Педагогическое проектирование. Цель, объекты, принципы. Уровни и формы проектирования. Этапы проектирования. Логика проектирования образовательного процесса

Пед. проектирование — это предварительная разработка основных частей, деталей, которые необходимы для дальнейшей деятельности обучающихся и обучающего, функция любого педагога. Пед. проектирование – это создание предположительных вариантов предстоящей деятельности и прогнозирование ее результатов. Основоположник теории и практики пед. проектирования — А.С. Макаренко, который рассматривал воспитательный процесс как организованное «педагогическое производство».Объекты пед.проектирования:1) пед. ситуация составная часть пед. процесса возникают или создаются в процессе урока, экскурсии и т.п., и тут же разрешаются. входят 2 субъекта деят-ти – пед. и ученик, и способы их взаимодействия. 2) пед. процесс объединение в единое целое тех компонентов, которые способствуют развитию учащихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии. 3) пед.система целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека. Принципы пед. проектирования:1) Принцип человеческих приоритетов, предполагает:
А) реальным потребностям, интересам и возможностям своих воспитанников;
Б) ненавязывание учащимся выполнение своих проектов.В) отказ от жесткого и детального проектирования, возможность для импровизации;Г) ставить себя на место учащегося и мысленно прогнозировать его поведение, 2) Принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций – т.е. создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению. Формы пед. проектирования — это документы, в которых описывается с разной степенью точности создание и действие пед. систем, процессов или ситуаций: 1) Концепция это, ведущий замысел, теоретические исходные принципы построения пед. систем, строится на результатах научных исследований. 2) Модель – аналог пед. процесса, в котором отражаются его компоненты и взаимосвязи между ними. (Пр.-модель выпускника, в которой отражены приоритетные качества личности). 3) План —документ, в котором дается перечень дел (мероприятий), порядок и место их проведения (учеб.план, пл. учебно-воспит. работы, пл. урока и др.). Уровень пед.проектированияэто степень обобщенности проектных процедур и результата, которая используется в рамках проектных действий:1) Концептуальный — создание концепции объекта или его прогностическое модельное представление (модель образовательного стандарта, концепция программы, проект учебного плана). 2) Содержательный (стандарт начального образования, программа развития гимназии). 3) Технологический — алгоритмическое описание способа действий (технология полного усвоения учебного материала, методика коллективного творческого дела). 4) Процессуальный — выводит проектную деят-ть в реальный процесс (методические разработки уроков, сценарий проведения праздника и др.) Этапы проектирования:I этап – моделирование это разработка целей (общей идеи) создания пед. систем и основных путей их достижения. II создание проекта дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования. III конструирование дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях. Логика проектирования образовательного процесса (Г.Е.Муравьева):1 анализ исходных данных, конкретизация образовательных целей 2 генерирование идей: составление вариантов технологических способов обучения, 3 оценка каждого варианта и выбор оптимального – создание общей модели проектируемого образовательного процесса 4. разработка приемов реализации выбранного технологического способа. 5 подбор необходимого материально-технического оснащения образ.процесса 6 мысленное экспериментирование – проигрывание будущего процесса 7 документальное оформление проекта.

Технологии репродуктивного типа: монологического изложения информации, технология формирования умственных действий с заранее намеченными свойствами, технология взаимообучения. (Характеристика одной из технологий по выбору экзаменуемого технология).

Пед. технология – это продуманная во всех деталях модель совместной пед. деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

!Технология формирования умственных действий с заранее намеченными свойствами (П.Я.Гальперин): опирается на положения Л.С.Выготского и А.Н.Леонтьева о том, что внешние материальные действия, с которыми имеет дело учащийся, постепенно преобразуются (интериоризуются) во внутренние, умственные действия. Это является основой рационального управления процессом усвоения ЗУН.

Этапы формирования умственных действий:1 этап – «мотивационный» создание и поддержание мотивации обучаемого; 2 эт. предварительное ознакомление с действием, (разъясняют цель, указывают на что надо ориентироваться при выполнении действия, как его выполнять), П.Я. Гальперин разграничил две части осваиваемого предметного действия: его понимание (играет роль ориентировки и названа «ориентировочной») и умение его выполнить (исполнительная часть). Особое значение — у ориентировочной части.

Выделяют 3 типа такой основы:
1-й тип – характеризуется неполнотой, ориентиры представлены в частном виде и выделяются самим учеником путем слепых проб. Действие формируется медленно, с большим количеством ошибок.
2-й тип — включает все условия, необходимые для правильного выполнения действия, но они даются ученику в готовом виде, в конкретной форме.Формирование действия идет быстро и безошибочно, но сфера переноса действия ограничена.
3-й тип – ориентировочная основа имеет полный состав, ориентиры представлены в обобщенном виде, характерном для целого класса явлений.. Действию присущи безошибочность, быстрота процесса формирования, большая устойчивость, широта переноса.

3 этап – выполняют действия во внешней, развернутой форме и усваивают содержание действия (состав всех операций, правило выполнения);
4 этап – внешнеречевой этап. Все элементы действия представлены в форме внешней речи (устной или письменной), но действие обобщается и сокращается;
5 – действие сопровождается проговариванием «про себя»;
6 – «умственный». Полный отказ от речевого сопровождения действия, формирование умственного действия в свернутом виде – интериоризация. Действие максимально сокращается и автоматизируется. ПРИМЕР. «Например, нужно кого-то обучить не делать определенные грамматические ошибки.»На карточки выписываются те грамматические правила, на которые делаются ошибки. карточке в той последовательности, в которой их следует применять к написанной фразе. Сначала требуется, чтобы обучаемый вслух читал первое правило и применял его к фразе, затем вслух читается второе правило и так далее до конца карточки. 2.На втором этапе, когда правила выучены наизусть, можно отложить карточку, но все еще следует произносить правила вслух. 3.На следующем этапе предполагается произнесение правил про себя при их применении. 4. Н аконец, на заключительном этапе человек способен применить правила Достоинством технологии поэтапного формирования умственных действий является создание условий для работы ученика в индивидуальном темпе и для мотивированного самоуправления учебно-познавательной деятельностью.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: