не может полноценно осуществляться силами одной только общеобразов.школы. Необходимо активно включать в этот процесс семью, традиционные российские религиозные организации, общественность, СМИ, учреждения культуры, спорта, социальные учреждения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: