Коллектив как условие воспитания и самореализации личности. Признаки

Этапы развития коллектива. Закон движения коллектива

(перспективы). Взаимоотношения личности и коллектива.

Коллектив — группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в

процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития (Псих.

словарь).Представителем отечественной педагогики, разрабатывавшим теорию коллектива,

был А. С. Макаренко - Коллектив — это целеустремленный комплекс личностей, объединенный общественно значимыми целями, совместной деятельностью по их достижению, взаимной ответственностью и самоуправлением.

Коллектив:
1- передает поведенческий опыт в позициях подчинения, активного противопоставления и руководства.
2- появление взаимоответственности за конечные результаты, взаимопомощи.
3- реализация физического и художественного потенциала личности.
4 — приобретение индивидуального опыта, на основе которого формируются

индивидуальные черты, свойства, и присваивается общественный опыт.
5 — удовлетворяет потребности в общении и самоутверждении;
6- дает возможность познать себя, свои достоинства и проблемы.

Признаки коллектива (по Макаренко):
1- общественно ценные (значимые) цели;
2 — совместная деятельность по их достижению;
3 — отношения взаимной ответственности;
4 — организация органов самоуправления;
5 — направленность деятельности на общую пользу.
6 — наличие положительных традиций в коллективе;
7 — сплоченность;
8 — атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности;
9 — сознательная дисциплина.

Стадии (этапы) развития коллектива по характеру предъявляемых педагогом

требований и позиции педагога (по А.С.Макаренко):
1.становление коллектива
(стадия первоначального сплочения).
Педагог организует жизнь и деятельность группы, объясняя цели и смысл деятельности и предъявляя требования.
Группа отличается разобщенностью, невыполнением обязанностей...
Задача пед. – сформировать актив. стадия счит. завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, появ. общая цели..

2 усиление влияния актива.
Актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их членам коллектива.
Коллектив выступает уже как целостная система. Коллектив выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности.
Задача пед. — расширять актив, т. е. организация и налаживание отношений внутри

коллектива. Формируется коллективное самосознание: «Мы – коллектив».

3 расцвет коллектива.
Большая часть группы предъявляет более высокие требования к себе нежели к товарищамМеняются отношения коллектива к целям, друг к другу, возникает благоприят. социально-псих. Климат. Полная самоуправляемость и самоуправление.

4 происходит побуждение всех членов коллектива к самовоспитанию, создаются условия для развития творческой индивидуальности всех членов коллектива. Расширяются и совершенствуются связи с другими коллективами. Выполнение нравственных норм

становится потребностью каждого воспитанника.

Развитие коллектива рассматривается как плавный процесс перехода от одной


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: